ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3256/10 от 09.08.2010 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 09.08.2010 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 12.08.2010 года.

г. Салехард

12 августа 2010 года Дело №А81 -3256/2010

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2010 года №354-ЭК/19,

при участии в заседании:

от заявителя - Сивицкая В.А. по доверенности №11/4 – 416 от 05.08.2010 года,

от ответчика – Баркинхоев А.Х. по доверенности №52 от 26.07.2010 года,

Установил:

Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2010 года №354-ЭК/19,

В обоснование заявленных требований заявитель приводит доводы об отсутствии в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

От ответчика в суд поступили копии административного материала, составленного в отношении заявителя, а также отзыв на заявленные требования.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представитель административного органа в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном в суд отзыве.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты - Мансийскому автономному округу- Югре от 16.04.2010 года №162 в отношении Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» проведена внеплановая выездная проверка по факту порыва внутрипромыслового подземного нефтепровода т.вр.к. 22- т.вр.к. 431 с возгоранием НПЖС (факельное горение примерно высотой 20 метров) Вынгапуровского месторождения ООО «Заполярнефть» 1000 метров от т.вр.к. 22 по направлению движения жидкости. Причина вспышки: первично порыв трубопровода нефтесборного, по нижней образующей около 2,5 метров, образовалась промоина трубы, труба деформировалась и от напряжения произошло механическое разрешение сварочного стыка со вспышкой. Отказ ликвидирован в 11 часов 50 минут заменой катушки поврежденного участка. Трубопровод нефтесборный Д=219*6 т.вр.к. 431 введен в эксплуатацию в 1991 году протяженностью 2300 метров, марка стали СТ10. Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки №26-ЭК от 22.04.2010 года.

По указанному факту административным органом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение №286-ЭК/19 от 23.04.2010 года.

Руководствуясь Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (далее – «РД 39-132-94»), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года, Правилами организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2010 года №240, нормами Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административный орган пришел к выводу о том, что ОАО «Газпромнефть–Ноябрьскнефтегаз», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории РФ, своевременно не приняло эффективных мер по предупреждению возможных порывов на трубопроводе, вследствие чего произошел порыв на трубопроводе и загрязнение прилегающей территории. ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» не обеспечило экологическую безопасность и допустило несоблюдение экологических требований, предусмотренных законодательством РФ при эксплуатации опасного производственного объекта, чем нарушило требования п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, Правила эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года, за что предусмотрена ответственность согласно ст. 8.1 КоАП РФ.

21 мая 2010 года в отсутствии законного представителя ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», при этом извещенного надлежащим образом о совершении процессуального действия, составлен административный протокол №398-ЭК/19 по ст. 8.1 КоАП РФ.

04 июня 2010 года в присутствии представителя предприятия государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре вынесено постановление №354-ЭК/19, которым ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Санкция, предусмотренная указанной статьей, включает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34 - 39 главы VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40 - 49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы.

Состав правонарушения является формальным, наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.

Исходя из содержания оспариваемого постановления в вину заявителю вменяется нарушение требований п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, Правила эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение и эксплуатация объектов транспортировки, хранения и реализации нефти и продуктов ее переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, устанавливают Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240.

Правилами предусмотрено, что организация мероприятий производится, в том числе, организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).

Из приведенных норм следует, что действие Правил распространяется на организации, осуществляющие деятельность, связанную с транспортировкой, хранением нефти, ликвидацией негативных последствий соответствующих аварий.

Кроме этого, обязанность планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии в силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) возложена на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2 Федерального закона №116-ФЗ).

В соответствии с пунктом «в» приложения №1 к Федеральному закону №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Исходя из норм приведенных нормативных актов, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил, суд пришел к выводу, что Общество, осуществляющее транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (деятельность, связанную с эксплуатаций опасных производственных объектов), обязано соблюдать требования Правил и выполнять мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 4 Правил, нарушение которого вменяется в вину заявителю, организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Кроме того, в соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Из представленных материалов следует, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении наказания не указано событие административного правонарушения, а именно в чем конкретно выразилось нарушение требований п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, Правил эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года. В протоколе и постановлении не отражены конкретно, какие экологические (природоохранные) требования не были соблюдены ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» при эксплуатации нефтепровода, в том числе обязательные условия деятельности, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пункт 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240, который вменяется в вину заявителю, содержит перечень обязанностей, подлежащих выполнению организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (нефтепровод). При этом, указанный перечень содержит 12 позиций. Из протокола об административном правонарушении не усматривается, какие из 12 обязанностей пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации не были выполнены ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

В протоколе и постановлении содержится следующее описание события административного правонарушения: своевременное непринятие эффективных мер по предупреждению возможных порывов на трубопроводе, при этом, не конкретизируется о каких сроках идет речь, какими правовыми актами предусмотрены указанные сроки, какие эффективные меры по предупреждению порывов на трубопроводе необходимо было принять предприятию, не было принято и т.д.

Таким образом, протоколом, а также оспариваемым постановлением не установлено, в чем конкретно выразилось противоправное, виновное действие (бездействие) Общества, посягающее на несоблюдение экологических требований при эксплуатации трубопровода, в подтверждение наличия в действиях (бездействии) Общества административного правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Из пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (введен постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 №60) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом данной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, административным органом не исследовался вопрос о виновности заявителя, о том, принимались ли заявителем меры по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристики виновности заявителя, в связи с чем вина последнего не исследована и субъективная сторона правонарушения не установлена.

Из представленных в материалы дела доказательств следует и установлено судом.

ОАО «Газпромнефть – Ноябрьскнефтегаз» разработан и утвержден технологический регламент по эксплуатации трубопроводов, который является документом, содержащим требования к эксплуатации, с целью поддержания оптимальных параметров работы трубопроводов, обеспечения достигнутого уровня надежности, безопасности, производственной санитарии, пожаровзрывобезопасности и охраны окружающей среды. Целью настоящего Регламента является обеспечение промышленной безопасности, работоспособности и надежности трубопроводов. Данный Регламент устанавливает нормы и требования по техническому уровню и патентоспособности процессов сбора нефти, газа, поддержания пластового давления; физико-химическим и теплофизическим свойствам транспортируемых веществ, средств, смесей, технической характеристике отходов и выбросов; технической эксплуатации трубопроводов (поддержание и регулирование параметров, борьба с осложнениями – замораживанием, песка, окислов железа, борьба с коррозией, осуществление планово-предупредительных ремонтов, ликвидация аварий и т.д.); контролю основных параметров работы и надежности трубопроводов, охране окружающей среды, пуску, остановке и консервации отдельных участков трубопроводов. При этом, указанным регламентом закреплено, что работники, на которых распространяется действие Регламента, несут персональную ответственность за соблюдение требований Регламента.

Во исполнение п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240, в организации имеется план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемым требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» заключен договор с ЗАО «КОРМАКО» об оказании услуг, согласно условиям которого ЗАО «КОРМАКО» обязуется оказывать заявителю услуги по мониторингу скорости коррозии с целью оценки эффективности и управления эффективностью ингибиторной защиты трубопроводов заказчика от коррозии; результатом оказания услуг является полученная информация в виде регламента мониторинга коррозии или отчета. Также заключены договоры с ООО «Позитрон», согласно условиям которых ООО «Позитрон» оказывает услуги по установке, снятию, перемонтажу, обслуживанию и поддержанию в рабочем состоянии установок (УДР, БРХ, УБПР и др.) для подачи химического реагента (ингибитора коррозии) в нефтепромысловые трубопроводы.

На предприятии имеется утвержденные графики ревизии, испытаний на прочность, контрольных осмотров на 2010 год.

Общество во исполнение п.п. 7.5.2.2., 7.5.2.2 РД 39-132-94 своевременно проводятся освидетельствования и ревизии трубопровода, результаты которых заносятся в паспорт трубопровода. В подтверждение изложенному в материалы дела представлен паспорт трубопровода, в котором зафиксированы факты ежегодных ревизий трубопровода и их результаты.

Более того, в соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности от 30.07.2009 года №404-НП-07/09 на техническое устройство трубопровод нефтесборный точка врезки куста 22-точка врезки куста 431 инв. №91118729 ЦДНГ-7 Вынгапуровского месторождения, выданным ООО «Научно-производственная фирма «Уралнефтегаздиагностика», трубопровод эксплуатируется в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов; при визуальном и измерительном контроле недопустимые дефекты не обнаружены, состояние основного металла и сварных соединений трубопровода, арматуры, фланцевого соединения, крепежа соответствуют требованиям РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», расчетная величины остаточного ресурса составляет 4 года (30.07.2013 г.).

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» мер, направленных на недопущение нарушений экологических требований при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, в том числе в разработанном и утвержденном технологическом регламенте предусмотрены меры поддержания оптимальных параметров работы трубопроводов, обеспечения достигнутого уровня надежности, безопасности, производственной санитарии, пожаровзрывобезопасности и охраны окружающей среды; разработанным и утвержденным планом ликвидации аварий определены мероприятия по предотвращению и снижению риска аварийных разливов нефти, определены обязанности должностных лиц в случае аварии и порядок их действия, методы ликвидации аварий и т.д.

Ответчиком в нарушение ч.1 ст.65, ч.4 ст. 210 АПК РФ при привлечении Общества к административной ответственности не исследован вопрос наличия у последнего реальной возможности для соблюдения экологических требований при эксплуатации трубопровода.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности материалами дела вины Общества в совершении выявленных ответчиком нарушений.

Судом первой инстанции установлено, что осмотр территории порыва трубопровода в порядке, установленном статьей 27.8 КоАП РФ, с участием представителя заявителя и двух понятых не производился, протокол осмотра не составлялся, в ходе проверки административным органом не проводилась ревизия технического состояния спорного трубопровода, следовательно, по убеждению суда не были собраны все достаточные доказательства, на основании которых административный орган вынес постановление.

Представленные в материалы дела доказательства не подтверждают наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым признать постановление незаконным и отменить его в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

ЗаявлениеОткрытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре №354-ЭК/19 от 04.06.2010 года, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда

Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова