Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард Дело №А81-2121/2010
08 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кустовым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Управления капитального строительства и капитального ремонта» к Администрации МО Надымский район ЯНАО об оспаривании предписания от 04.03.2010 № 1-ПЛ-2010 в части,
в заседании приняли участие:
от заявителя – представитель не явился;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 23.06.2010 № 7889/ВЧ-06,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение «Управления капитального строительства и капитального ремонта» (далее – заявитель, Муниципальное учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации МО Надымский район ЯНАО (далее – ответчик. Администрация) о признании недействительным предписания от 04.03.2010 № 1-ПЛ-2010 в части подпунктов 1-8 пункта 1.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Администрацией неверно определены даты муниципальных контрактов, так как по мнению заявителя, датой контракта следует считать дату последней подписи.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Заявитель о времени и месте судебного заседания уведомлен, дело просит рассмотреть без участия своего представителя.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрацией в период с 28.01.2010 по 25.02.2010 проведена проверка Муниципального учреждения о соблюдении требований законодательства РФ в сфере размещения заказов.
В ходе проверки установлено нарушение Муниципальным учреждением пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) выразившееся в несвоевременном направлении сведений о заключенных муниципальных контрактах в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления.
По итогам проверки составлен акт № 1-П-2010 от 25.02.2010 и вынесено предписание от 04.03.2010 об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Не согласившись с предписанием Администрации, заявитель обратился в суд о признании его недействительным в части.
Требования заявителя основаны на том, что проверяющими неверно определены даты заключения контрактов.
По мнению заявителя, дата контракта, с соответствие со ст.ст. 425,433 Гражданского кодекса РФ, является дата его фактического подписания.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходит из следующего.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 94-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (далее - реестры контрактов), осуществляют ведение соответственно реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.
В реестрах контрактов должны содержаться следующие сведения:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ размещения заказа;
4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;
7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);
8) сведения об исполнении контракта.
В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1 - 7 части 2 настоящей статьи сведения соответственно в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 постановления Главы муниципального образования Надымский район от 20.12.2007 г. № 1220 «О реализации на территории муниципального образования Надымский район положений Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» органом, уполномоченным на ведение реестра муниципальных контрактов, является Департамент финансов Администрации муниципального образования Надымский район.
Таким образом, Муниципальное учреждение должно было в течение трех рабочих дней со дня заключения муниципальных контрактов направить в Департамент финансов Администрации муниципального образования Надымский район (далее по тексту – Департамент финансов) перечисленные в законе сведения.
Согласно п. 3 постановления Главы муниципального образования Надымский район от 20.12.2007г. № 1220 «О реализации на территории муниципального образования Надымский район положений Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов является Администрация муниципального образования Надымский район.
Муниципальным учреждением в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.06.2005 г. № 94-ФЗ были заключены следующие муниципальные контракты:
- договор от 02.03.2009 г. № 65-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Расшифровка и реконструкция водоочистных сооружений г. Надым»;
- договор от 16.02.2009 г. № 54-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Инженерное обеспечение земельного участка застройки «Жилой дом деревянного типа №№ 11, 12 в с. Кутопьюган»;
- договор от 25.02.2009 г. № 62-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Система видеонаблюдения УВД города Надыма»;
- договор от 29.07.2009 г. № 264-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Противотуберкулезный диспансер с поликлиникой и стационаром на 30 коек в г. Надыме».
- муниципальный контракт от 18.08.2009 г. № 08-237-09/08 на капитальный ремонт объекта: Жилой фонд п. Ягельный (сантехнические работы);
- муниципальный контракт от 19.10.2009 г. № 08-269-09/10 на капитальный ремонт объекта: «Комплекс зданий УВД г. Надым»;
- муниципальный контракт от 28.08.2009 г. № 08-239-09/08 на капитальный ремонт объекта: Жилой фонд п.Заполярный (общестроительные работы);
- муниципальный контракт от 09.11.2009 г. № 11-12/09 на поставку товаров для муниципальных нужд для объекта «Дизельная электростанция в с.Кутопьюган».
Перечисленные выше договоры №№ 54-Э, 62-Э, 65-Э, 264-Э в соответствии со ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ должны именоваться муниципальными контрактами. Данный факт так же отмечен проверяющим органом как нарушение.
По муниципальному контракту от 18.08.2009 г. № 08-237-09/08 на капитальный ремонт объекта: Жилой фонд п. Ягельный (сантехнические работы):
В сведениях о контракте, поданных 26.08.2009г., указана дата его заключения – 25.08.2009г. Затем, 09.10.2009г., в целях исправления технической ошибки, МУ «УКСиКР» были поданы измененные сведения о контракте, где также в строке «дата заключения контракта» была указана дата 25.08.2009г. Аналогичные сведения о дате заключения контракта были указаны в сведениях об исполнении (о прекращении действия) муниципального контракта) от 25.11.2009г.
В расшифровке к муниципальному контракту, соглашении о расторжении муниципального контракта от 24.11.2009г., справках о стоимости выполненных работ и затрат, платежных поручениях № 960 от 29.10.2009г., № 1091 от 26.11.2009г. истец указал другую дату муниципального контракта – 18.08.2009г.
По муниципальному контракту от 19.10.2009г. № 08-269-09/10 на капитальный ремонт объекта: «Комплекс зданий УВД г. Надым»:
В сведениях о контракте, поданных 23.10.2009г., указана дата его заключения – 23.10.2009г.
В расшифровках к договору, дополнительном соглашении от 25.02.2010г., платежных поручениях от 18.12.2009г. № 1243 от 25.03.2010г. № 202, от 11.03.2010г. № 151, справках о стоимости выполненных работ и затрат указана дата муниципального контракта – 19.10.2009г.
По муниципальному контракту от 28.08.2009г. № 08-239-09/08 на капитальный ремонт объекта: Жилой фонд п. Заполярный (общестроительные работы):
В сведениях о контракте, поданных 01.09.2009г., указана дата его заключения – 31.08.2009г.
В расшифровках к договору, дополнительном соглашении № 1 от 02.03.2010г., платежных поручениях от 29.03.2010г. № 223, от 18.12.2009г. № 1236, от 27.11.2009г. № 1099, от 29.10.2009г. № 945, от 29.09.2009 г. № 805, справке о стоимости выполненных работ за март 2010г., справке о стоимости выполненных работ за декабрь 2010г., справке о стоимости выполненных работ за октябрь 2010г., справке о стоимости выполненных работ за сентябрь 2010г., акте о приемке выполненных работ указана дата муниципального контракта - 28.08.2009г.
По муниципальному контракту от 09.11.2009г. № 11-12/09 на поставку товаров для муниципальных нужд для объекта «Дизельная электростанция в с.Кутопьюган»:
В сведениях о контракте, поданных 13.11.2009г., сведениях об исполнении контракта, поданных 24.02.2010 г., указана дата его заключения – 12.11.2009г.
В расшифровке к договору, дополнительном соглашении № 1 от 31.12.2009г., платежных поручениях от 12.02.2010г. № 64, от 09.02.2010 г. № 55, от 23.11.2009г. № 1056, счете № 60 от 19.11.2009г., товарной накладной от 31.12.2009 г. № 97 указана дата муниципального контракта - 09.11.2009г.
По договору от 02.03.2009г. № 65-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Расшифровка и реконструкция водоочистных сооружений г. Надым»:
В сведениях о контракте, поданных 02.04.2009г., указана дата его заключения – 02.04.2009г.
В расшифровках к договору, дополнительном соглашении № 1 от 10.03.2010г., платежном поручении от 30.04.2009г. № 248 указана дата договора - 02.03.2009г.
По договору от 16.02.2009г. № 54-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Инженерное обеспечение земельного участка застройки «Жилой дом деревянного типа №№ 11, 12 в с. Кутопьюган»:
В сведениях о контракте, поданных 25.02.2009г., указана дата его заключения – 25.02.2009г.
В расшифровках к договору, дополнительном соглашении № 1 от 10.03.2010г., платежном поручении от 13.03.2009 № 99 указана дата договора – 16.02.2009г.
По договору от 25.02.2009г. № 62-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Система видеонаблюдения УВД города Надыма»:
В сведениях о контракте, поданных 05.03.2009г., сведениях об исполнении контракта указана дата его заключения – 04.03.2009г.
В расшифровках к договору, дополнительном соглашении к нему № 1 от 12.03.2010 г., платежных поручениях от 08.04.2010 г. № 275, от 19.03.2009 г. № 128, акте сдачи-приемки работ от 30.03.2010 г. указана дата договора – 25.02.2009 г.
