АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-3513/2011
30 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джанибековой Р.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации от 20.05.2011,
в заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 24.08.2011 года №18 ,
от ответчика - ФИО2 по доверенности №56 от 05.05.2011 года.
УСТАНОВИЛ:
Управление по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации от 20.05.2011.
От Межрайонной Инспекции ФНС РФ №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Инспекция просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
На 23 сентября 2011 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу было назначено предварительное судебное заседание. В предварительном судебном заседании арбитражным судом был объявлен перерыв с 10 часов 21 минута 23.09.2011 года до 15 часов 30 минут 29.09.2011 года. Предварительное судебное заседание по делу продолжено 29.09.2011 года в 15 часов 30 минут.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель налогового органа в предварительном судебном заседании поддержал доводы отзыва, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
С согласия представителей сторон и в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание по делу и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании суда первой инстанции.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, отзыв на заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
13 мая 2011 года в Межрайонную Инспекцию ФНС России №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось Управление по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард с заявлением формы № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающихся, в частности, изменения целей создания структурного подразделения Администрации Муниципального образования город Салехард.
При этом на государственную регистрацию было представлено заявление по форме №Р13001 и решение о внесении изменений в учредительные документы, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 10).
По результатам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом 20 мая 2011 года принято решение по форме №Р50001 «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» (л.д. 11).
В качестве основания для отказа в государственной регистрации указано на отсутствие среди представленных для регистрации документов: 1)изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; 2) документ об уплате государственной пошлины.
Управление по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард, полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения незаконным.
Порядок регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, установлен статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а)непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б)представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в)предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона;
г)несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д)подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е)выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Данный перечень основания отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 3 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, то есть не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела, Управление по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард 13 мая 2011 года обратилось в адрес Межрайонной Инспекции ФНС РФ №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением формы № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающихся, в частности, изменения целей создания структурного подразделения Администрации Муниципального образования город Салехард. При этом на государственную регистрацию было представлено заявление формы №Р13001 и решение о внесении изменений в учредительные документы, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 10).
Таким образом, Управление представило полный пакет документов, предусмотренный ст. 17 Закона о регистрации. Следовательно, правовых оснований для отказа в регистрации у инспекции не имелось.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение инспекции является неправомерным.
Суд отклоняет доводы Инспекции о необходимости представления документа об уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 НК РФ).
Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию уплачивается лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия (государственной регистрации), в данном случае лицом, выступающим в качестве заявителя при государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1 названного пункта, плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25.3 НК РФ, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, подлежит уплате государственная пошлина в размере 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 НК РФ, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 34 того же Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования, наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом (пункт 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно статье 29 Устава города Салехарда структуру органов местного самоуправления образуют:
1)представительный орган муниципального образования - Городская Дума муниципального образования город Салехард (сокращенное наименование - Городская Дума города Салехарда);
2) Глава муниципального образования, высшее должностное лицо муниципального образования - Председатель Городской Думы города Салехарда;
(пп. 2 в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 02.07.2010 № 65)
3)исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация муниципального образования город Салехард (сокращенное наименование - Администрация города Салехарда).
В соответствии с п.п. 1, 3 и 6 ст. 41 Устава города Салехарда администрация города Салехарда является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Администрация города Салехарда состоит из Главы Администрации города Салехарда, его первого заместителя, заместителей, отраслевых и территориальных органов (структурных подразделений) Администрации города. Структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений Администрации города определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми постановлениями Администрации города Салехарда, за исключением структурных подразделений Администрации города Салехарда - юридических лиц, положения о которых утверждаются решениями Городской Думы города Салехарда.
Решением Городской Думы Муниципального образования город Салехард от 17 декабря 2008 г. №69 утверждено Положение об Управлении по культуре и работе с молодежью Администрации Муниципального образования город Салехард.
Управление по культуре и работе с молодежью согласно положению об управлении, утвержденного 17.12.2008 года №69 решением Городской Думы, является структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард, создаваемое в целях решения вопросов местного значения, то есть является органом местного самоуправления.
Таким образом, Управление по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард вправе пользоваться льготой, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ в части освобождения от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 НК РФ.
При данных обстоятельствах, отказ налогового органа на том основании, что заявителем не были представлены доказательства уплаты госпошлины за регистрацию изменений в учредительных документах, является необоснованным.
Вторым основанием для отказа в регистрации изменений в сведения о юридическом лице явилось непредставление изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Указанное основание отказа также является необоснованным.
Согласно подпункту а) пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 17 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в регистрирующий орган были представлены заявление по установленной форме и решение о внесении изменений в учредительные документы, в котором содержатся изменения, вносимые в Положение об Управлении по культуре и работе с молодежью Администрации Муниципального образования город Салехард, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 10).
Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующие органы не уполномочены возлагать на юридических лиц обязанности, не установленные федеральным законодательством, в том числе и в части представления дополнительных документов.
Таким образом, довод налогового органа о необходимости представления вносимых изменений на отдельном листе не основан на нормах Закона 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Вывод суда соответствует судебной практике (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2010 г. по делу № А70-6751/2010).
Более того, согласно п. 18.5 Методики юридико-технического оформления проектов решений Городской Думы города Салехарда, утвержденной решением Городской Думы города Салехарда 02.07.2010 года №74 в случаях, если в решение или в решение и (или) приложение к нему вносятся не более 2 (двух) изменений, то указанные изменения оформляются в тексте решения.
Что и было сделано заявителем в рассматриваемом случае. Учитывая, что в учредительные документы заявителя вносилось не более 2 изменений, соответствующие изменения были оформлены в тексте решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренного подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Положение об Управлении по культуре и работе с молодежью Администрации Муниципального образования город Салехард.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ налоговым органом не доказана законность вынесенного решения об отказе в регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение государственного органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании такого решения недействительным. В резолютивной части решения суд указывает, в частности, на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должно заключаться в осуществлении инспекцией государственной регистрации изменений в сведения, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления, поданного 13.05.2011.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления по культуре и работе с молодежью Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>) – удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 20.05.2011 - незаконным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 13.05.2011.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.
Судья
Н.М. Садретинова