ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-303/17 от 05.05.2017 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-303/2017

08 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 мая 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2017 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) о признании незаконным представления Прокуратуры города Губкинский об устранении нарушений федерального законодательства,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» - Гаврилан Е.В. по доверенности от 19.04.2017 года;

от заинтересованного лица - Губайдулина Г.А. (заместитель начальника отдела прокуратуры ЯНАО, по служебному удостоверению),

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным представления Прокуратуры города Губкинский об устранении нарушений федерального законодательства.

02.05.2017 года от заявителя в суд поступили уточнения к заявленным требованиям. Так, в соответствии с заявленным ходатайством об уточнении требований Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» просит суд признать незаконным представление Прокуратуры города Губкинский ЯНАО об устранении нарушений федерального законодательства в процессе исполнения филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский производственных и инвестиционных программ на строительство и реконструкцию объектов №2-128/2016 от 30.09.2016 года.

Суд в силу ст. 49 АПК РФ принимает ходатайство Общества об уточнении требований к рассмотрению.

В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы о том, что заинтересованное лицо в оспариваемом представлении сравнивает плановые значения программ по ремонтам основных средств, утвержденные Департаментом тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО, на общую сумму 118 777,3 тыс. руб., с выполнением мероприятий согласно представленному Филиалом «Отчета о выполнении плана мероприятий филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский к работе в осенне-зимний период 2016-2017 по состоянию на 01.09.2016». При этом сравнении заместитель прокурора учитывает из представленного отчета только часть освоенных средств на выполнение ремонтных работ на общую сумму 25 938,25 т. р., не принимая во внимание выполнение мероприятий по модернизации и реконструкции ОС, выполненных в рамках Концессионного соглашения с ОМС (9 261,6 т. р.), а также, освоенные средства на строительство и приобретение ОС (21 976,3 т. р). Вышеуказанное сравнение, по мнению заявителя, является необоснованным, так как затраты на выполнение мероприятий по концессионному соглашению, равно как и затраты на строительство и приобретение основных средств, предусмотрены в составе тарифов на коммунальные услуги Филиала с источником финансирования - амортизация ОС. Таким образом, общая сумма освоения средств по выполнению плана мероприятий к работе в осенне-зимний период 2016-2017 по состоянию на 01.09.2016 года, составила 59 100,82 т. р. или 49,8%.

Кроме того, по мнению заявителя, утверждение заинтересованного лица о выявленных нарушениях при реализации производственных программ, не может быть объективным и является преждевременным, так как срок реализации производственной программы - 2016 год, а время проведения прокурорской проверки - 28 - 30 сентября 2016 года, т. е. за три месяца до окончания срока реализации производственной программы.

31.03.2017 года и 26.04.2017 года от Прокуратуры г. Губкинский в суд поступили отзывы на заявленные требования исх. №10-14-1066/2017 и исх. №14-1389/2017, в которых заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

04.05.2017 года от прокуратуры в суд поступил отзыв на уточненное заявление Общества.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования, представила суду ответ на представление прокуратуры от 11.11.2016 года, а также судебную практику.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление Общества, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Из материалов дела следует, в соответствии с п. 7.3.3 решения коллегии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2016 №-6 «Об итогах работы органов прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа за 1 полугодие 2016 года, дополнительных мерах по повышению эффективности надзорной деятельности» прокуратурой г. Губкинский в отношении заявителя проведена проверка исполнения законодательства при подготовке предприятий жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2016 -2017 г.г., в том числе выполнения производственных и инвестиционных программ, предусматривающих за счет денежных средств, заложенных в тарифе, выполнение мероприятий по капитальному ремонту, строительству и реконструкции соответствующих объектов.

В ходе проверки выявлены ряд нарушений федерального законодательства, которые по убеждению прокуратуры, требовали принятия конкретных мер по их устранению.

В силу чего и на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», 30.09.2016 года прокуратурой г. Губкинский директору филиала АО «Ямалкоммунэнерго» выдано представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым предписано:

1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

2.За ненадлежащее исполнение федерального законодательства, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения указанного выше законодательства.