По договору от 29.07.2009г. № 264-Э на проведение государственной экспертизы проектной документации по рабочему проекту: «Противотуберкулезный диспансер с поликлиникой и стационаром на 30 коек в г. Надыме»:
В сведениях о контракте, поданных 10.08.2009г., указана дата его заключения – 10.08.2009г.
Из представленных контрактов видно, что Муниципальное учреждение устанавливает две даты:
1) дата заключения, определяемая в соответствии со ст. 433 ГК РФ, указанная в сведениях о муниципальных контрактах;
2) дата составления проекта муниципального контракта, указанная после наименования, номера, места заключения муниципального контракта перед преамбулой к нему.
Положением о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2006 г. № 807 (далее по тексту – Положение о ведении реестров контрактов), утверждена форма Сведений о государственном или муниципальном контракте (его изменении), заключенном государственным или муниципальным заказчиком (далее по тексту – Сведения о контракте).
В указанную форму включаются сведения о дате заключения муниципального контракта, что соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 94-ФЗ.
Указание даты составления муниципального контракта в Сведениях о контракте действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из смысла, целей, задач принятия Федерального закона № 94-ФЗ требования, предъявляемые к оформлению муниципальных контрактов должны быть очень жесткие, регламентированные, не должны допускать двусмысленности, неопределенности в установлении даты муниципального контракта.
В правоприменительной практике при заключении муниципального контракта стороны указывают только дату заключения контракта, проставляя ее после подписания контракта обеими сторонами. Данное условие необходимо в целях соблюдения финансовой дисциплины по использованию бюджетных средств.
Согласно ч. 6 Федерального закона № 94-ФЗ порядок ведения реестров контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В качестве приложения к Положению о ведении реестров контрактов утверждена формы документа «Сведения об исполнении (о прекращении действия) государственного или муниципального контракта».
В указаниях по заполнению данной формы определено, что в графе 2 указывается дата, номер и наименование документа, подтверждающего исполнение контракта (при его наличии), например, акт сдачи-приемки по контракту, акт урегулирования взаимных обязательств по контракту, счет-фактура или иной документ, подтверждающий взаимное исполнение обязательств сторонами.
Согласно п. 1.5 Порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов от 29.12.2007 г. № 95-р, исполнение по заключенным муниципальным контрактам, иным договорам принимается получателем средств местного бюджета только после постановки на учет принятых бюджетных обязательств в Департаменте финансов.
Истец в документах, подтверждающих исполнение спорных муниципальных контрактов, среди прочих реквизитов муниципальных контрактов указывает дату составления муниципальных контрактов, что ведет к противоречию с данными, указанными в Сведениях о контракте.
При проведении проверки членами комиссии были сделаны выводы, что Муниципальное учреждение принял на себя и исполнил бюджетные обязательства не по муниципальным контрактам, в отношении которых в установленном порядке подал сведения о контрактах, а по иным договорам - информация о которых указана в расшифровках, исполнительной документации, финансовых документах.
Поскольку истец в спорных муниципальных контрактах указал определенную им дату, то в Сведениях о контракте он обязан был указать аналогичную информацию.
Тем не менее, указанное им сделано не было, что повлекло вынесение со стороны Администрации района предписания № 1-ПЛ-2010 от 04.03.2010 г., направленное на устранение возникших противоречий.
Нарушения могут быть устранены только путем внесения истцом изменений в поданные им сведения о контрактах.
Таким образом, предписание № 1-ПЛ-2010 от 04.03.2010 г. вынесено Администрацией района в пределах ее компетенции, не противоречит действующему законодательству, не может быть признано незаконным и необоснованным.
Истец, обосновывая свои требования, ссылается на ст. 433 ГК РФ.
Согласно данной норме договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Следовательно, момент заключения муниципального контракта необходимо определять не датой его подписания той или иной стороной, а датой поступления в адрес муниципального заказчика муниципального контракта, подписанного контрагентом (подрядчиком).
То есть, дату заключения спорных муниципальных контрактов можно определить исключительно по дате, указанной на штампе входящей корреспонденции на сопроводительных письмах о направлении истцу подписанных муниципальных контрактов.
Истец, вопреки требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не доказал наличие тех обстоятельств, на которые сослался в иске как на основание заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Муниципального учреждения «Управления капитального строительства и капитального ремонта» к Администрации МО Надымский район ЯНАО о признании недействительным предписания от 04.03.2010 № 1-ПЛ-2010 в части подпунктов 1-8 пункта 1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда ЯНАО: А.В. Кустов