АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-2249/2012
06 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2013 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Лонг-Юганское линейное производственное управление магистральных газопроводов) (ИНН <***> ОГРН <***>) к администрации муниципального образования п. Лонгъюган об оспаривании решений и действий (бездействия), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина ФИО1,
при участии представителей:
от заявителя – представители не явились,
от заинтересованного лица – представители не явились,
от третьего лица - представители не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «Газпром трансгаз Югорск») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования п. Лонгъюган (далее – заинтересованное лицо, Администрация).
В своем заявлении Общество просит суд:
- признать действия главы Администрации по выдаче ордера о предоставлении квартиры № 31 в доме № 27, расположенном в п. Лонгъюган, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, незаконными;
- признать ордер № 36 от 14.01.2002 недействительным и не соответствующим законодательству Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что будучи коммерческой организацией ООО «Тюментрансгаз» (переименовано учредителем 24.01.2008 в «Газпром трансгаз Югорск») в 2000 году за счет собственных средств построило дом № 27 (строительный № 8) в п. Лонгъюган Надымского района, после чего приобрело на него право собственности. Государственные либо муниципальные предприятия в строительстве дома не участвовали, строительство не финансировали, следовательно, никаких прав на дом не приобрели. Между тем решением Надымского городского суда ЯНАО от 05.03.2012 удовлетворены исковые требования ФИО1 о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру № 31 дома 27 в п. Лонгъюган. В основу принятия решения суда общей юрисдикции положен факт выдачи главой Администрации ФИО1 ордера, дающего право на занятие указанной квартиры от 14.01.2002 г. № 36. Таким образом, ордер, выданный главой Администрации, нарушает права и интересы ООО «Газпром трансгаз Югорск», а признание права собственности на спорную квартиру, принадлежащую Обществу, за физическим лицом наносит убытки Обществу.
От заинтересованного лица поступил отзыв, с заявленными Обществом требованиями Администрация согласилась, указав на неправомерность своих действий по выдаче ордера, поскольку спорное жилое помещение не входило в состав государственной или муниципальной собственности, права на дом № 27 и спорную квартиру Администрацией не приобретались.
Определением суда от 31.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин ФИО1.
Третье лицо отзыв на заявление не предоставило.
Определением суда от 20.09.2012 производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) приостанавливалось до вступления в законную силу решения Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2012.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
На основании части 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, отзыв, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Из материалов дела и заявления следует, что постановлением Лонгьюганской сельской администрации от 17 мая 1999 года за № 8 предприятию «Тюментрансгаз» был выделен земельный участок для строительства жилого дома № 8 в п. Лонгъюган.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора мэрии муниципального образования Надым и Надымский район Надымскому 28 сентября 1999 года филиалу управления капитального строительства и ремонта предприятия «Тюментрансгаз» было выдано разрешение на выполнение строительною-монтажных работ № 438 по объекту 36-квартирный жилой дом № 8 в п. Лонгъюган Надымского района ЯНАО.
28 декабря 2000 года постановлением мэра муниципального образования Надым и Надымский район № 559 утвержден акт приемки законченного строительством объекта – 36-квартирный жилой дом № 8 с инженерными сетями в п. Лонгъюган.
На основании вышеуказанного постановления об утверждении акта приемки законченного строительством объекта ООО «Тюментрансгаз» 29 декабря 2000 года издан приказ № 458, в соответствии с которым жилой дом № 8 введен в число действующих объектов ООО «Тюментрансгаз» и передан на баланс ООО «Тюментрансгаз» (Лонг-Юганскому ЛПУ МГ), последнему поручено провести государственную регистрацию прав собственности ООО «Тюментрансгаз» на объект недвижимости (жилой дом) в государственной регистрационной палате по месту нахождения недвижимости.
Постановлением Лонгьюганской сельской администрации от 20 декабря 2000 года № 61 36-квартирному жилому дому (№ 8) присвоен почтовый адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>.