3.О дне, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру города. Акт прокурорского реагирования рассмотреть с обязательным участием представителя прокуратуры города.

4.О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города в установленный законом месячный срок, с приложением документов о привлечении допустивших нарушения должностных лиц к установленной законом ответственности.

Не согласившись с указанным представлением Прокуратуры г. Губкинский, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

По правилу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, оспариваемое представление получено заявителем 04.10.2016, трехмесячный срок на оспаривание акта надзорного органа истек 09.01.2017 года, в арбитражный суд с соответствующими требованиями Общество обратилось 25.01.2017 года, то есть с пропуском срока. Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на оспаривание представления прокуратуры.

В обоснование заявленного ходатайства заявитель приводит следующие доводы. 09 января 2017 года заявитель, не согласившись с вынесенным представлением, обратился в порядке предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве РФ, в Губкинский районный суд ЯНАО с административным исковым заявлением. 19 января 2017 года судьей Губкинского районного суда ЯНАО вынесено определение, которым в принятии административного искового заявления АО «Ямалкоммунэнерго» к прокуратуре г.Губкинский ЯНАО о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в процессе исполнения производственных и инвестиционных программ на строительство и реконструкцию было отказано. Также указанным определением Губкинского районного суда ЯНАО, указано на то, что оспариваемое представление прокурора не является нормативно-правовым актом, затрагивает права и законные интересы АО «Ямалкоммунэнерго» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому оно подлежит обжалованию в арбитражный суд ЯНАО в порядке главы 24 АПК РФ.

Указанное определение Губкинского районного суда ЯНАО получено заявителем 23 января 2017 года. 25.01.2017 года заявитель с соответствующими требованиями обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая незначительность пропуска заявителем срока на обжалование представления прокуратуры, суд находит уважительными причины пропуска заявителем срока на обращение в суд с заявлением, а срок для подачи заявления - подлежащим восстановлению.

Суд рассматривает спор по существу.

По смыслу части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, основанием для принятия решения суда о признании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными решениями, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

По результатам проверок прокурор вправе применить меры прокурорского реагирования в пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре, в том числе внести представление об устранении нарушений закона.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5 части 2 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона № 190-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

В соответствии с Законом № 190-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)№ 410, которые определяют процедуру согласования инвестиционных программ, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (пункт 1 Правил № 410).

В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 410 все мероприятия инвестиционной программы должны распределяться по следующим группам:

а) строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей (с указанием объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство которых финансируется за счет платы за подключение, точек подключения (технологического присоединения), количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей), в том числе:

строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик);

строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

увеличение мощности и производительности существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

б) строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей (с указанием их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

в) реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения в целях снижения уровня износа существующих объектов системы централизованного теплоснабжения и (или) поставки энергии от разных источников, в том числе:

реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

г) мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения;

д) вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе:

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик);

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива).

Согласно пункту 12 Правил № 410 инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу о том, что разработка и реализация инвестиционных программ имеет своей целью строительство сетей и объектов ЖКХ, увеличение пропускной способности существующих сетей в целях подключения новых потребителей, увеличение мощности и производительности существующих объектов систем, реконструкцию или модернизацию существующих объектов ЖКХ, снижения уровня их износа, повышение экологической эффективности, достижения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов систем ЖКХ, повышения эффективности их работы и т.д.

Как установлено судом, приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 31.10.2014 №142-т утверждена инвестиционная программа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский по модернизации системы коммунального теплоснабжения г. Губкинский на 2015-2020 годы, с общим объемом финансирования в размере 258673 тыс. рублей (без НДС), перечнем инвестиционных проектов показателями энергетической эффективности реализации мероприятий, источниками финансирования и источниками окупаемости инвестиционной программы, согласно приложениям №№ 1,2,3.

Указанная программа устанавливает перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционных программ и источники финансирования соответствующих программных мероприятий.

