ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-2934/12 от 03.10.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-2934/2012

10 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2012 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммерсант» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании незаконным бездействия, выразившееся в не совершении действий по заявлению ООО «Коммерсант» от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ и об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленные п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился;

от департамента - представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коммерсант» (далее - заявитель, Общество, ООО «Коммерсант») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, в части реализации ООО «Коммерсант» преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...> и об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...>.

В обоснование доводов, приводимых в заявлении ООО «Коммерсант» указывает на то, что заявитель с 01.06.2005 пользуется муниципальным нежилым помещением площадью 388,30 кв.м., расположенным по адресу: <...>, на основании договоров аренды.

Заявитель полагает, что у него имеется преимущественное право на приватизацию арендуемого помещения в соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ).

Департамент с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что основанием для отказа послужило то обстоятельство, что арендуемое имущество включено в Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой для предоставления его в пользование на долгосрочной основе на срок не менее 5 лет субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы муниципального образования г.Новый Уренгой от 29.09.2009 № 9. Обращает внимание суда на то, что в своем обращении в адрес заявителя от 30.12.2011 № 2066/02 информировало о вынесении вопроса об исключении спорного объекта недвижимого имущества из Перечня на рассмотрение Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой в декабре 2011 и о принятии Советом решения не исключать арендуемое ООО «Коммерсант» нежилое помещение из Перечня и соответственно о невозможности предоставить преимущественное право выкупа на нежилое здание.

До судебного заседания от ООО «Коммерсант» поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит признать незаконным бездействия, выразившееся в не совершении действий по заявлению ООО «Коммерсант» от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ и об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) принимает уточнения.

Дело по заявлению ООО «Коммерсант» рассмотрено судом с учетом представленных уточнений.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Коммерсант» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.1994 (л.д. 71).

01.06.2005 между ООО «Коммерсант» (Арендатор) и Департаментом недвижимости муниципального образования город Новый Уренгой (Арендодатель) был заключен договор аренды нежилого помещения № 124, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 313,2 кв.м. (далее – недвижимое имущество) для торговой деятельности промышленной группы товаров (мебель) (л.д. 36-42).

Указанное нежилое помещение передано арендодателем ООО «Коммерсант» по акту приема передачи от 01.06.2005 (л.д. 41). С учетом дополнительного соглашения № 1 срок действия названного договора определен по 31.04.2006 (л.д. 43).

В дальнейшем, на основании договоров аренды от 01.05.2006 № 184, от 01.04.2007 № 55 Общество непрерывно пользуется нежилым помещением площадью 313,2 кв.м., расположенным по указанному адресу (л.д. 47-70).

Последний договор аренды в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.05.2011 заключен Обществом и Департаментом на срок до 01.06.2011, согласно которому общая площадь арендуемого нежилого помещения составляет 388,3 кв.м. (л.д. 64).

14.03.2011 ООО «Коммерсант» обратилось в Департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения, расположенного по адресу: 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>.

Письмом Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой от 28.03.2011 № 04992/02 Обществу было сообщено, о том, что данное нежилое помещение включено в Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой, предоставляемого на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, утвержденного Постановлением Главы города Новый Уренгой от 29.01.2009 № 9 «Об утверждении Перечня муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой» (л.д. 15).

30.11.2011 Общество повторно обратилось в адрес заинтересованного лица с письмом о принятии решения связанного с приватизацией арендуемого нежилого помещения.

В ответ на обращение заявителя 30.12.2012 № 20663/02 Департаментом было отказано в реализации преимущественного права выкупа нежилого помещения с повторным указанием на включение данного имущества в Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой, а также ссылкой на принятое решение Советом по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой о не исключении арендуемого ООО «Коммерсант» нежилого помещения из Перечня муниципального имущества от 14.12.2011(л.д. 16-17).

17.05.2012 ООО «Коммерсант» повторно направило обращение в адрес заинтересованного лица с требованием принять решение о приватизации арендуемого нежилого помещения.

В ответ на указанное обращение Департамент направило письмо от 05.06.2012 № 301-12/6159-02 сославшись на то, что заинтересованным лицом инициирована работа по рассмотрению вопроса исключения арендуемого Обществом нежилого помещения из указанного Перечня в целях последующего его отчуждения в собственность ООО «Коммерсант», как субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, о чем Общество будет уведомлено дополнительно (л.д. 19-20).

Общество, считая, что бездействия Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, выразившиеся в не совершении действий по заявлению ООО «Коммерсант» от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, нарушают его право на реализацию предусмотренного названным Законом преимущественного права выкупа арендуемого помещения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования заявителя подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие бездействие, выразившееся в не совершении действий по заявлению Общества от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ).

Положением части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Как усматривается из материалов дела, нежилое помещение, в отношении которого Обществом было подано заявление о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, поступило в законное владение ООО «Коммерсант» 01.06.2005, что подтверждается договором аренды нежилого помещения № 124 от 01.06.2005 (л.д.36-40), актом приема - передачи, передаваемого в аренду (л.д.41).

Заинтересованное лицо в обосновании правомерности оспариваемого отказа в предоставлении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, указывает на то, что нежилое помещение включено в Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой для предоставления его в пользование на долгосрочной основе на срок не менее 5 лет субъектам малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы муниципального образования г. Новый Уренгой от 29.09.2009 № 9.

Кроме того, в данном отказе Обществу сообщалось, что в отношении данного объекта вопрос об исключении объекта из указанного Перечня был вынесен на рассмотрение Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой в декабре 2011 года по которому было принято решение о не исключении арендуемого ООО «Коммерсант» нежилого помещения из указанного Перечня и соответственно невозможности предоставления преимущественного права выкупа на нежилое помещение.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, решением Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой от 14.12.2011 № 10 Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой было рекомендовано исключить и указанного Перечня, по мимо прочих объектов, объект – здание: магазин, расположенное по адресу: <...> (пункт 19 Перечня) (л.д. 24-23).

Согласно части 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 статьи 18 данного Закона, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.2011 № 9646/11 по делу № А40-97868/10-21-538, включение имущества уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ является препятствием для выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ был опубликован в «Российской газете» № 158 25.07.2008.

Арендуемое ООО «Коммерсант» нежилое помещение включено в названный Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой для предоставления его в пользование на долгосрочной основе на срок не менее 5 лет субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы муниципального образования г.Новый Уренгой №9 от 29.09.2009, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Таким образом, включение недвижимого имущества в упомянутый Перечень нарушает права и законные интересы ООО «Коммерсант», а также создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации Обществом преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Кроме того, Департаментом в материалы дела не предоставлены доказательства наличия обстоятельств, препятствующих приватизации недвижимого имущества и свидетельствующих о необходимости включения его в Перечень имущества, а также обстоятельств препятствующих невозможности выполнения рекомендаций Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой, заседание которого состоялось 14.12.2011, а также доказательства отказа Общества от выкупа недвижимого имущества.

При этом суд, в определении о назначении дела к судебному разбирательству от 27.08.2012 указал Департаменту, что обязанность доказывания соответствия (несоответствия) принятого решения нормам законодательства возлагается на него.

Между тем, заинтересованным лицом к отзыву из которого следует, что данное имущество включено в Перечень муниципального имущества муниципального образования город Новый Уренгой были приложены: копия доверенности от 25.06.2012 № 3; копия распоряжения о назначении ФИО2 от 13.05.2008т № 259-к; копия распоряжения о переименовании должности от 20.07.2011 № 372-к.

Каких либо иных документов, подтверждающих наличие препятствий для реализации ООО «Коммерсант» права на выкуп спорного недвижимого имущества Департаментом, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено.

При таких обстоятельствах бездействия, выразившееся в не совершении действий по заявлению ООО «Коммерсант» от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ и об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленные п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки, противоречат нормам Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Таким образом, в связи с удовлетворением заявления, с Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Коммерсант» подлежит взысканию уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Коммерсант» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, выразившееся в несовершении действий по заявлению ООО «Коммерсант» от 17.05.2012 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого площадью 388,30 кв. м., расположенного по адресу: <...>, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки.

Срок исчислять со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой в пользу общества с ограниченной ответственностью «Коммерсант» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья А.В. Кустов