ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-2992/12 от 22.10.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-2992/2012

26 октября 2012 года

Резолютивная часть решения изготовлена 22 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2012 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Максимовой О.В. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым Т.А. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Энергетик» (ИНН 8902010724, ОГРН 1048900102052) к муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» (ИНН 8902008394, ОГРН 1028900555265) и к муниципальному учреждению «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 639 068 рублей 39 копеек,

при участии в судебном заседании:

от истца ФИО1 по доверенности № 08/46 от 15.12.2011,

от МУ УЖКХ Администрации г. Лабытнанги ФИО2 по доверенности № 26 от 29.12.2012,

от МУ Департамент финансов Администрации г. Лабытнанги ФИО3 по доверенности от 03.05.2012,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-Энергетик» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 607 866 рублей 81 копейки.

Впоследствии истец увеличил исковые требования до 643 245 рублей 31 копейки, начислив проценты за период просрочки предоставления субсидий в размере 18 796 129 рублей за период с 01.02.2012 по 03.07.2012 в рамках договоров № 2-С и № 3-С от 01.01.2011 о предоставлении субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию, оказывающему населению города Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам на 2011 год услуги теплоснабжения и услуги водоснабжения и водоотведения.

Определением суда от 25.09.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика было привлечено муниципальное учреждение «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги».

В судебное заседание от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований. Истец в порядке ст. 49 АПРК РФ просит  взыскать с муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 639 068 рублей 39 копеек, а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскать их в порядке субсидиарной ответственности с муниципального учреждения «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги».

Ответчик МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» с требованиями истца не согласен, свои доводы изложил в отзыве на иск. В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве, поддержал, просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель МУ «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» поддерживает доводы УЖКХ Администрации г. Лабытнанги.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования ООО «Тепло-Энергетик» удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Лабытнанги от 31.12.2009 № 1333 утверждён Порядок предоставления субсидий за счёт средств муниципального образования города Лабытнанги на возмещение затрат, недополученых доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения населению муниципального образования город Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам (далее Порядок предоставления субсидий).

Порядок предоставления субсидий определяет цели предоставления субсидий, категории и критерии отбора организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий и порядок их отбора, источники финансирования, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно указанному порядку уполномоченным органом на предоставление субсидий является МУ «Дирекция единого заказчика города Лабытнанги, финансовым органом является МУ «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги», а получателями субсидий являются организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения населению муниципального образования город Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам.

Источниками финансирования субсидий являются собственные доходы бюджета, средства окружного бюджета, передаваемые в муниципальный бюджет на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Условия и порядок предоставления субсидий изложены в разделе V Порядка предоставления субсидий.

Согласно этому разделу предоставление субсидий осуществляется при условии заключения договора между уполномоченным органом и получателем субсидий.

Получатели субсидий, заключившие с уполномоченным органом договоры о получении субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов, представляют в уполномоченный орган в установленные Порядком предоставления субсидий сроки предусмотренные этим порядком документы для расчёта фактического размера субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов от оказания услуг населению.

Уполномоченный орган проводит проверку представленных получателем субсидий документов, предоставляет в финансовый орган заявки на текущее финансирование в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств в рамках кассового плана по исполнению бюджета в соответствующем году и прочее.

Финансовый орган на основании представленных уполномоченным органом документов производит перечисление денежных средств с лицевого счета уполномоченного органа получателю субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств и в рамках кассового плана по исполнению бюджета в соответствующем году.

Во исполнение Порядка предоставления субсидий между ОАО «Тепло-Энергетик» и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» 01.01.2011 были заключены договоры предоставления субсидии на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию, оказывающему услуги теплоснабжения/водоснабжения и водоотведения населению города Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам на 2011 год: № 2-С/31/С и № 3-С/30/С, с протоколами урегулирования разногласий к ним.

По условиям вышеназванных договоров в редакции протоколов урегулирования разногласий (пункт 2.3.), ответчик принял на себя обязательство перед истцом предоставлять субсидии на покрытие убытков, на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию в соответствии с условиями настоящего договора, фиксировать и подтверждать предоставленные потребителям фактические объёмы оказанных предприятием услуг, по запросу предприятия предоставлять сведения о количестве проживающих и характеристику жилищного фонда.

Пунктом 3.5. договоров (в редакции протоколов урегулирования разногласий) предусмотрено, что на основании предоставленных предприятием документов управление производит перечисление денежных средств на расчетный счет предприятия в течение месяца следующего за отчетным».

Как утверждает истец, условия договоров с его стороны были исполнены надлежащим образом. Ответчик же обязательства по предоставлению субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов истца за декабрь 2011 года исполнил недобросовестно. В результате чего у ответчика перед истцом образовалась задолженность, которая по акту сверки размера субсидии на возмещение затрат, недополученных доходов от оказания коммунальных услуг населению составила 18 796 129 рублей и была им погашена лишь 03.07.2012.

Ссылаясь на статьи 309, 395 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» с требованиями истца не согласно, указывает на то, что требования истца неправомерны, поскольку правоотношения с истцом являются публично-правовыми (финансовыми), а не гражданско-правовыми, применение статьи 395 ГК РФ является незаконным и необоснованным.

Кроме того, как указало в своём отзыве УЖКХ Администрации г. Лабытнанги, оно является казённым учреждением, оплата заключённых казённым учреждением договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств производится от имени муниципального образования в пределах доведённых казённому учреждению лимитов бюджетных обязательств (статья 161 Бюджетного кодекса Российской федерации).

Из представленной в дело справки Федерального казначейства № ПСК08342 от 25.06.2012 следует, что деньги из бюджета ЯНАО (межбюджетный трансфер) доведены муниципальному учреждению лишь 22.06.2012.

Как утверждает УЖКХ Администрации г. Лабытнанги, указанные денежные средства вместе с субсидией из местного бюджета (в порядке софинансирования) были выплачены истцу 03.07.2012.

Таким образом, утверждает ответчик, в отношении несвоевременной выплаты истцу субсидии пользование денежными средствами со стороны УЖКХ Администрации г. Лабытнанги отсутствует.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке ответственности за неисполнение денежного обязательства за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Субсидия на возмещение затрат, недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения потребителям по государственным регулируемым тарифам, предоставлена истцу в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса РФ.

Постановлением Администрации города Лабытнанги от 31.12.2009 № 1333 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Лабытнанги на возмещение затрат, недополученных доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения населению муниципального образования город Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам».

В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа бюджету муниципального образования город Лабытнанги предоставлены межбюджетные трансферты.

Из статьи 8 Гражданского кодекса следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком то обстоятельство, что в течение 2011 года истец осуществлял теплоснабжение, водоснабжение населения и оказывал услуги водоотведения по заниженному тарифу.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.

В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Заключая договоры № 2-С/31/С и № 3-С/30/С от 01.01.2011, УЖКХ Администрации г. Лабытнанги предусмотрело механизм возмещения выпадающих доходов. Неисполнение данного договора не меняет природу денежного требования ресурсоснабжающей организации как требования о возмещении вреда.

В соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Указанная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства вследствие неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица в виде уплаты процентов на сумму этих средств.

В силу положений главы 25 ГК РФ убытки также являются формой ответственности за нарушение обязательств.

Возмещение вреда, причиненного действиями государственного органа, органа местного самоуправления является одним из видов гражданско-правовой ответственности (убытками), а не долговым (денежным) обязательством, на убытки не могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ. Действующим законодательством запрещено применение двух мер ответственности за одно и то же правонарушение.

Поскольку проценты по отношению к убыткам, так же как и неустойка, носят зачетный характер, следовательно, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков не допускается (пункт 50 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, условием применения ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК РФ, является пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

УЖКХ Администрации г. Лабытнанги является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета, оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования.

Поскольку денежные средства для возмещения спорной суммы выпадающих доходов Департаментом финансов Администрации города Лабытнанги в адрес УЖКХ Администрации г. Лабытнанги не перечислялись, пользование УЖКХ Администрации г. Лабытнанги денежными средствами, предназначенными для перечисления истцу в рамках возмещения выпадающих доходов, не имело места.

На основании изложенного, суд находит исковые требования истца о взыскании с ответчиков процентов, предусмотренных статьёй 395 Гражданского кодекса РФ, начисленных за период просрочки выплаты субсидий на возмещение истцу затрат, недополученных доходов от оказания коммунальных услуг населению, незаконными и необоснованными, что влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в т.ч. расходы по уплате госпошлины, относятся на истца. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 16, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 104, 110, 168-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Тепло-Энергетик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и к муниципальному учреждению «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» (ИНН <***> ОГРН <***>) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 639 068 рублей 39 копеек оставить без удовлетворения.

2.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-Энергетик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 375 рублей 97 копеек, уплаченную по платёжному поручению № 1706 от 08.08.2012.

3.Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

О.В. Максимова