Анализ указанной инвестиционной программы показал, что программные мероприятия подлежат выполнению, в том числе за счет собственных средств предприятия, то есть эффективность реализации на территории г. Губкинский мероприятий по развитию теплоснабжения поставлена в зависимость от надлежащего финансирования таких мероприятия со стороны АО «Ямалкоммунэнерго» в целом.

Разработанная инвестиционная программа АО «Ямалкоммунэнерго» в 2014 году включена в качестве экономического обоснования размера тарифа на оказываемые АО «Ямалкоммунэнерго» коммунальные услуги, и как установлено прокуратурой в ходе проверки, не выполняется филиалом и не вносятся изменения в данную инвестиционную программу.

Так, на реализацию действовавшей в проверяемом периоде инвестиционной программы по модернизации системы коммунального теплоснабжения г. Губкинский на 2015 -2020 годы (строительство Городской котельной с температурным графиком 115/70 установленной мощностью 36 Г кал/час (44 МВт), ПИР на реконструкцию и модернизацию общеузловой котельной; ПИР на реконструкцию и замену трубопроводов сетей ТС в микрорайонах города) в 2015 году предусматривалось финансирование за счет собственных средств (без НДС) в размере 51 544,3 тыс. руб., в 2016 году - в размере 41990,1 тыс. руб.

Фактически финансирование данных работ в 2015 и 2016 годах Обществом не осуществлялось, работы по модернизации системы коммунального теплоснабжения за счет инвестиционной составляющей в тарифе не выполнены.

Указанные обстоятельства заявителем никоим образом не опровергнуты, а также не представлены соответствующие доказательства.

Между тем, исходя из указанных программных мероприятий Обществу были утверждены тарифы на 2015 и 2016 годы с учетом инвестиционных затрат на проведение модернизации системы коммунального теплоснабжения г. Губкинский. Указанные затраты включены в размер платы для потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с п. 45 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №410, предусмотрено внесение изменений в инвестиционную программу, вместе с тем ни в 2015 году и не на момент проверки не планировалось внесение изменений в инвестиционную программу (документы, подтверждающие внесение изменений в инвестиционную программу не были представлены в момент проверки, а также в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа).

Данный факт подтверждается ответом АО «Ямалкоммунэнерго» (от 11.11.2016 №1.03-04.1-2016/1765) на представление прокуратуры г. Губкинский от 30.09.2016, где констатируется факт, что на основании п. 46 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №410 в настоящее время руководством АО «Ямалкоммунэнерго» ведется работа с Департаментом тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО по внесению изменений в инвестиционную программу филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский по модернизации системы теплоснабжения г. Губкинский на 2015 -2020 годы.

Таким образом, работа по внесению изменений в данную инвестиционную программу руководством АО «Ямалкоммунэнерго» начата после внесения представления прокуратурой г, Губкинский от 30.10.2016, несмотря на то, что 16.03.2016 в адрес исполнительного директора АО «Ямалкоммунэнерго» поступило письмо из Администрации г. Губкинский о внесении изменений в инвестиционную программу с выполнением актуализации схемы теплоснабжения, в котором орган местного самоуправления рекомендует заменить строительство городской котельной на его модернизацию.

Из контекста вышеизложенного можно сделать вывод, что в суровых климатических условиях, руководством АО «Ямалкоммунэнерго» обязано предъявлять повышенные требования к надежности системы теплоснабжения, так как согласно п. 2.2 Инвестиционной программы ОАО «Ямалкоммунэнерго» по модернизации системы коммунального теплоснабжения г. Губкинский в настоящий момент к существенным проблемам организации надежного и безопасного теплоснабжения муниципального образования г. Губкинский относится высокий износ городской котельной, который на сегодняшний день составляет более 80% (данный факт подтверждается инвестиционной программой).

В ходе проверки прокуратурой г. Губкинского также выявлены нарушения при реализации производственных программ по повышению эффективности деятельности ресурсоснабжающей организации – филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский.

