АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-2465/2018
17 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 октября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 12.11.2019 №309; ФИО2 по доверенности от 05.02.2019 №90;
от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 22.08.2018 №9-10-21/603; ФИО4 по доверенности от 22.08.2018 №90-10-21/608;
от третьего лица - представитель не явился,
установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – УФК ЯНАО) об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления.
Решением от 25.10.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 14.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2019 решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 по делу № А81-2465/2018 отменено в части признания недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5 представления Управления Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа, выданного на основании акта выездной проверки Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2017.
В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение в части пунктов 1, 2 представления указал, что суды не исследовали конкретные обстоятельства, связанные с возможностью финансирования из федерального бюджета спорных статей расходов применительно к предмету выездной проверки, - подпрограмме "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы", соответствующим соглашениям; не дали оценку доводам сторон с учетом представленных в материалы дела доказательств относительно объема и порядка предоставления средств из федерального бюджета на финансирование спорных статей расходов.
Также суд кассационной инстанции указал дать оценку оспариваемым пунктам 3 - 5 представления на предмет того, каким образом они нарушают права заявителя.
При повторном рассмотрении дела суд определением от 24.05.2019 предложил заявителю и заинтересованному лицу представить в суд расчеты, а также дополнительные доводы и пояснения с учетом выводов суда кассационной инстанции.
Определением от 24.06.2019 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства, отзыв от третьего лица не поступил.
Дело рассматривается судом только в части признания недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5 представления.
В судебном заседании представители департамента поддержали заявленные требования, представители УФК ЯНАО возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве и дополнениях, с учетом представленных дополнительных пояснений и расчетов суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 22.11.2017 по 26.12.2017 УФК ЯНАО, на основании приказа от 15.11.2017 № 374, была проведена выездная проверка выполнения департаментом соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы за период 2013-2016 годы.
В ходе проверки УФК ЯНАО выявлено:
- неправомерное начисление и выплаты единовременных выплат к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания, премий по итогам года, квартальных премий, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункты 1, 2 представления);
- выявлены расхождения данных Отчета ф.0503127 по состоянию на 01 января 2015, 2016, 2017 гг. и данных Главной книги, Журналов операций расчетов по оплате труда и сводами начислений и удержаний за 2014, 2015, 2016 гг. (пункты 3, 4, 5 представления);
По результатам проведенной проверки 26.12.2017 составлен акт проверки и вынесено представление, которым департамент обязывается рассмотреть информацию об указанных нарушениях, принять меры к недопущению их в дальнейшем, проинформировать УФК ЯНАО о результатах исполнения представления в срок до 01.04.2018.
Не согласившись с указанным ненормативным актом в части, департамент обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований департамент указал:
В связи с тем, что сотрудники департамента являются государственными гражданскими служащими Ямало-Ненецкого автономного округа, начисление и выплаты единовременных выплат к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания, премий по итогам года, квартальных премий, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа правомерно производилась в соответствии с нормативным правовым актом автономного округа (пункты 1, 2 представления);
Расхождение данных в сводах начислений и удержаний по заработной плате с данными формы 0503127 не является нарушением введения бухгалтерской отчётности и не ведет к искажению фактических данных, так как своды начислений и удержаний по заработной плате не являются регламентированными регистрами и приказами Минфина РФ №157н, №173н и №52н не предусмотрены. Они формируются в программе 1С и применяются для служебного пользования и основанием для отражения в регистрах бухгалтерского учета не являются (пункты 3, 4, 5 представления);
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, исходит из следующего.
Как следует из материалов проверки, в рамках взаимодействия в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа были заключены соглашения от 12.04.2013, от 07.05.2014, от 23.07.2015.
На основании указанных Соглашений в течение проверяемого периода средства федеральных субвенций ежегодно предоставлялись бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых было передано уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации – Департаменту.
Условиями Соглашений не предусмотрен особый режим для возможности применения норм, установленных законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа для расчета и выплат денежного содержания за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета.
Согласно пунктам 1 и 2 представления, департаментом, в нарушение требований части 3 статьи 133, статьи 264.1 БК РФ, статей 50, 51 Федерального № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.3, 4 приложения № 2 к приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», необоснованно начислялась и выплачивалась единовременная выплата к отпуску, в размере двухмесячного денежного содержания за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке, необоснованно производились начисление и выплата премии по итогам года, квартальной премии, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта.
Выводы контрольного органа основаны на том, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Суд поддерживает данный вывод по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
В случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 133 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838 (в ред. от 13.02.2019) утверждена «Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Методики).
При этом расходы на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лестных отношений определяются Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2015 № 534 утвержден Порядок определения расчета объема расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которому расчет норматива затрат на содержание одного работника органа, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада главного специалиста-эксперта, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763, с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании законодательства Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Следовательно, средства, выделенные из федерального бюджета в качестве субвенции субъекту Российской Федерации при отсутствии в Соглашениях особых условий, предусматривающих применение норм Ямало-Ненецкого автономного округа подлежат расходованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
При этом принятые нормативные правовые акты, регламентирующие оплату труда и дополнительные выплаты государственным гражданским служащим, Закон автономного округа от 06.12.2005 № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа» и Постановление Губернатора автономного округа от 21.06.2010 № 122-ПГ «О порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа» в данном случае не применимы так как, к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению размеры дополнительных выплат, установленные федеральными органами государственной власти.
В части расхождения данных в сводах начислений и удержаний по заработной плате с данными формы 0503127 квалифицированные УФК ЯНАО как нарушение ст. 264.1 БК РФ, статьей 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктами 2, 3, 4 приложения № 2 к Приказу № 157н (пункты 3, 4, 5 представления).
Как следует из материалов проверки, при проведении контрольного мероприятия, Департамент предоставил в качестве подтверждения произведенных начислений по оплате труда за счет средств субвенции выписки из расчетных ведомостей (Своды начислений и удержаний) с разбивкой по месяцам. По данным Сводов начислений и удержаний выявлено расхождение данных о начисленной заработной плате за счет средств субвенции, с данными о фактических расходах, указанных в Главной книге и данными о кассовом расходе за счет средств субвенции, указанных в «Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. Главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета главного администратора, администратора доходов бюджета» (код формы - 0503127).
Объективно нарушения выражены в следующем:
- в расхождении данных Отчета ф.0503127 по состоянию на 01 января 2015 и данных Главной книги за 2014 год, Журналов операций расчетов по оплате труда за 2014 год и сводами начислений и удержаний за 2014 год;
- в расхождении данных Отчета ф.0503127 по состоянию на 01 января 2016 с данными Журналов операций расчетов по оплате труда за 2015 год и сводов начислений и удержаний за 2015 год;
- в расхождении данных Отчета ф.0503127 по состоянию на 01 января 2017 с данными Главной книги (ф. 0504072), Журналов операций расчетов по оплате труда за 2016 год и сводов начислений и удержаний за 2016 год.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Оспариваемым представлением, Департаменту вменено обеспечить составление бухгалтерской (бюджетной) отчетности на основе данных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета.
В силу положений частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить одновременное наличие двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам;
- нарушение ненормативным правовым актом прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о составление бухгалтерской (бюджетной) отчетности на основе данных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета побуждает к составлению достоверной информации о финансовом состоянии и не нарушает права и обязанности Департамента.
При указанных обстоятельствах суд считает требования департамента не подлежащими удовлетворению в данной части.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в части оспаривания пунктов 1, 2, 3, 4, 5 представления Управления Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа, выданного на основании акта выездной проверки от 26.12.2017, отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Кустов