АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-2110/2021
18 мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Администрации города Новый Уренгой (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании распоряжения от 10.12.2020 № 1340-рз об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" – представитель не явился,
от заинтересованного лица - Администрации города Новый Уренгой – ФИО1 по доверенности от 03.11.2020 года №120,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Новый Уренгой (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), в котором просило:
-признать незаконным распоряжение заместителя Главы Администрации города Новый Уренгой от 10.12.2020 № 1340-рз.
14.05.2021 от Администрации города Новый Уренгой в суд поступил отзыв на заявленные требования.
17.05.2021 года от ООО «Ямалконсорсинг» в суд поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя.
На 17 мая 2021 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 17.05.2021 года на 10 часов 10 минут).
В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
В предварительное судебное заседание по делу не явился представитель заявителя, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.
Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы отзыва на заявленные требования.
Заслушав представителя заинтересованного лица, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, 29.10.2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Ямалконсорсинг» обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вх. № 301-12/9279).
Распоряжением заместителя главы Администрации города Новый Уренгой от 10.12.2020 № 1340-рз заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения магазина на пересечении автодорог «УКПГ - 1 АС - Промыслы» и «Новый Уренгой - Коротчаево» по основаниям, указанным в пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (образование земельного участка приведет к нарушению пп. 8 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам).
В письме исх. от 25.12.2020 № 101-14-02/865 Департамент указал, что на испрашиваемом земельном участке находится объект: магазин с мансардой (кад. номер 89:05:020501:4843), в отношении которого заинтересованным лицом проводятся мероприятия по принятию его в муниципальную собственность.
С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил:
-признать незаконным распоряжение заместителя Главы Администрации города Новый Уренгой от 10.12.2020 № 1340-рз.
Суд отказывает в удовлетворении предъявленного требования.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу указанных выше норм права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка. При этом, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории (ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 3К РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ) является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В свою очередь, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Из содержания указанной нормы следует, что воля законодателя была направлена на обеспечение исключительного права собственника объекта недвижимости на землепользование и принципа единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В рассматриваемом деле судом установлено, что на спорном земельном участке расположено здание: «Магазин с мансардой», площадью 146,8 кв.м с кадастровым номером 89:05:020501:4843 (далее по тексту, здание).
Между тем, здание не признано самовольной постройкой в порядке, предусмотренном ст. 222 ЗК РФ, также до настоящего времени органами местного самоуправления не принято решение о сносе самовольной постройки.
В ходе рассмотрения дела № А81-7365/2018, на которое ссылается заявитель, судом апелляционной инстанции отражено, что по информации, предоставленной ИП ФИО2, имевшей правопритязания на объект, Здание было возведено в 2001 году.
Следует отметить, что Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 29.04.2021 года по делу №А81-7365/2018 не исключил возможность признания наследниками имущественных прав на Здание при наличии правовых оснований (ст. 222 ГК РФ). Так, суд в постановлении указал:
- Как указано в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ (абз. 4 стр. 6 постановления).
-Кроме того, из обозначенной выше правовой позиции следует, что при определенных условиях заинтересованные лица (наследники) могут обратиться с самостоятельным иском о признании права собственности на самовольную постройку (абз. 2 стр. 7 постановления).
Согласно п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (ст. 20 ЗК РФ утратила силу с 01.03.2015 на основании Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ).
Однако до настоящего времени право собственности на Здание не оформлено.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указаны в ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
28.12.2020 Здание было поставлено на учет в качестве бесхозяйного.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
На протяжении данного периода времени на Здание могут быть заявлены правопритязания и, впоследствии, лицо, оформившее права на объект, будет иметь исключительное право на приобретение земельного участка под ним в собственность или в аренду (ст. 39.20 ЗК РФ).
При указанных обстоятельствах, проведение аукциона на земельный участок, занятый объектом недвижимости, который не признан самовольной постройкой и в отношении которого не принято решение о сносе и не установлены его собственники, может нарушить права третьих лиц и будет противоречить нормам ЗК РФ.
Таким образом, решение Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях дальнейшего проведения торгов является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на судебные акты по делу № А33-12342/2019, суд отмечает, что в указанном деле установлены иные фактические обстоятельства, а именно имеется вступившее в законную силу решение суда о сносе объекта, расположенного в его границах.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу изложенного требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. относятся на заявителя.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении предъявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова