ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3086/12 от 16.01.2013 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3086/2012

28 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2013 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Э.Ю. Полторацкой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Ивановым, рассмотрев в судебном дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН:8905018707, ОГРН:1028900704250, ЯНАО, 629806, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42 Б) к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) о признании недействительными акта выездной проверки от 28.04.2012 №030/004/2-2012-4, решений Управления ПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа №030/004/2-2012-4(1), №030/004/2-2012-1 от 29.05.2012, требования №1 от 18.06.2012 в оспариваемой части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя- Зальцман О.Э. по доверенности от 27.12.2012 № 56;

от заинтересованного лица- Аврамчик В.В., по доверенности от 03.10.2012 № 142,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН:8905018707, ОГРН:1028900704250, ЯНАО, 629806, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42 Б) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) о признании недействительными акта выездной проверки от 28.04.2012 №030/004/2-2012-4, решений Управления ПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа №030/004/2-2012-4(1), №030/004/2-2012-1 от 29.05.2012, требования №1 от 18.06.2012 в оспариваемой части.

В обоснование заявленных требований Учреждение приводит доводы о том, что оплата стоимости проезда на похороны близких родственников работников страховыми взносами не облагаются, поскольку работодатель производит указанные выплаты в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Кроме того, заявитель указывает, что компенсация за проезд к месту отдыха и обратно за пределы территории Российской Федерации, исчисленная до Государственной границы РФ в соответствии с проездными документами и справками перевозчика, не подлежит обложению страховыми взносами, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для включения в объект обложения страховыми взносами стоимости проезда от пункта пропуска через Государственную границу до места фактического ее пересечения. Учреждение в своем заявлении указывает на то, что средний заработок за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами, а также выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ).

От государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Управление просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В ходе судебного заседания, состоявшегося 16.01.2013, заявителем заявлено ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым Учреждение просит признать Решение Управления ПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа №030/004/2-2012-4(1) недействительным в полном объеме, ссылаясь на дополнение от 23.10.2012 № 9794 (т. 2 л.д.43-54, п.6), поддержав при этом иные заявленные требования. Исходя из фактических обстоятельств дела, ходатайство заявителя направлено на дополнение ранее приведенных в заявлении доводов двумя эпизодами, помимо четырех изначально заявленных, а именно:

- премиями из прибыли;

- пособиями по временной нетрудоспособности.

Суд протокольным определением отказал заявителю в удовлетворении названного ходатайства, поскольку заявителем в нарушение положений ст. 49 АПК РФ одновременно изменяется предмет и основание заявления. Суд учитывает то обстоятельство, что в изначально поданном заявлении названные два эпизода не оспаривались, следовательно, не входили ни в основание заявления, ни в его предмет. В материалах дела отсутствует также документально-правовое обоснование названных требований. Заявителем в письменном виде ходатайство не сформулировано, как не представлена и его копия ответчику, при этом в судебном заседании заявив данное ходатайство, заявитель, не смог пояснить и уточнить конкретно в какой части дополнительно оспаривает решение органа Пенсионного фонда. Кроме того, суд отмечает, что настоящее дело находится в производстве с 31.07.2012, а также приостанавливалось определением от 27.11.2012 до официального опубликования постановления Президиума ВАС РФ по делу № ВСА-7828/12, без которого было невозможно рассмотрение одного из эпизодов. На основании изложенного, суд пришел к выводу, что ходатайство об уточнении заявленных требований не подлежит удовлетворению, поскольку у заявителя имелось достаточно времени для выработки правовой позиции. Кроме того, суд полагает, что заявляя данное ходатайство, учреждение злоупотребляет своими процессуальными правами.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявленные требования, арбитражный суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ».

По результатам проверки Управлением был составлен акт выездной проверки от 28.04.2012 № 030/004/2-2012-4.

В ходе выездной проверки выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, так к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам были отнесены: стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами; стоимость проезда работников к месту погребения умерших члена (членов) его семьи и обратно; оплата дополнительных выходных дней, представляемых работникам для ухода за детьми – инвалидами; работникам – донорам за дни сдачи крови и представляемые в связи с этим дни отдыха.

Рассмотрев акт выездной проверки от 28.04.2012 № 030/004/2-2012-4, Управлением 29.05.2012 были приняты решения «о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 29.05.2012г. № 030/004/2?2012?4(1), «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах» от 29.05.2012г. № 030/004/2-2012-1.

Решением Управления «о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 29.05.2012г. № 030/004/2?2012?4(1) Заявитель был привлечен к ответственности, предусмотренной Федеральным Законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за нарушение п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части представления неполных и (или) недостоверных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2010 и 2011 годы в виде наложения штрафа в сумме 89 052 руб.