В пункте 21 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано определение производственной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа), как программы текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 1 статьи 41 названного закона производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 данной статьи производственная программа должна содержать, помимо прочего, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы.

На основании части 4 статьи 41 Закона № 416-ФЗ производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации.

Частью 5 статьи 41 названного закона установлено, что производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 5 производственная программа, помимо прочих данных, включает: объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (подпункт «г»); график реализации мероприятий производственной программы (подпункт «д»).

Проведенной проверкой установлено, что приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 11.12.2015 №265-т, от 11.12.2015 № 266-т, от 11.12.2015 № 267-т филиалу АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский установлены тарифы на 2016 - 2018 год на реализуемые филиалом Общества коммунальные услуги.

В качестве тарифообразующих затрат, Общество представило в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО план мероприятий по капитальному ремонту (модернизации) производственных объектов, используемых для производства и передачи конечному потребителю коммунального ресурса по каждому виду производственной деятельности.

Исходя из указанных программных мероприятий Обществу были утверждены тарифы на 2016- 2018 года с учетом производственных затрат на проведение модернизации инженерного оборудования и коммуникаций. Указанные затраты включались в размер платы для потребителей коммунальных услуг.

В частности, филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский обязался произвести работы в сфере теплоснабжения за счет средств учтенных в соответствующем тарифе на общую сумму 62 507, 2 тыс. руб. при этом, как показали надзорные мероприятия на указанные цели предприятием израсходовано по состоянию на 01.09.2016 года 17140,6 тыс. руб.

В сфере водоснабжения из средств, учтенных в соответствующем тарифе, на общую сумму 29015,1 тыс. рублей на капитальный ремонт (установку) объектов водопроводного хозяйства предприятием израсходовано по состоянию на 01.09.2016 года 5381,78 тыс. рублей.

В сфере водоотведение из средств, учтенных в соответствующем тарифе, на общую сумму 27 255, 0 тыс. рублей на капитальный ремонт (установку) объектов водоотведения предприятием израсходовано по состоянию на 01.09.2016г. 3415, 87 тыс. рублей.

Указанные выше факты подтверждаются предоставленным филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинском отчетом о выполнении плана мероприятий по состоянию на 01.09.2016.

Вместе с тем проверкой установлено, что по состоянию на 01.09.2016 износ сетей на территории г. Губкинский составлял:

- сети теплоснабжения - износ составляет 70,2 %;

- сети канализационные - износ составляет 80,4%;

- сети горячего водоснабжения - износ составляет 70,2%;

- сети холодного водоснабжения - износ составляет 70,4%.

Согласно ответу АО «Ямалкоммунэнерго» от 11.11.2016 за подписью исполнительного директора АО «Ямалкоммунэнерго» Пономарева М.Е. на представление прокуратуры г. Губкинский, последние констатируют факт, что указанные в представлении нарушения в рамках исполнения инвестиционных и производственных программ возникли по причинам, не зависящим от общества, но объективных причин, по которым были допущены нарушения не приводят, несмотря на то, что реализация производственных и инвестиционных программ является ключевым направлением в деятельности АО «Ямалкоммунэнерго».

Более того, в ходе проверки установлено приобретение за счет средств учтенных в тарифе на коммунальные услуги, гравитрона «Тренажер для подтягивания и отжиманий с помощью» АУП за 114 329 рублей.

Согласно ответу АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинском (от 11.11.2016 №1.03-04.1-2016/1765) на представление прокуратуры города в части учета в тарифе на коммунальные услуги, приобретенного гравитрона «Тренажер для подтягивания и отжиманий» за 114 329 рублей, филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский исключил данный тренажер из «Отчета о выполнении плана мероприятий филиала общества к работе в осеннее-зимний период 2016-2017 по состоянию на 01.09.2016».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушения федерального законодательства, указанные в представлении прокуратуры г. Губкинский, нашли свое подтверждение.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что мероприятия инвестиционных программ носят для филиала и АО «Ямалкоммунэнерго» в целом декларативный и формальный характер, без намерения их реального исполнения и обеспечения на территории города эффективного развития систем электро- и теплоснабжения, что не отвечает интересам жителей района, являющимися потребителями коммунальных услуг предприятия.