04 сентября 2001 года проведена государственная регистрация права собственности ООО «Тюментрансгаз» на объект права – 36-квартирный жилой дом, площадью 1 874,70 кв.м., этажность – 3, получено свидетельство о праве собственности № 89 РХ676535 (л.д.28).
Поквартирная регистрация прав собственности в доме № 27 п. Лонгъюган не проводилась, поскольку дом целиком принадлежал ООО «Тюментрансгаз».
По указанию заявителя дом № 27 в п. Лонгъюган сдавался в эксплуатацию.
14 января 2002 года Лонгьюганской сельской администрацией на основании решения администрации и профсоюзного комитета от 04.03.2001 ФИО1 выдан ордер на право занятия квартиры № 31 в доме № 27 в п. Лонгъюган.
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа решением от 05.03.2012 удовлетворил исковые требования ФИО1 о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру № 31 дома 27 в п. Лонгъюган. В основу принятия указанного решения положен факт выдачи главой Администрации ФИО1 ордера, дающего право на занятие указанной квартиры от 14.01.2002 г. № 36.
Полагая, что действия главы Администрации по выдаче ордера о предоставлении квартиры № 31 в доме 27 в п. Лонгъюган нарушают права и законные интересы ООО «Газпром трансгаз Югорск», Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Надымского городского суда ЯНАО от 05.03.2012 за ФИО1 и ФИО2 признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № 31 дома 27 в п. Лонгъюган по ? доли каждому. Судом было установлено, что выдача ФИО1 ордера на жилое помещение в порядке очереди на улучшение жилищных условий в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот период, бессрочного и безвозмездного проживания его и членов его семьи в спорной квартире, оплаты коммунальных услуг, указывает на заключение со ФИО1 договора социального найма жилого помещения. Кроме того, были признаны несостоятельными доводы Администрации о том, что спорное жилое помещение является собственностью ООО «Газпром трансгаз Югорск». Согласно сообщениям из УФСГР по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, а также ГУП «ОЦТИ» право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано.
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, оставляя без изменения решение Надымского городского суда ЯНАО от 05.03.2012, в кассационном определении от 07.06.2012 согласился с выводами суда и указал, что включение в уставной капитал предприятия жилого дома, в котором находится спорная квартира, не влечет за собой признание права собственности на спорное жилое помещение данным предприятием, так как в соответствии с требованиями закона право собственности должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке, чего не было сделано. Несоблюдение Администрацией требований жилищного законодательства в части заключения с истцом письменного договора социального найма жилого помещения не может ограничивать жилищные права истца, в том числе право на приватизацию жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как утверждает заявитель, дом № 27 в п. Лонгъюган, построенный за счет средств ООО «Тюментрансгаз», передан на баланс Лонг-Юганскому ЛПУ МГ приказом Общества от 29.12.2000. Земельный участок под строительство спорного жилого дома выделен на основании постановления Лонгьюганской сельской администрации от 17.05.1999 № 8, что подтверждается свидетельством о праве пользования земельным участком № 166-99 от 25.05.1999.
Из материалов дела следует, что 14.01.2002 ФИО1 Администрацией выдан ордер № 36 на право занятия квартиры № 31 в доме 27 в п. Лонгъюган. Жилое помещение предоставлялось ФИО1 как работнику УТТ и СТ в порядке, предусмотренном для улучшения жилищных условий и предоставления жилых помещений, находящихся в ведомственном жилищном фонде.
На момент предоставления ФИО1 спорного помещения действовал Жилищный Кодекс РСФСР (утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»), Закон РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», часть 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (введ. в действие с 01.01.1995 года).
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ (далее - Закон об основах федеральной жилищной политики) определял основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливал общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
В соответствии со статьей 7 Закона об основах федеральной жилищной политики к частному жилищному фонду отнесен фонд, находящийся в собственности граждан, фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств.
К государственному жилищному фонду отнесен ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.
В соответствии со статьей 9 Закона об основах федеральной жилищной политики при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Жилищный фонд социального использования формировался с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями (статья 12 Закона об основах федеральной жилищной политики).
Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 № 1333 Государственный газовый концерн «Газпром» преобразован в Российское акционерное общество «Газпром». 17.02.1993 утвержден Устав РАО «Газпром». Решением от 29.06.1999 ОАО «Газпром» было создано ООО «Тюментрансгаз».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции постановления от 06.02.2007) необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.
Включение в уставной капитал предприятия жилого дома, в котором находится спорная квартира, не влечет за собой признание права собственности на спорное жилое помещение данным предприятием, так как в соответствии с требованиями закона право собственности должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке, чего не было сделано. Предприятием зарегистрировано право собственности в целом на 36-квартирный жилой дом № 27 в п. Лонгъюган.
Учитывая действующий в 1995 году порядок предоставления жилых помещений работникам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий на предприятии, ФИО1 было предоставлено жилое помещение фактически по договору социального найма жилого помещения.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления жилых помещений, выдачи ордера был установлен ст. ст. 30, 43, 47 Жилищного кодекса РСФСР, ст. ст. 13, 21 Закона об основах федеральной жилищной политики. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РСФСР был утвержден Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 года № 335 (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 № 34, от 23.07.1993 № 726) (далее по тексту – Порядок).
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 43 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Ордер на жилое помещение выдавался на основании решения о предоставлении жилого помещения и являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 Жилищного кодекса РСФСР, пункт 47 Порядка).
В соответствии с пунктами 35, 36 Порядка в домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Пунктом 39 Порядка было предусмотрено, что списки граждан на получение жилых помещений представляются предприятиями, учреждениями, организациями в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию с целью соблюдения установленного срока заселения жилых помещений (пункт 44).
При этом в соответствии с пунктом 40 Порядка исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов при утверждении совместных решений администрации и профсоюзных комитетов о предоставлении жилых помещений рабочим и служащим не вправе включать в списки предприятий, учреждений, организаций других граждан.
Таким образом, компетенция администрации состояла в утверждении списков на получение жилых помещений, предоставляемых предприятием, и выдачи ордера на основании данных списков, поскольку ордер являлся единственным основанием для заселения в жилое помещение.
В соответствии со статьей 48 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение мог быть признан недействительным в судебном порядке в случаях представления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений. Требование о признании ордера недействительным могло быть заявлено в течение трех лет со дня его выдачи.
Ордер, в порядке, установленном статьей 48 Жилищного кодекса РСФСР, оспорен не был.
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации по выдаче ордера и признании недействительным данного ордера, ссылается на пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права; Обществу же стало известно о наличии ордера от 14.01.2002 № 36 в марте 2012 года при получении копии искового заявления о признании права собственности в порядке приватизации за ФИО1
Суд не может согласиться с доводами заявителя об отсутствии с его стороны пропуска срока на подачу заявления о признании ордера недействительным.
Как указано в заявлении, построенный за счет средств ООО «Тюментрансгаз» дом № 27 в п. Лонгъюган передан на баланс Лонг-Юганскому ЛПУ МГ приказом Общества от 29.12.2000.
Заявитель, полагая себя собственником дома № 27 в п. Лонгъюган, должен был нести бремя по его содержанию. Наличие данной обязанности свидетельствует о заинтересованности собственника знать, кем заняты и как используются помещения в составе дома № 27 в п. Лонгъюган.
При таких обстоятельствах Общество должно было быть осведомлено о последствиях предоставления ФИО1 жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, однако каких-либо действий по оспариванию жилищных прав указанного гражданина в установленном порядке и сроки не предпринимало.
На основании изложенного суд приходит к выводу о пропуске заявителем трехгодичного срока на предъявление требования о признании ордера недействительным.
Пропуск срока на предъявление требования о признании ордера недействительным является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 104, 110, 167, 168, 169, 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Лонг-Юганское линейное производственное управление магистральных газопроводов) (ИНН <***> ОГРН <***>) требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия (изготовления в полном объёме) арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Э.М. Сеитов