АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-3056/2011
02 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гергарт В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела внутренних дел по г. Салехард к Обществу с ограниченной ответственностью «Заполярье-С» (ИНН: <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 19.08.2011 года, ФИО2 по доверенности от 22.03.2011 года №13-22/03/11,
УСТАНОВИЛ:
Отдел внутренних дел по г. Салехард (далее по тексту – Отдел, административный орган, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Заполярье-С» (далее по тексту – ООО «Заполярье-С», Общество, ответчик) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В обоснование своих требований заявитель указал, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без лицензии на осуществление данного вида деятельности.
От ООО «Заполярье-С» в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором ответчик просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в представленном в судебное заседание письменном выступлении указал, что Общество не осуществляет деятельность по проведению азартных игр, поскольку проводит зарегистрированные в установленном порядке бестиражные лотереи, которые в силу действующего законодательства не являются азартными играми.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении копии судебного акта. Суд в силу ст. 156, ч. 3 ст. 205 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на доводы письменного выступления, а также отзыва на заявленные требования.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении, письменном выступлении, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, на основании сообщения, поступившего по телефону доверия, зарегистрированного в КУСП за номером 4335 от 13.05.2011 года, рапорта сотрудника Отдела, должностными лицами административного органа 14.05.2011 было проведено проверочное мероприятие лотерейного клуба «Руслото», по результатам которого заявителем составлен протокол осмотра места происшествия от 14.05.2011 года (л.д. 37-40).
В результате проверки было установлено, что в помещении лотерейного клуба «РусЛото» была организована деятельность по организации и проведению азартных игр, что явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по признакам ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ, о чем вынесено определение от 16.05.2011 № 1880 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 71).
14.07.2010 должностным лицом Отдела составлен протокол об административном правонарушении №89ЮЛ000009 в отношении ООО «Заполярье-С» по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. Согласно протоколу в вину Обществу вменяется осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
На основании данного протокола ОВД по г. Салехарду обратилось в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении ООО «Заполярье С» к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении требования административного органа о привлечении Общества к административной ответственности, арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч.5 ст.205 АПК РФ).
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Арбитражный суд считает, что в действиях Общества отсутствует событие и состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
ООО «Заполярье-С» осуществляет деятельность в качестве оператора по проведению государственных бестиражных лотерей «Студенческий билет», «Щит отечества» и «Фермер» с использованием программно-аппаратного комплекса (портативные системы «ODEON», модели ТРС-10) в лотерейном клубе «Руслото», расположенном по адресу <...>.
Организатором указанных лотерей является ООО «Консалтинговая фирма АМ» (Организатор), с которым ООО «Заполярье-С» (Оператор лотереи) 05.04.2010 заключены договоры № 01/10-ЗС-О/47, №02/10-ЗС-О/47, №03/10-ЗС-О/47 на осуществление мероприятий по проведению лотереи.
Проведение всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Студенческий билет», «Щит отечества» и «Фермер» ООО «Консалтинговая фирма АМ» осуществляет на основании выданных Федеральной налоговой службой разрешений от 29.05.2007 № 347 (срок действия по 28.05.2012), от 29.05.2007 № 346 (срок действия по 28.05.2012), от 23.07.2007 № 374 (срок действия по 22.07.2012). Указанные лотереи внесены в государственный реестр всероссийских лотерей, что подтверждается выписками из реестра. На каждый из видов названных лотерей Организатором лотереи разработаны письменные Условия проведения, которые также зарегистрированы в Федеральной налоговой службе (далее - Условия проведения).
Материалы дела не содержат сведений о том, что в момент проверки, произведенной в отношении Оператора лотереи, упомянутые выше Разрешения на проведение поименованных лотерей, выданные Организатору лотереи, были отозваны, аннулированы, либо их действие было приостановлено.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11 ноября 2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно статье 3 Федерального закона «О лотереях» виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
В силу части 2 статьи 3 названного Федерального закона, бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона «О лотереях», лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи, с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом. Аналогичная позиция изложена и в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «О лотереях».
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что лотерейный билет это лишь один из способов оформления заключения договора между участником и организатором лотереи, а не обязательное условие.
В соответствии с пунктом 7.1 Условий проведения перечисленных выше видов лотерей лотерея основывается на принципе определенности выигрыша после внесения участником оплаты за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции. Квитанция является документом, подтверждающим факт внесения участником денежных средства за участие в лотерее и предоставляющим право на участие в лотерее и розыгрыше призового фонда.
На каждую квитанцию нанесен уникальный номер, который содержит скрытые цифровые значения и надписи, в котором зашифрована информация об игровой зоне квитанции, содержащей игровые окна со скрытыми числовыми значениями.
Участнику необходимо оплатить участие в лотерее, последовательно открыть игровые окна на одном или нескольких сегментах игровой зоны, определить содержат ли открытые им игровые окна максимальные числовые значения, образующие наибольший размер выигрыша, и своевременно принять решение о прекращении участия в лотерее (процесса открытия игровых окон).
Таким образом, указанные лотереи основываются на принципе определения выигрыша после внесения участником платы за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции, что соответствует положениям Федерального закона «О лотереях» и соответствует понятию «бестиражной лотереи».
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О лотереях» установлено, что условия лотереи утверждаются организатором лотереи и включают в себя, в том числе: наименование лотереи; указание на вид лотереи; описание концепции лотереи; права и обязанности участников лотереи; порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи; порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок); цены лотерейных билетов (размеры лотерейных ставок).
Проанализировав условия лотерей, и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений ответчика, судом не установлено нарушений заинтересованным лицом Федерального закона «О лотереях», исходя из следующего.
Концепция лотерей описана в пункте 7 Условий проведения лотерей.
Пунктом 7.3 Условий установлено, что участие в лотерее начинается со вскрытия игрового окна в первом сегменте квитанции.
Пунктом 7.7 Условий предписано, что по требованию Участника вскрытие игровых окон в игровой зоне производиться с помощью специального электромеханического оборудования, которое осуществляет вскрытие файла из базы лотерейных квитанций, содержащего электронную версию игровой зоны соответствующей квитанции, и позволяет выявлять скрытые значения игровых окон путем визуализации на экране монитора прогресса их вскрытия, а также обеспечивает автоматический подсчет выигрыша.
Доступ к электромеханическому оборудованию осуществляется посредством безвозмездного получения магнитной карты. Карта дает возможность потенциальному участнику лотерей получить доступ к оборудованию, ознакомиться с правилами проведения лотереи, принять условия публичного договора Организатора лотереи.
Таким образом, магнитная карта, используемая для активации электромеханического оборудования, позволяющая формировать определенный учет предоставленных Участнику квитанций, их видов, полученных выигрышей и иную информацию не противоречит разделу 7 «Описание концепции лотереи» Условий проведения лотерей, не подменяет собой лотерейную квитанцию, а является способом дополнительной фиксации информации о приобретенных участником квитанций, розыгрышах, их результатов.
Цена лотерейной квитанции в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» является одним из условий лотереи, утверждаемых ее организатором. Факт не выдачи лотерейного билета на бумажном носителе установлен спецификой правоотношений по распространению билетов, а определение цены билета не противоречит правилам гражданского законодательства об обязательствах по договору купли-продажи.
При таких обстоятельствах судом установлено и подтверждено материалами дела, что настоящие условия всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Щит Отечества», «Студенческий билет», «Фермер» разработаны в соответствии с Федеральным законом «О лотереях».
Таким образом, вывод заявителя об организации ООО «Заполярье С» азартных игр не соответствует материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что внутри планшетных компьютеров, системных блоков, используемых ООО «Заполярье С» и изъятых в ходе обозначенной выше проверки, имеется устройство, которое случайным образом определяет выигрыш.
Напротив, в акте экспертного исследования №11-04-15-256 от 30.04.2011 года ООО «СургутГлавЭкспертиза» указано, что в ходе проведенного исследования установлено, что исследуемое оборудование, принадлежащее ООО «Заполярье С» и с помощью которого, по мнению заявителя, Общество организует азартные игры, является программно-аппаратным торговым комплексом «Феникс», не является игровым оборудованием, программное обеспечение и само оборудование не содержат устройств либо алгоритмов, определяющих случайным образом выигрыш, следовательно, проведение азартных игр с помощью торгового оборудования невозможно.