Суд соглашается с доводами прокуратуры о том, что выявленные в ходе проверки нарушения, препятствуют эффективной реализации принятых на себя обязательств по оказанию населению и социальным объектам коммунальных услуг надлежащего качества, ведет к дальнейшему неэффективному использованию объектов коммунального хозяйства по причине их ненадлежащего состояния, а также неправомерному включению в стоимость тарифов расходов предприятия и тем самым, незаконному возложению их оплаты на население и иных лиц.

Изложенные факты, свидетельствуют о нарушении заявителем требований законодательства, устанавливающего порядок использования финансовых средств организациями коммунального комплекса, что требует принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений.

В силу чего, суд считает обоснованным и законным выданное прокуратурой г. Губкинский директору филиала АО «Ямалкоммунэнерго» представление об устранении нарушений федерального законодательства.

При этом суд отклоняет доводы заявителя, изложенные в заявлении об оспаривании представления прокуратуры.

Так, заявитель указывает на необоснованное вменение прокуратурой города нарушений требования постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977. Как утверждает заявитель, объекты филиала АО «Ямалкоммуннэнерго» в г. Губкинский не относятся к субъектам электроэнергетики и не подпадают под утвержденные критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ.

В представлении прокуратуры города имеются ссылки на п. 10 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ от 27.07.2010), а также на п.п. 2, 13, 15 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №410, которыми руководствуется в своей деятельности АО «Ямалкоммунэнерго».

Данные действующие нормы закона предусматривают, что утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Как пояснило заинтересованное лицо, ссылки в представлении прокуратуры города на постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977 приводится, как аналогия вышеуказанных норм законодательства, и в качестве нарушения АО «Ямалкоммунэнерго» не вменяется.

Заявитель указывает на необоснованное вменение прокуратурой города нарушений требования Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»).

Как пояснило заинтересованное лицо, ссылки в представлении на п.п. 14 абз.1 п.2, абз.2 п. 15 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в части исполнения инвестиционной и производственных программ, входящих в состав тарифов на коммунальные услуги АО «Ямалкоммунэнерго» приведены по аналогии с п. 3 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406.

Кроме того, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 до вступления в силу постановления Правительства РФ от 13.05.2013 №406 регулировали тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Заявитель указывает на необоснованное вменение ему нарушений требований Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Как утверждает заявитель, данный федеральный закон распространяет свое действие исключительно на организации коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский не оказывает услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. Следовательно, АО «Ямалкоммунэнерго» не может быть допущено нарушений требований Федерального закона № 210-ФЗ.

Как пояснила в отзыве на заявленные требования прокуратура, в представлении приведена ссылка на п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» по аналогии, так как данный закон распространял свое действие на установление основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, до принятия Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ.

Суд считает необходимым отметить, что ссылки прокуратуры в оспариваемом представлении на нормы федерального законодательства, которые, как утверждает заявитель, не регулируют его деятельность, не может свидетельствовать о незаконности акта надзорного органа.

Более того, в указанном представлении заявителем имеются ссылки на норма права, регулирующие правоотношения по разработке, содержанию, порядку исполнения инвестиционных, производственных программ, в том числе нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», положения принятого в соответствии с Законом № 190-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, которым утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), нормы Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые обязывают разрабатывать производственные программы (ст. 41).

Также необходимо отметить, что заявителю вменено не нарушение конкретной нормы закона, подзаконного акта, а вменено нарушение положений разработанных и утвержденных в соответствии с вышеуказанным действующим федеральным законодательством инвестиционных и производственных программ, которые, в свою очередь, определяют программу мероприятий для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения.

Также не принимаются доводы со ссылкой на судебную практику о том, что представление прокуратуры не содержит конкретные меры устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона.

По убеждению суда, оспариваемое представления содержит формулировки, которые являются доступными для понимания относительно конкретных выявленных нарушений, действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить АО «Ямалкоммунэнерго», при этом решение вопроса о способе устранения нарушения принадлежит исключительно обществу в рамках его внутренней хозяйственной деятельности.

Более того, из материалов дела усматривается, что АО «Ямалкоммунэнерго» рассмотрено указанное представление прокуратуры и дан соответствующий ответ от 11.11.2016 года исх. №1.09-04.1-2016/1765. Из содержания ответа не усматривается какое-либо непонимание со стороны АО «Ямалкоммунэнерго» формулировок тех нарушений, которые выявлены прокуратурой в ходе надзорных мероприятий, с частью нарушений Общество не согласилось, одно выявленное нарушение было устранено заявителем. Так, филиалом Общества исключен из «Отчета о выполнении плана мероприятий филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский к работе в осенне-зимний период 2016-1017гг. по состоянию на 01.09.2016 года» тренажер для подтягивания и отжиманий» за 114329 рублей, который, как установлено проверкой был приобретен за счет средств учтенных в тарифе на коммунальные услуги.

Ссылка представителя заявителя на судебную практику не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

В заявлении АО «Ямалкоммунэнерго» указало, что прокуратура г. Губкинский в представлении сравнивает плановые значения программ по ремонтам ОС, утвержденных Департаментом тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО, на общую сумму 118773,3 тыс. руб., с выполнением мероприятий филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский к работе в осеннее -зимний период 2016-2017 по состоянию на 01.09.2017.

Вместе с тем, АО «Ямалкоммунэнерго» не предоставлены доказательства подтверждающие освоение в 2016 году денежных средств, как на момент обращения с заявлением в арбитражный суд, так и на момент рассмотрения представления.

Кроме того, на момент рассмотрения представления прокуратуры г. Губкинский, а именно 11.11.2016, АО «Ямалкоммунэнерго» в ответе на представление прокуратуры не приводит доводы о полном выполнении производственной программы в 2016 году, а констатируют факт, что важным препятствием в реализации мероприятий производственной программы на 2016 год является дебиторская задолженность филиала, сумма которой на момент проведения прокурорской проверки составляла 120569,2 тыс. руб.

Более того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу указанной нормы, внесение представления прокуратуры влечет обязанность лица, которому оно адресовано, рассмотреть представление, в том числе проверить изложенные в представлении факты и в случае их подтверждения принять конкретные меры по их устранению, о чем сообщить прокурору.

При этом лицо, которому внесено представление прокурора, не лишено возможности не согласиться с изложенными в представлении выводами и по результатам собственной проверки и рассмотрения прийти к иным выводам с указанием соответствующего обоснования.

В данном случае судом не установлено, что представление прокуратуры возлагает на общество какие-либо обязанности.

В данном случае оспариваемое представление не адресовано обществу, непосредственно не возлагает на него какие-либо обязанности, само по себе не влечет для него юридические последствия.

В заявлении Общество не приводит доводов о том, в чем выразилось нарушение прав и свобод АО «Ямалкоммунэнерго» выдачей предписания, какие создаются прокуратурой города препятствия к осуществлению обществом прав и свобод, а также возложение каких-либо обязанностей.

В данном случае, представление прокуратуры заявителем - АО «Ямалкоммунэнерго» было рассмотрено и дан ответ от 11.11.2016 года, из которого следует, что по результатам рассмотрения представления прокуратуры Общество не согласилось с позицией прокуратуры о допущенных им нарушениях (в части). Каких-либо правовых последствий для заявителя, в том числе, связанных с привлечением данного юридического лица к административной ответственности в рамках рассматриваемого представления не последовало. Обратное не доказано.

По смыслу приведенных положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора может содержать лишь предложение по устранению выявленных с позиции прокурора нарушений закона и не приводит к возникновению, изменению, прекращению прав лица, которому оно выдано (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 1865/07, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 года по делу № А41-27562/13).

Более того, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 84-О само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Из совокупности названных норм следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно внесено. В настоящем случае оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья

Н.М. Садретинова