ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3146/17 от 04.08.2017 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3146/2017

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Соколова С.В. , при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Кобелевой А.С. , рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению  муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902014704, ОГРН 1128901001921) об установлении факта, имеющего юридическое значение,

с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц:  Муниципального учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба города Лабытнанги" (ИНН 8902012834, ОГРН 1088901000022; Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017156, ОГРН 1058900021509)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Жданова В.В., представитель по доверенности № 2 от 09.01.2017 г.;

от заинтересованного лица – Каримов М.М., главный специалист государственный инженер-инспектор Салехардской городской инспекции, по доверенности № 91/17 от 09.01.2017 г.,

установил:

муниципальное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее – МУ "УИЗО"; Управление; Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении факт владения и пользования снегоходом «Scandic», 2000 года выпуска, двигатель марка № 6923140612, цвет золотисто-стальной, как своим собственным с ноября 2000 года.

До рассмотрения дела по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) уточнил заявленные требования в части характеристик транспортного средства, а именно – просит считать годом выпуска 1998 год, а не 2000, что подтверждается имеющейся в деле перепиской. В 2000 году была произведена инвентаризация, в результате которой снегоход «Scandic» был оприходован муниципальным образованием город Лабытнанги (письмо от 14.04.2009 № 801). Заявитель также просит суд не учитывать в просительной части поданного заявления номер двигателя спорного объекта в связи с фактической невозможностью его определения в настоящий момент.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Определением от 26 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба города Лабытнанги" (далее – МУ "ЕДДС") и Служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Служба технадзора ЯНАО).

МУ "ЕДДС" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном в суд заявлении поддержало позицию Управления.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие представителей сторон, по представленным доказательствам.

В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании, открытом 31.07.2017 был объявлен перерыв до 04.08.2017. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе участников.

Представителем заявителя представлен Акт технического осмотра машины, составленный с целью установления марки машины, года выпуска, заводских номеров агрегатов для регистрации в органах Гостехнадзора.

Указанный Акт приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель заявителя  поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом уточнения наименования снегохода в соответствии с представленным актом. Представителем Службы технадзора ЯНАО возражений относительно удовлетворения требований МУ "УИЗО" не заявлено.

Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, снегоход SKI-DOOScandikRotax 500 LC, 1998 года выпуска, был принят в муниципальную собственность в ноябре 2000 года в результате проведенной инвентаризации (что следует из записи инвентарной карточки учета основных средств № 10 от 27 апреля 2007 г.) и числится в реестре муниципальной собственности согласно выписки из реестра собственности муниципального образования город Лабытнанги.

До декабря 2007 года имущество находилось в оперативном управлении Администрации города Лабытнанги и впоследствии было передано в оперативное управление муниципальному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» на основании распоряжения Главы города Лабытнанги от 21.12.2007 № 2100 «О переходных положениях, связанных с учреждением МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» с правами юридического лица» в редакции распоряжения Главы города Лабытнанги от 02.04.2008 № 453 «О внесении изменений в распоряжение Главы города Лабытнанги от 21.12.2007 № 2100».

На основании постановления Администрации города Лабытнанги от 10.05.2016 № 460 муниципальное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» с 1 сентября 2016 г. переименовано в муниципальное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба города Лабытнанги».

По настоящее время имущество находится в оперативном управлении МУ "ЕДДС".

Согласно писем Лабытнангской городской инспекции Службы технадзора ЯНАО № 07-03/617 от 21.05.2009 и № 07-24/41 от 19.10.2016 снегоход в инспекции не регистрировался, в базе похищенной техники не числится.

Муниципальным учреждением «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» в мае 2008 г. было подано заявление о регистрации и постановки на учет снегохода в Лабытнангскую городскую инспекцию Службы технадзора ЯНАО. 19 мая 2008 г. дан отказ в регистрации снегохода в связи с отсутствием паспорта самоходной машины и правоустанавливающих документов, что подтверждается отметкой и.о. начальника Лабытнангской городской инспекции Службы технадзора ЯНАО на самом заявлении.

Из письма Администрации города Лабытнанги от 14 апреля 2009 г. № 101 следует, что снегоход был оприходован по результатам инвентаризации в ноябре 2000 года, в связи с чем, никаких первичных документов на снегоход не было.

Заявителем была проведена работа по восстановлению документов, направлен соответствующий запрос в BRP Центр РОСАН - официальному дилеру техники премиум-класса BRP (Bombardier Recreational Products) в Санкт-Петербурге в целях установления таможенного органа, осуществившего таможенное оформления ввоза на территорию Российской Федерации снегохода, для последующего получения копии паспорта самоходной машины. Ответ на запрос не поступил.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их.

В пункте 4 указанного постановления закреплено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Неиспользование снегохода по назначению экономически нецелесообразно, неэффективно. Производится начисление амортизации, а снегоход простаивает по причине отсутствия государственной регистрации на транспортное средство в связи с отсутствием документов.

Установление юридического факта необходимо для осуществления использования снегохода по назначению.

МУ "ЕДДС", в своих пояснениях на заявление указало, что муниципальное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» учреждено 09.01.2008 года. Учредителем муниципального учреждение является муниципальное образование город Лабытнанги, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация города Лабытнанги.

В соответствии с распоряжение Главы города Лабытнанги от 21.12.2007 № 2100 «О переходных положениях, связанных с учреждением МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Лабытнанги» с правами юридического лица» (в ред. изм. распоряжения Главы города Лабытнанги от 02.04.2008 № 453) и на основании акта приёма-передачи от 31.01.2008 № 144 в оперативное управление муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС Администрации г. Лабытнанги» с баланса Администрации города Лабытнанги было передано движимое имущество (автомототранспортное средство) - снегоход «Scandic». При этом правоустанавливающие документы на снегоход, необходимые для регистрации и постановки на учет в органе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, не передавались в связи с тем, что первичная документация по приобретению снегохода уничтожена в соответствии с номенклатурой дел (письмо Администрации города Лабытнанги от 14.04.2009 № 101).

Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В настоящее время на балансе МУ "ЕДДС" учитывается вышеуказанный снегоход с инвентарным номером 1010500017, на который начислялась амортизация, и соответственно уплачивался налог на имущество организаций, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов № 6 от 25.05.2017.

В связи с отсутствием необходимых документов и заводского паспорта на снегоход МУ "ЕДДС" не может зарегистрировать и эксплуатировать его.

Установление факта   владения   и   пользования   заявителя   снегоходом как   своим собственным, необходимо для постановки его на регистрационный учет и выдачи на технику регистрационных документов с государственными номерами, для дальнейшей его эксплуатации МУ "ЕДДС" на законных основаниях, и допуска его к дорожному движению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

            Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Исходя из позиции, сформулированной в абзаце 2 и 3 пункта 19  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума № 10/22) ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества. В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.

Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановление Пленума № 10/22 в силу части 3 статьи 222 АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для регистрации права собственности.

Указанный снегоход, открыто использовался заявителем с ноября 2000 года, с учетом того, что МУ "УИЗО" является правопреемником по правам, полномочиям и обязанностям управления экономики и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги в сфере регулирования имущественных отношений (п. 1.4. Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации г. Лабытнаги, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытанги от 18.04.2012 № 416).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление) установлена обязанность государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч., тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, зарегистрированными в Минюсте РФ 27.01.1995 № 785 (далее - Правила), установлен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Данные Правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан - предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Согласно п. 1.10 Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

Установление факта открытого владения и пользования снегоходом, как своим собственным, необходимо для его регистрации в органах Гостехнадзора, и использования его в хозяйственной деятельности на законных основаниях, а так же для допуска спецтехники – снегохода к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории РФ.

Судом установлено, что установление заявленного юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, у заявителя не имеется другой возможности получить или восстановить необходимые документы, иной внесудебный порядок установления данного факта не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным заявление удовлетворить.

Руководствуясь статьями 167-171, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902014704, ОГРН 1128901001921)  удовлетворить.

Установить факт владения и пользования заявителем снегоходом SKI-DOOScandikRotax 500 LC, 1998 года выпуска, цвет золотисто-стальной, как своим собственным с ноября 2000 года.

2.Решение является основанием для постановки снегохода SKI-DOOScandikRotax 500 LC на регистрационный учет.

3.Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья

С.В. Соколов