ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3151/2008 от 16.10.2008 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард                                                                         Дело № А81–3151/2008

«10-16» октября 2008г.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа под председательством судьи Малюшина А.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о признании недействительным постановления № 11 от 19.06.2008г о прекращении производства по делу об административном правонарушении в части основания прекращения, при участии:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 14.01.2008г.),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 01.07.2008г.),

УСТАНОВИЛ:

Окружной фонд обязательного медицинского страхования ЯНАО обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО № 11 от 19.06.2008г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в части основания прекращения. Просит производство по делу об административном правонарушении по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Заявитель представил так же ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

В судебное заседание представлено уточнение требований. Заявитель просит признать незаконным постановление № 11 от 19.06.2008г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Ответчик представил отзыв, заявленные требования не признал.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09-00 16.10.2008г.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе участников процесса.

Суд, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, заслушав представителей сторон, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

03 июня 2008 года старшим контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО ФИО3 по результатам проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности истца за 2007 год составлен протокол № 5 об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ.

Протоколом зафиксировано нецелевое использование средств бюджета Окружного фонда в общей сумме 127 158 рублей 79 коп., нарушение требований статей 13, 147 Бюджетного кодекса РФ, статьи 5 Закона РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Минфина РФ от 08.12.2006г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

19 июня 2008 года И.О. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО ФИО4 вынесено постановление № 11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям статей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

Не согласившись с выводами органа финансового контроля, истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления № 11 незаконным.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением требований статей 28.3, 23.7 КоАП РФ. Считает, что протокол об административном правонарушении № 5 составлен лицом, не имеющим соответствующих полномочий. По мнению заявителя, старший контролер-ревизор отдела финансового контроля и надзора не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, постановление о прекращении производства по делу вынесено по делу, возбужденному неуполномоченным лицом.

Кроме того, заявитель считает, что вывод Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о нецелевом использовании средств бюджетной системы противоречит требованиям статьи 15.14 КоАП РФ, статьи 147 Бюджетного кодекса РФ. Заявитель указывает, что в состав расходов бюджета территориального фонда включается финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования. Данное финансирование, в свою очередь, включает в себя расходы на выполнение управленческих функций территориальными фондами, которое осуществляется из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а так же иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ. Структурой расходов бюджета окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО на 2007 год, являющейся приложением к Закону ЯНАО «О бюджете окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО на 2007 год» предусмотрены расходы на выполнение управленческих функций. Расходы, признанные нецелевыми, относятся к расходам на выполнение управленческих функций и утверждены сметой. Таким образом, выявленные органом финансово-бюджетного надзора нарушения не являются нецелевым использованием средств бюджетной системы.

Возражая на заявленные требования, ответчик указал в отзыве, что Приказом № 102 от 17.11.2004г. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора «О должностных лицах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ» установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях обладают: руководитель, его заместители, руководители территориальных органов, их заместители, начальники отделов центрального аппарат, их заместители, начальники отделов территориальных органов, их заместители, а так же иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

В судебное заседание представлен Реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, из которой следует, что старший контролер-ревизор относится к старшей группе должностей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Представлен так же должностной регламент государственного гражданского служащего «старшего контролера-ревизора отдела финансового контроля и надзора Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО». Таким образом, по мнению органа финансово-бюджетного надзора, старший контролер-ревизор отдела финансового контроля является надлежащим лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 -15.16 КоАП РФ.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО за 2007 год установлено: уплата  НДС за аренду государственного имущества, оплата которого предусмотрено  подстатей 224 «Арендная плата» за счет средств подстатьи 290 «Прочие расходы» бюджетной классификации; уплата ассенизации, оплата которой предусмотрена подстатьей 223 «Коммунальные услуги» за счет средств подстатьи 225 «Услуги по содержанию имущества»; оплата услуг нотариуса, оплата которых предусмотрена подстатьей 226 «Прочие услуги» за счет средств подстатьи 290 «Прочие расходы»; оплата квитанций разных сборов, предусмотренных подстатьей 222 «Прочие услуги» за счет средств подстатьи 226. Сумма средств, оплата которых произведена с нарушением бюджетной классификации, составила 127 158 рублей 79 коп. По мнению ответчика, заявителем нарушены принципы достоверности, адресности, целевого характера бюджета.

В материалы дела представлено решение Салехардского городского суда от 18.07.2008г. по жалобе исполнительного директора Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО ФИО5 на постановление И.О. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО от 19.06.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 статьи 15.14 КоАП РФ, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 04.06.2008г.

Решением суда общей юрисдикции установлено нецелевое использование средств бюджета Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО в 2007 году в общей сумме 127 158 рублей 79 коп. Указанное решение вступило в законную силу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статьи 1 Закона РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 05.08.2000г., бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а так же источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

В соответствии с требованиями статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Статьей 289 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием для их получения.

Перечисление средств с одной подстатьи сметы расходов, утвержденной в соответствии со структурой расходов бюджета заявителя в счет оплаты расходов, предусмотренной другой подстатьей сметы, является нецелевым использованием средств.

Использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения.

В материалы дела представлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие полномочия старшего контролера-ревизора отдела финансового контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО на составление протоколов об административных правонарушениях

Кроме того, суд считает, что заявителем пропущен десятидневный срок на оспаривание решение о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с требованиями статьи 208 АПК РФ, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, заявитель указал на то, что ранее уже обращался в арбитражный суд и заявление было возвращено.

Суд считает, что ходатайство удовлетворению не подлежит как необоснованное. Так 07 июля 2008 года определением суда заявление Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО об изменении постановления № 11 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о прекращении производства по делу.

Заявителю было предложено в срок до 31 июля 2008 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

В указанный срок обстоятельства заявителем не устранены, заявление возвращено заявителю.

Новое заявление было направлено в суд лишь 14 августа 2008г. Таким образом, установленный статьей 208 АПК РФ десятидневный срок пропущен заявителем в несколько раз без каких-либо уважительных причин.

Дело об административном правонарушении рассмотрено полномочными лицами в установленные сроки, процессуальных нарушений при рассмотрении дела Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО при рассмотрении дела не допущено.

При изложенных обстоятельствах заявление о признании незаконным постановления № 11 от 19.06.2008г., вынесенное И.О. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о прекращении производства по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Окружного фонда обязательного медицинского страхования ЯНАО об изменении постановления № 11 от 19.06.2008г., вынесенное И.О. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о прекращении производства по делу об административном правонарушении отказать.

            2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в 8-ой Арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

   Решение изготовлено 21.10.2008г.

Судья Арбитражного суда ЯНАО:                                  Малюшин А.А.