АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
629008, г.Салехард., ул.Чубынина,37-а
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть объявлена 10.07.2008 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 11.07.2008 года.
г. Салехард
11 июля 2008 года Дело №А81-3742/2007
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в заседании суда дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Медиа Союз» к Администрации Муниципального образования город Ноябрьск о признании решения Администрации Муниципального образования город Ноябрьск от 23.05.2007 года №01-01-25-239 об отказе в согласовании и отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявлениям незаконным; об обязании Администрации Муниципального образования город Ноябрьск произвести выбор земельных участков для размещения 72-х рекламных конструкций согласно заявлениям на установку рекламных конструкций с учетом требований РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и провести процедуры их согласований с уполномоченными органами; по заявлениям на установку рекламных конструкций, прошедших согласование с уполномоченными органами, обязать Администрацию Муниципального образования города Ноябрьск выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель не явился,
от ответчика – представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Медиа Союз» (далее по тексту заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту ответчик, Администрация) о признании решения Администрации Муниципального образования город Ноябрьск от 23.05.2007 года №01-01-25-239 об отказе в согласовании и отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявлениям незаконным; об обязании Администрации Муниципального образования город Ноябрьск произвести выбор земельных участков для размещения 72-х рекламных конструкций согласно заявлениям на установку рекламных конструкций с учетом требований РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и провести процедуры их согласований с уполномоченными органами; по заявлениям на установку рекламных конструкций, прошедших согласование с уполномоченными органами, обязать Администрацию Муниципального образования города Ноябрьск выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Стороны в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении копий судебного акта. От заявителя в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Суд в силу ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с 72 заявками на распространение наружной рекламы.
Администрация письмом от 23.05.2007 №01-01-25-239 (л.д. 1-5 том 2) сообщила Обществу о невозможности установки рекламных конструкций в количестве 72 штук по тем адресам рекламного места, которые были обозначены заявителем в заявках, по следующим причинам.
-размещение рекламной конструкции по ул. 60 лет СССР напротив дома № 4а не представляется возможным, так как конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС (заявление № 1);
-размещение рекламной конструкции по ул. 60 лет СССР напротив поликлиники профосмотров не представляется возможным, так как конструкция попадает в охранную зону сети бытовой канализации (заявление № 2);
-размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. 60 лет СССР и ул. Республики не представляется возможным, так как конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач и кроме того нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 3);
-размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И» по ул. 60 лет СССР напротив дома № 22/2 не представляется возможным, так как конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач, сетей ТВС и густо засажен деревьями (заявление № 4);
- размещение рекламной конструкции в районе ОГЦ-2 в районе перекрестка ул. Ленина и ул. Советская не представляется возможным, так как в указанном месте размещена рекламная конструкция (заявление № 6; № 11);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «4» по ул. Советская не представляется возможным, так как конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС и высоковольтного кабеля (заявление № 7; № 8);
- размещение рекламной конструкции в районе ОГЦ-2 по ул. Советская не представляется возможным, так как в указанном месте размещена рекламная конструкция (заявление № 9);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «2» по ул. Ленина напротив жилого дома № 74 не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС (заявление №10);
- размещение рекламной конструкции в районе ОГЦ-1 по пр.Мира в районе КСК «Ямал» не представляется возможным, так как земельный участок отведен для установки видеоэкрана (заявление № 12; № 63);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И-12» пр. Мира в районе перекрестка ул. Ленина и пр. Мира не представляется возможным, так как в указанном месте установлена рекламная конструкция (заявление № 13; № 56);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «6» по ул. 40 лет Победы напротив жилого дома № 11 не представляется возможным, так как в предполагаемом месте размещена рекламная конструкция (заявление № 15);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Учебный» в районе перекрестка ул. Изыскателей и 40 лет Победы не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС и бытовой канализации (заявление № 16; № 52);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «6» по пр. Мира в районе ТЦ «Ноябрьский» не представляется возможным, так как в предполагаемом месте размещена рекламная конструкция (заявление № 18);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «М» по пр. Мира в районе жилых домов № 91, № 87, № 85 не представляется возможным, так как рекламные конструкции попадают в охранную зону сетей ТВС (заявления №№ 19; 20; 21);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «М» по ул. Холмогорская не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС и электрического кабеля (заявление № 22);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И-2» по ул. Холмогорская не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону напорной канализации и электрического кабеля (заявление № 23);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «М» по ул. Холмогорская в районе гостиницы «Лесная» не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС (заявление № 24);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «М» в районе перекрестка ул.Холмогорская и ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 25);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И-1» по ул. Холмогорская в районе здания магазина «Киндер» не представляется возможным, так как в предполагаемом месте размещена рекламная конструкция (заявление № 26);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Шевченко и ул. Холмогорская не представляется возможным, так как нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 30);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «М» в районе перекрестка ул.Холмогорская и ул. Шевченко не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС, бытовой канализации и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 31);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И-1» по ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает на территорию рынка (заявление № 33; № 34);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Л» по ул. 60 лет СССР в районе дома № 2а/33 не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 35);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И» по ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает на территорию автомойки и кроме того нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 36);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И» по ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС, участок густо засажен деревьями и кроме того нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 40; 54);
- размещение рекламной конструкции в районе ОГЦ-1 в районе перекрестка ул. Холмогорская и пр. Мира не представляется возможным, так как нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 41);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И» в районе перекрестка ул. Ленина и ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону сетей ТВС, кабеля связи и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 39, № 43, 45);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «В» по ул. Советская в районе ДК «Газовик» не представляется возможным, так как участок густо засажен деревьями (заявление № 46);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Г» в районе жилого дома № 27/57 не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону теплотрассы и высоковольтного кабеля (заявление № 47);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Л» по ул. Шевченко в районе дома № 58 не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач (заявление № 49, № 29);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «И-2» в районе перекрестка ул. Ленина и пр. Мира не представляется возможным, так как нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 55);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «1» по пр. Мира в районе дома № 54, № 61 не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач (заявление № 57, № 59);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Д-1» в районе перекрестка ул. Ленина и пр. Мира не представляется возможным, так как нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 60);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «2» по ул.Советская в районе магазина «Континент» не представляется возможным, так как предполагаемом месте установлена рекламная конструкция (заявление № 62);
- размещение рекламной конструкции в районе ОГЦ-1 по пр. Мира не представляется возможным, так как предполагаемом месте установлена рекламная конструкция (заявление № 64);
- размещение рекламной конструкции в районе микрорайона «Д» не представляется возможным, так как район густо засажен деревьями и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 65, 44);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Республики и пр. Мира не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 66);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Холмогорская и пр. Мира не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону напорной канализации, электрического кабеля и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 67);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Холмогорская и ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает на территорию рынка и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 68);
- размещение рекламной конструкции в районе ул. Ленина и пр. Мира не представляется возможным, так как на предполагаемом месте установлена рекламная конструкция (заявление № 69);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Советская и пр. Мира не представляется возможным, так как рекламная конструкция попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 70);
- размещение рекламной конструкции в районе ул. Ленина и пр. Мира не представляется возможным, так как предполагаемом месте установлена рекламная конструкция (заявление № 71);
- размещение рекламной конструкции в районе перекрестка ул. Ленина и ул. 60 лет СССР не представляется возможным, так как район густо засажен деревьями и нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003 (заявление № 72).
Не согласившись с ответом Администрации Общество оспорило его в судебном порядке.
Ответчик в дополнении к отзыву на заявление (л.д. 1-2 том 3) просит арбитражный суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований на том основании, что Обществом пропущен трехмесячный срок на оспаривание решения органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 16 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое решение администрации датировано 23 мая 2007 года. Ответчик утверждает о том, что указанное решение получено заявителем 23 мая 2007 года.
Согласно ст.ст. 65,66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Ответчик не представил суду доказательств вручения представителю Общества копии оспариваемого письма от 23.05.2007 года именно 23 мая 2007 года.
Из материалов дела следует, что письмо Администрации Обществом получено 13 июня 2007 года (л.д. 5 том 2). Исковое заявление Общества в суд поступило 13 сентября 2007 года, то есть в пределах трехмесячного срока.
Поэтому у суда отсутствуют основания для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока на оспаривание отказа органа местного самоуправления в арбитражном суде.
Суд рассматривает дело по существу.
Из содержания оспариваемого письма причинами невозможности установки рекламных конструкций по тем адресам, которые указаны в заявках Общества и причиной отказа в выделении земельных участков явились следующие причины: 1)земельный участок попадает в охранную зону сетей ТВС; 2)земельный участок попадает в охранную зону сети бытовой канализации; 3)земельный участок попадает в охранную зону высоковольтной линии электропередач; 4) земельный участок попадает в зеленую зону - участки густо засажены деревьями; 5)земельный участок предоставлен физическим или юридическим лицам под установку рекламных конструкций или же участок находится на стадии формирования установки движимого имущества; 6)рекламная конструкция попадает на территорию памятного места и прилегающего сквера; 7)рекламная конструкция попадает на территорию рынка; 8)рекламную конструкцию невозможно разместить в виду того, что происходит нарушение ГОСТа Р 52044-2003.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы, с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п.11 ст. 19 Закона о рекламе к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В соответствии с п. 13 ст. 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Пунктом 15 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Ими являются:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Из содержания указанных выше норм статьи 19 Закона о рекламе следует, что до обращения в орган местного самоуправления за разрешением на установку рекламной конструкции заявителю необходимо получить письменное согласие собственника земельного участка, на котором подлежит размещению рекламная конструкция, на данное размещение.
После получения данного согласия собственника земельного участка рекламораспространитель обращается в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, к которому должны быть приложены данные о заявителе и указанное согласие собственника земельного участка. В свою очередь, орган местного самоуправления в соответствии с п. 13 ст. 19 Закона о рекламе самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, при этом, заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления. Пунктом 15 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
В рассматриваемом случае, земельные участки, на которых предполагалось разместить рекламные конструкции, находятся в муниципальной собственности, обратное не следует из материалов дела, поэтому в указанном случае органу местного самоуправления необходимо вначале разрешить вопрос о возможности выделения заявителю земельных участков под данные рекламные конструкции и только после положительного решения данного вопроса, а именно после принятия решения о выделении земельных участков, орган местного самоуправления вправе выдать разрешения на размещение рекламных конструкций.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке, который, в том числе, предусматривает соблюдение установленных законом сроков, а также представление соответствующих документов. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства установлен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Иной порядок допускается лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством, исключительно на торгах.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Решение органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Оценив материалы дела, а именно представленные Обществом в суд копии заявок в количестве 72 штук на распространение наружной рекламы, а также оспариваемый ответ администрации муниципального образования город Ноябрьск, суд считает необходимым сделать вывод о нарушении сторонами вышеуказанных норм, регламентирующих порядок предоставления органом местного самоуправления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Так, в виду того, что земельные участки, на которых подлежали размещению рекламные конструкции, находятся в муниципальной собственности, поэтому решение вопросов о предоставлении земельного участка под рекламную конструкцию и выдачи разрешения на размещения рекламных конструкций (в случае положительного решения вопроса о земельных участках) подлежало Администрации муниципального образования город Ноябрьск.
В свою очередь, заявителю необходимо было вначале обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могли быть приложены технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Оценив содержание заявок на распространение наружной рекламы в количестве 72 штук, суд считает, что данные заявки в должной мере не отвечают требованиям, предъявляемым к заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Указанная заявка на распространение наружной рекламы не является заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Указанная заявка имеет сведения о назначении объекта, предполагаемом месте его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, однако не имеет испрашиваемое право на земельный участок.
Вместе с тем, несмотря на то, что заявитель не обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, Администрация Муниципального образования город Ноябрьск расценила данные заявки именно как заявления о выборе земельных участков. Так, из содержания оспариваемого письма (л.д. 1 том 2) дословно следует: «На Ваше письмо о выделении земельных участков для установки рекламных конструкций в количестве 72 штук …».
Пункт 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок рассмотрения данного заявления, а именно порядок обеспечения выбора земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На основании рассматриваемого пункта можно выделить стадии выбора земельного участка (до составления акта о выборе).
I. Определение возможных вариантов размещения объекта. Буквальное содержание указанной статьи дает основания полагать, что орган местного самоуправления обязан разработать более одного варианта размещения объекта и не вправе ограничиться лишь одним вариантом. Вместе с тем независимо от количества разрабатываемых в каждом случае вариантов все они должны соответствовать градостроительным, экологическим и иным требованиям, применимым к рассматриваемой территории, и учитывать действующую документацию государственного земельного кадастра и землеустройства (т.е. не противоречить ранее утвержденным границам земельных участков, охранных зон, проектам межевания и иным документам по планировке территории, данным о разрешенном использовании и ограничениях/обременениях в использовании земельных участков и т.д.).
В результате осуществления данной стадии орган местного самоуправления получает документацию, содержащую проекты границ земельных участков, потенциально пригодных для размещения на них планируемого объекта строительства, а также собственно варианты размещения данных объектов в пределах границ земельных участков. Таким образом, определяется также и разрешенное использование земельного участка.
II. Проведение процедур согласования.
Согласование документации, разработанной на первой стадии, производится с органами и организациями, перечень которых является различным в зависимости от ряда факторов - назначения будущего объекта, его параметров, правового режима предполагаемых к предоставлению земельных участков и т.д., и регулируется актами законодательства: земельного, градостроительного, экологического, о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иных отраслей как федерального, так и регионального и местного уровня.
Из материалов дела следует и установлено судом, Администрацией Муниципального образования город Ноябрьск указанный порядок был нарушен. Из содержания оспариваемого письма не следует, что Администрацией проводилась работа по определению возможных вариантов размещения рекламных конструкций, а именно Обществу не предлагались какие-либо иные варианты размещения рекламных конструкций, при этом статья 31 Земельного кодекса РФ предусматривает выбор земельного участка.
Отказ администрации в выделении земельных участков нельзя признать мотивированным, документально подтвержденным.
Так, в оспариваемом письме орган местного самоуправления формально перечисляет причины, по которым невозможно разместить ту или иную рекламную конструкцию: конструкция попадает в охранную зону сети бытовой канализации, охранную зону высоковольтной линии электропередач, сетей ТВС, уже размещена рекламная конструкция, нарушаются нормы ГОСТа Р 52044-2003.
Заявитель не оспаривает невозможность размещения рекламных конструкций в охранной зоне сетей ТВС, в охранной зоне сети бытовой канализации; в охранной зоне высоковольтной линии электропередач и т.д.
Действительно в указанных охранных зонах сетей ТВС, сети бытовой канализации; высоковольтной линии электропередач нельзя размещать какие-либо сооружения.
Так, например, в соответствии с п. 6.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
Пункт 13 «ж» Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255, запрещает в этих зонах производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей.
Однако, ответчик должен доказать, что на указанных земельных участках невозможно размещение рекламной конструкции в виду нахождения охранных зон со ссылками на конкретные документы градостроительного земельного кадастра и землеустройства (т.е. документы, которыми ранее утверждены границы земельных участков, охранных зон, проекты межевания и иные документы по планировке территории, документы о разрешенном использовании и ограничениях/обременениях в использовании земельных участков и т.д.). Что в свою очередь позволить заявителю, суду проверить обоснованность отказа, сопоставив испрашиваемое заявителем в заявке место для размещения рекламной конструкции с конкретным документом, из которого будет следовать, что в рассматриваемом месте расположены охранные зоны сетей ТВС, сети бытовой канализации; высоковольтной линии электропередач.
Также невозможно установить рекламную конструкцию в том месте, в котором уже расположена рекламная конструкция или иное сооружение (автостоянка, рынок, памятник и т.д.), а также, если на указанном месте густо насажены деревья. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Однако, ни суд, ни заявитель не могут проверить обоснованность отказа по данным основаниям, так как в оспариваемом письме отсутствуют сведения о том какая, чья рекламная конструкция в рассматриваемом месте уже размещена, доказательства размещения этих конструкций в период обращения заявителя с соответствующей заявкой.
Более того, из представленных ответчиком доказательств, состоящих из 12 распоряжений и одного постановления, у распоряжений: от 13.09.2002 г. № Р-919; от 16.01.2003 г. № Р-35; от 18.09.2003 г. № Р-991; от 16.01.2003 г. № Р-34; от 21.11.2002 г. №Р-1124 и постановления от 09.11.2005 г. № П-1266 истекли сроки аренды земельных участков, то есть указанные документы не могут являться основаниями отказа в выделении земельных участков.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.ст. 65,66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Исходя из чего, суд не обязан определять объем и перечень документов, лиц, участвующих в деле, нацеливая и обуславливая их на те или иные доказательства или доводы, которые подтверждают их заявленные требования или подтверждают представленные возражения соответственно, т.к. в силу ст.7 АПК РФ арбитражный суд обязан обеспечивать равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Статьями 65, 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, который принял акт или совершил действия (бездействие).
В силу ст.9 АПК РФ лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Администрация муниципального образования г. Ноябрьска не представила арбитражному суду соответствующие доказательства, подтверждающие, что на конкретных улицах, перекрестах города Ноябрьска, по тем рекламным адресам, которые указаны в заявках заявителем, невозможно разместить рекламные конструкции.
Находящиеся в материалах дела топографические схемы судом не принимаются в качестве надлежащих доказательств.
К указанным топографическим схемам отсутствуют пояснения со стороны ответчика о том, что отражено на указанных схемах, какие районы, улицы, перекрестки, какого города, данные документы не имеют своего названия, отсутствуют пояснения со стороны ответчика о том, какие факты устанавливают и доказывают данные документы. В указанных схемах отсутствуют какие-либо условные обозначения нанесенных на схему различных линий, пунктирных линий, квадратов, прямоугольников, точек и т.д.
Таким образом, ответчик не доказал невозможность размещения рекламных конструкций по тем адресам, о которых идет речь в заявках Общества на размещения рекламных щитов, не доказал факт нахождения по данным рекламным адресам охранных зон сетей ТВС, охранных зон сети бытовой канализации, охранных зон высоковольтной линии электропередач, памятников культуры, густых насаждений деревьев, нахождение памятного места, сквера, рынка, а также не доказал размещение по данным адресам иных рекламных конструкций со ссылками на конкретные документы градостроительного земельного кадастра и землеустройства.
Как следует из материалов дела и обратное ответчиком не доказано, Администрацией Муниципального образования город Ноябрьск не осуществлялось согласование документации с соответствующими органами и организациями, то есть отказ в выделении земельных участков для размещения рекламных конструкций был осуществлен ответчиком самостоятельно без учета мнения органов и организаций, в ведении которых находится решение конкретных вопросов.
Так, согласно письму ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск от 24.10.2007 года №2887 (л.д. 48 том 2) минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений (рекламных конструкций) подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве объектов и письменному согласованию с ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск», то есть для того, чтобы расположить вблизи электрических сетей какое-либо сооружение необходимо осуществить расчет минимально допустимого расстояния от электрических сетей, при котором можно располагать рекламную конструкцию и данные расстояния согласуются с ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск».
В материалах дела отсутствуют какие-либо согласования с ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск».
Основанием отказа в выделении земельных участков явились нормы ГОСТа Р 52044-2003.
Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ГОСТ Р 52044-2003 (в ред. Изменения « 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 N 170-ст, с изм., внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 №2-ст) установлены требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Так, соответствии с указанным ГОСТом 52044-2003 установлены общие требования к наружной рекламе, требования к средствам наружной рекламы, правила размещения средств наружной рекламы, каждый раздел при этом содержит перечень предъявляемых требований.
В оспариваемом письме, ответчик не указывает конкретный абзац пункт раздел ГОСТа 52044-2003, которые нарушаются в случае установки той или иной рекламной конструкции, что не позволяет проверить заявителю, а также суду обоснованность данного отказа.
Более того, согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее - Положение) на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте «ч» пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.
Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлениями по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 № 1892).
В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставлений).
Следовательно, оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД.
Соответствующий Отдел ГИБДД при осуществлении контроля на предмет соответствия размещения наружной рекламы правилам безопасности дорожного движения вправе применить ГОСТ Р 52044-2003, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения (то есть в целях охраны жизни и здоровья физических лиц), и отказать лицу в согласовании размещения рекламной конструкции в заявленном месте на основании данного документа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявки заявителя на предмет соответствия ГОСТу Р 52044-2003 были проверены самой администрацией и обратного не доказано.
Заявитель утверждает, что при размещении рекламных конструкций не будут нарушены требования ГОСТа 52044-2003 (л.д. 100 том 4).
Учитывая, что в заявлении ответствуют конкретные ссылки на пункты, разделы ГОСТа 52044-2003, которые, по мнению ответчика, нарушаются при размещении рекламных конструкций, ни заявителю, ни суду невозможно осуществить проверку обоснованности отказа на этом основании.
Статьей 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, который принял акт или совершил действия (бездействие).
Согласно ст.ст. 65,66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Исходя из чего, суд не обязан определять объем и перечень документов, лиц, участвующих в деле, нацеливая и обуславливая их на те или иные доказательства или доводы, которые подтверждают их заявленные требования или подтверждают представленные возражения соответственно, т.к. в силу ст.7 АПК РФ арбитражный суд обязан обеспечивать равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым признать, что ответчик не доказал правомерность отказа в выделении земельных участков для размещения рекламной конструкции и правомерность отказа в размещении рекламных конструкций.
Поэтому требование заявителя о признании ненормативного правового акта Администрации Муниципального образования город Ноябрьск – письма от 23.05.2007 года №01-01-25-239 недействительным подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании указанной нормы суд считает необходимым обязать администрацию г. Ноябрьска повторно рассмотреть заявки Общества на распространение наружной рекламы на предмет возможного выделения земельных участков под рекламные конструкции и на возможность выдачи разрешения о размещении рекламной конструкции, с соблюдением норм Федерального закона о рекламе, Земельного кодекса РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации или органа местного самоуправления либо дать мотивированный отказ, а именно со ссылками на конкретные нормативные правовые акты, предусматривающими невозможность размещения рекламной конструкции в том или ином месте и со ссылками на документы градостроительного земельного кадастра и землеустройства, которые также не позволяют разместить рекламную конструкцию в конкретном месте.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя об обязании Администрации Муниципального образования город Ноябрьск произвести выбор земельных участков для размещения 72-х рекламных конструкций согласно заявлениям на установку рекламных конструкций с учетом требований РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и провести процедуры их согласований с уполномоченными органами; по заявлениям на установку рекламных конструкций, прошедших согласование с уполномоченными органами, обязать Администрацию Муниципального образования города Ноябрьск выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, суд считает необходимым оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 169-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Медиа Союз» к Администрации Муниципального образования город Ноябрьск о признании решения Администрации Муниципального образования город Ноябрьск от 23.05.2007 года №01-01-25-239 об отказе в согласовании и отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявлениям незаконным; об обязании Администрации Муниципального образования город Ноябрьск произвести выбор земельных участков для размещения 72-х рекламных конструкций согласно заявлениям на установку рекламных конструкций с учетом требований РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и провести процедуры их согласований с уполномоченными органами; по заявлениям на установку рекламных конструкций, прошедших согласование с уполномоченными органами, обязать Администрацию Муниципального образования города Ноябрьск выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – удовлетворить частично.
Признать решение Администрации Муниципального образования город Ноябрьск от 23.05.2007 года №01-01-25-239 – недействительным.
Обязать Администрацию Муниципального образования город Ноябрьск повторно рассмотреть заявки Общества с ограниченной ответственностью «Медиа Союз» на распространение наружной рекламы на предмет возможного выделения земельных участков под рекламные конструкции и на возможность выдачи разрешения о размещении рекламной конструкции, с соблюдением норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Земельного кодекса РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации или органа местного самоуправления либо дать мотивированный отказ, а именно со ссылками на конкретные нормативные правовые акты, предусматривающими невозможность размещения рекламной конструкции в том или ином месте и со ссылками на документы градостроительного земельного кадастра и землеустройства, которые также не позволяют разместить рекламную конструкцию в конкретном месте.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке в месячный срок.
Судья Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова