ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-319/2012 от 02.03.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-319/2012

05 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2012 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Протопоповой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителей:

от заявителя – не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – индивидуальный предприниматель, ответчик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что ответчик имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий. Просит привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Ответчик в судебное заедание не явился, своего представителя не направил, отзыв на заявление не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ч.3 ст.205 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам. Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию от 21.04.2006 № 89 001427 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, со сроком действия по 26.11.2013.

Административным органом 18.01.2012 проведена проверка соблюдения предпринимателем, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным общественным транспортом, действующего законодательства, в результате которой установлено осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили поводом для составления заместителем начальника территориального отдела Межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 протокола об административном правонарушении от 19.01.2012 № 3 в отношении ИП ФИО1 по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд исходит из следующих обстоятельств.

В ходе проверки Административным органом установлено, что индивидуальным предпринимателем не организованы:

- проведение служебных расследований ДТП;

- планирование мероприятий по повышению БДД;

- проведение учета и анализа ДТП и доведение до водителей информации о причинах и обстоятельствах, способствующих их совершению;

- обеспечение водителей оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей;

- стажировка водительского состава;

- проведение ежегодной квалификационной подготовки водительского состава;

- проведение технического обслуживания автомобилей в порядке и сроки, предусмотренные заводами- изготовителями.

Из объяснений ИП ФИО1 следует, что ответчик согласен с выявленными нарушениями, обязуется в ближайшее время их устранить.

Административный орган, в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 настоящей статьи, ответственность наступает, в частности, в случае выявления нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее по тексту - Положение о лицензировании), установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 194-ФЗ от 10.12.1995 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

-организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

С целью установления обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, выявления нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработки мероприятий по устранению причин происшествий, Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий" предусмотрены требования по проведению служебных расследований ДТП.

В соответствии с пунктом 18 Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Из материалов дела следует, что ответчик допустил нарушение требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, выразившееся в отсутствии организации планирования мероприятий, направленных на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий.

Согласно подпунктам 2.3.3, 2.3.4 пункта 2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки; регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения.

Положениями подпункта 2.3.2. пункта 2 вышеназванного Приказа владельцы лицензий обеспечивают организацию стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 2.3.5. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.

Согласно п. 6. акта проверки Управлением установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении индивидуальным предпринимателем организации проведения технического обслуживания автомобилей в порядке и сроки, предусмотренные заводами-изготовителями, Положением, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, устанавливающим порядок и периодичность проведения технического и сезонного обслуживания, ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

В соответствии с п. 1.4. Положения, техническое обслуживание новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов производится согласно указаниям автомобильных, моторных и авторемонтных заводов.

Согласно 2.8. Положения, сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год, и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида, ТО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.

В соответствии с п. 43 "Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта", утвержденного Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19 в каждом предприятии (организации) должны составляться ежемесячные планы-графики выполнения ТО-1 и ТО-2 и СО.

Согласно п. 2.3.2 "Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" утв. Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984 г. предприятия (организации) обязаны разработать нормативы ТО и ремонта подвижного состава в соответствии с разделом "Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава" настоящего Положения. Корректировка производится по условиям эксплуатации, модификации транспортного средства, в зависимости от природно-климатических условий. Данное требование так же не выполняется.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд руководствуясь статьей 71 АПК РФ, частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что в действиях индивидуального предпринимателя содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Вина ответчика в совершении правонарушении имеется, поскольку у него имелась возможность обеспечивать соответствие своей деятельности лицензионным условиям и требованиям в целях охраны интересов общества и государства, но ответчиком не были приняты для этого все зависящие от него меры для их выполнения.

Полномочия представителя Межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу по составлению протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя и обращению в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности предусмотрены ст. 28.3 КоАП РФ. Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автобусами и государственный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, поэтому правомочно составлять протоколы об административном правонарушении по фактам осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При изложенных обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Решая вопрос о мере ответственности, суд считает возможным применить к ответчику административный штраф в минимальном размере, установленном санкцией ч.3 ст.14.1 КоАП РФ – 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

РЕШИЛ:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (место нахождения: 629007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 3 000,00 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен и квитанция представлена в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель УФК по ЯНАО (Межрегиональное УГАДН по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу), номер счета 40101810500000010001, КБК 106 1 16 900 40 04 0000140, ИНН <***>, КПП 860101001, ОКАТО 71175000000.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа.

Судья А.В. Кустов