Обществом представлены в материалы дела сертификаты соответствия, согласно которым Программное обеспечение «ПАТК «Феникс». Автоматизированное рабочее место менеджера», Программное обеспечение «ПАТК «Феникс». Автоматизированное рабочее место кассира» соответствует требованиям нормативной документации:
-ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качестве и тестирование».
-ГОСТ Р ИСО 9127-94 «Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов».
-Рекомендаций 3174-1101 Аппаратно-программные комплексы. Типовая методика сертификационных испытаний, утвержденная Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы»;
-Рекомендаций 3174-1301 Аппаратно-программные комплексы. Типовая методика оценки, утвержденная Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы».
Согласно приложениям к данным сертификатам указанное выше Программное обеспечение:
-предназначено для создания и проверки идентификационной карточки кассира / менеджера; блокировки автоматизированного рабочего места кассира/ менеджера; открытия / закрытия операционного дня для кассы; получения операционных, финансовых отчетов и технических отчетов при реализации товаров (лотерейных билетов, лотерейных купонов, квитанций и иных документов о заключенном договоре на участие в лотерее в соответствии с условиями лотерей;
- для создания и проверки идентификационной карточки покупателя, проведения расчетов с покупателями, инкассации торговых терминалов, осуществления приходно-кассовых операций, получения отчетов по идентификационным карточкам покупателя;
- функциональные возможности ПО «ПАТК «Феникс». Автоматизированное рабочее место менеджера/кассира соответствуют требованиям нормативной и технической документации. Скрытые алгоритмы, недекларированные возможности, информационные массивы, недоступные для осуществления экспертизы, инспектирования и тестирования со стороны органов, осуществляющих контроль, в представленном программном обеспечении отсутствуют.
Административный орган не представил доказательств, опровергающих вышеизложенные сведения сертификатов соответствия и приложений к ним, как и доказательств того, что изъятое у ООО «Заполярье С» оборудование является игровыми автоматами.
При этом, суд не может также принять во внимание представленную обществом справку Экспертно-криминалистического центра МВД России об исследовании № 3627, поскольку, указанное в справке оборудование, не совпадает по наименованию с оборудованием, изъятым в ходе рассматриваемой в рамках настоящего дела проверки.
При таких обстоятельствах административным органом не доказан факт осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
С учетом разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
В материалы дела не представлены доказательства надлежащего извещения законного представителя ООО «Заполярье С» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Так, о составлении административного протокола 14.07.2011 года руководителю ООО «Заполярье С» ФИО3 сообщено путем направления в ее адрес соответствующего уведомления исх. №82/3-7151 от 07.07.2011 года, при этом в уведомлении указан следующий адрес направления корреспонденции: <...>.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестре юридических лиц адрес место нахождения ООО «Заполярье С» следующий: г. Москва, ул. Саляма Адиля, дом 9, кор. 3, помещение №1, комната 2.
Доказательства нахождения ООО «Заполярье С» по другому адресу в материалы настоящего дела не представлены.
Более того, уведомление о дате, времени и месте составления административного протокола направлено по почте заказным почтовым отправлением (идентификатор почтового отправления №6290023906058 8), что подтверждается представленной заявителем в материалы дела почтовой квитанцией (л.д. 14). Вместе с тем, согласно сведениям, полученным на сайте «Почта России» «Отслеживание почтовых отправлений» заказное письмо с идентификатором 6290023906058 8 не вручено адресату.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о существенном нарушении заявителем при производстве по делу об административном правонарушении гарантированных законом прав юридического лица.
Более того, на день вынесения настоящего решения истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Учитывая, что в рассматриваемом случае административное правонарушение обнаружено при проверке 14 мая 2011 года, срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах заявление административного органа о привлечении к административной ответственности не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Отдела внутренних дел по г. Салехард о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Заполярье-С» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья
Н.М. Садретинова