Решением «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах» от 29.05.2012г. № 030/004/2-2012-1 заявитель был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде наложения штрафа в сумме 210 439,60 руб., пени в сумме 101 084,64 руб., а также было произведено доначисление недоимки по страховым взносам в сумме 1 052 198 руб.

Во исполнение указанных решений Управлением в адрес Учреждения было выставлено соответствующее требование от 18.06.2012 № 1.

Несогласие с вынесенными Управлением актом, решениями и требованием послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных (иных) органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным (действий государственного органа незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Под ненормативным правовым актом следует понимать юридически властное волеизъявление государственного, муниципального или иного органа управления, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Оспариваемый в рамках настоящего дела акт выездной проверки от 28.04.2012 № 030/004/2-2012-4 является документом, фиксирующим результаты проверки, и не относится к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке статей 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании п.1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Орган Пенсионного фонда полагая, что в части компенсации стоимости проезда на похороны близких родственников, компенсации стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации и обратно, выплаты пособия по уходу за ребенком –инвалидом и среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам статьей 9 Закона N 212-ФЗ не отнесены к числу необлагаемых страховыми взносами и являются выплатами в рамках трудовых отношений, следовательно, указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

Данные выводы Органа Пенсионного фонда являются ошибочными и отклоняются судом в связи с нижеследующим.

В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона№ 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно положениям части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с указанными в данной норме основаниями.

На основании пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.

На основании ч. 1 ст. 62 Закона N 212-ФЗ данный Закон, за указанными в нем исключениями, вступил в силу с 01.01.2010.

В законодательстве РФ не предусмотрена обязанность работодателя по возмещению затрат работника на проезд на похороны других лиц.

При этом согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи, как правило, относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Очевидно, что в соответствии со ст. ст. 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса РФ материальная помощь, выданная работнику в связи со смертью родственника или иного лица, не может являться выплатой по трудовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, она не подлежит обложению страховыми взносами в полном объеме.

Пунктом 1 решения Ноябрьской городской Думы от 07.10.2005 №597-Д «Об оплате стоимости проезда на похороны близких родственников работника учреждений, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск», предусмотрено, что работникам учреждений, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, оплачивается стоимость проезда на похороны близких родственников (жены, мужа, родителей, детей, родных братьев, сестер) в размере 50 процентов стоимости проезда при следовании к месту назначения и обратно.

Указанная выплата производится работникам, основным местом работы которых является муниципальное учреждение, и являются мерой социальной поддержки работников, производимой по решению орган местного самоуправления и соответственно подлежит квалификации в качестве материальной помощи.

Таким образом, оплата стоимости проезда на похороны близких родственников не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым договором, не зависит от трудовых успехов работника, следовательно, не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Как указал Президиум ВАС РФ в Постановление от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Ссылка Управления на Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, в котором разъясняется, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 1 января 2011 года в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений, в связи с чем облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации), не может быть принята судом апелляционной инстанций.

Изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат. Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона о страховых взносах.

Таким образом, оплата стоимости проезда на похороны близких родственников работников, суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, оплата дней сдачи крови, а также предоставление и оплата дней отдыха в связи с этим, относятся к гарантиям и компенсациям работника, предусмотренным законодательством РФ.

Возможность компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно предусмотрена статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям».

Компенсация оплаты проезда для работников учреждения осуществляется в соответствии с Положением о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, работающих в организациях (учреждениях), финансируемых за счет средств местного бюджета, утвержденного решением Городской Думы от 18.12.2007 № 312-Д. (далее по тексту - Положение).

Согласно пункту 5.5 указанного Положения при использовании работником и членами его семьи отпуска за пределами территории Российской Федерации оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по маршруту следования до конечного географического пункта пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством (при использовании воздушного транспорта - до ближайшего к границе аэропорта (па основании справки тарификатора); при использовании железнодорожного транспорта - до ближайшей к границе железнодорожной станции; при использовании речного, морского транспорта - до ближайшего к границе речного, морского порта; при использовании автомобильного транспорта до ближайшего к границе пограничного пункта), но не выше размера фактической стоимости проезда, в том числе чартерным рейсом по маршруту поездки.

Согласно пункту 85 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета Государственной границы Российской Федерации.

При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета Государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией Государственной границы Российской Федерации.

Специальная правовая норма, регламентирующая порядок освобождения от исчисления и уплаты страховых взносов с компенсационных выплат стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации и обратно, содержится в Законе № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами или коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Исходя из статьи 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 4730-1) государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В силу статьи 9 Закона № 4730-1 под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Поэтому, по мнению Управления, согласно статье 9 Закона № 4730-1 в целях применения пункта 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ пунктом пропуска через государственную границу, если работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник.

Следовательно, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов только компенсация стоимости проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта и обратно.

Однако из содержания пункта 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ упомянутый вывод не проистекает. Более того, при таком толковании этой правовой нормы нарушаются вытекающие из Конституции Российской Федерации универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

На необходимость распространения на обязательные платежи в страховые фонды названных принципов, конкретизированных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях (от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П, от 22.03.2007 № 4-П, от 10.07.2007 № 9-П).

Если под пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории Российской Федерации в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете - только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на лицевой счет застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.

Нельзя согласиться с таким толкованием правовой нормы и с точки зрения экономического обоснования освобождения от обложения страховыми взносами только части компенсационной выплаты.

Оплата проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по своей правовой природе применительно к работающим гражданам - дополнительная гарантия реализации ими права на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Закрепление указанной гарантии в законе обусловлено стремлением государства создать для граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов, дополнительные возможности для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий. Возмещая дополнительные расходы, которые им приходится нести вследствие значительной территориальной удаленности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государство, с одной стороны, обеспечивает этим гражданам право на отдых, реализация которого по названной причине для них затруднена, а с другой - преследует конституционно значимую цель охраны здоровья людей.

С учетом того, что обязанность по выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно является для работодателя дополнительным обременением и предполагает несение им соответствующих расходов, в Налоговом кодексе для налогоплательщиков - организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена возможность уменьшения налогового бремени путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет включения в состав произведенных расходов на оплату труда фактических расходов на оплату стоимости проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно в порядке, определенном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, установленном работодателем, - для иных организаций (пункт 7 части 2 статьи 255).

Указанная компенсация в полном размере в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса до 01.01.2010 не подлежала обложению единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ с 01.01.2010 не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплачиваемая работодателем как плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом с учетом изложенного положение о том, что в случае проведения отпуска названными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу, не может быть истолковано таким образом, что часть компенсации стоимости перелета по территории Российской Федерации, а именно от аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, до места фактического пересечения государственной границы, выплаченная работнику, должна облагаться страховыми взносами. В противном случае возникает угроза того, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Таким образом, не подлежат включению в базу исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно.

Указанная правовая позиция изложена в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 7828/12.

Часть 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, которые им не включались в базу для исчисления страховых взносов и суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в оспариваемой части у управления не имелось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2010, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение организации о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено организацией в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (пункт 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Поскольку в оспариваемой части начисление недоимки, пени и штрафов признано несоответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ и Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ, соответственно требование органа Пенсионного фонда от 18.06.2012 № 1 в части предложения добровольной уплаты пособия по уходу за ребенком инвалидом, донорских выплат, оплаты проезда на похороны и льготный отпуск за пределы Российской Федерации также следует признать недействительным.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положениями статьи 333.40 НК РФ, при прекращении арбитражным судом производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Поскольку дело в части оспаривания акта выездной проверки от 28.04.2012 № 030/004/2-2012-4 прекращено, государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь п.1.ч.1 ст. 150, ст.ст. 151, 168-170, 200, 201 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительными, как не соответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ:

- решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.05.2012 № 030/004/2-2012-1 в части начисления недоимки по страховым взносам на пособие по уходу за ребенком инвалидом, донорские выплаты, оплаты проезда на похороны и льготный отпуск за пределы Российской Федерации, а также начисления на указанную недоимку пеней и штрафов;

- решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.05.2012 № 030/004/2-2012-4(1) за непредставление в установленные сроки сведений в части страховых взносов, начисленных на пособие по уходу за ребенком инвалидом, донорские выплаты, оплаты проезда на похороны и льготный отпуск за пределы Российской Федерации;

- требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 18.06.2012 № 1 в части предложения добровольной уплаты пособия по уходу за ребенком инвалидом, донорских выплат, оплаты проезда на похороны и льготный отпуск за пределы Российской Федерации;

Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН:8905018707, ОГРН:1028900704250, ЯНАО, 629806, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42 Б).

3. Производство по требованию о признании недействительным акта выездной проверки от 28.04.2012 № 030/004/2-2012-4 в части выявленных нарушений уплате страховых взносов по пособию по уходу за ребенком инвалидом, донорских выплат, оплаты проезда на похороны и льготный отпуск за пределы Российской Федерации, прекратить.

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8905029032, ОГРН: 1028900709793, 629806, ЯНАО, г. Ноябрьск ул. Советская д. 41) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН:8905018707, ОГРН:1028900704250, ЯНАО, 629806, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42 Б) 6000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН:8905018707, ОГРН:1028900704250, ЯНАО, 629806, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42 Б) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000,00 руб., уплаченную платежным поручением от 28.06.2012 № 4502. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru.

Судья

Э.Ю. Полторацкая