ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3746/19 от 28.06.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г. Салехард

Дело № А81-3746/2019

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Воробьёвой В.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» (ИНН: 8901014412, ОГРН: 1038900502244) к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Спецгрузсервис» (ИНН: 8902015225, ОГРН: 1138901000853) о взыскании 36 817 рублей 80 копеек,

установил:

государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Спецгрузсервис» о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги в размере 34 398 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 419,80 руб.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 АПК РФ, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2019 года данное исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.

21.05.2019 общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Спецгрузсервис» посредством почтовой связи обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с встречным исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» о взыскании неосновательного обогащения в размере 442 939 руб. 40 коп.

Определением от 28.05.2019 встречное исковое заявление отдельным определением возвращено подателю.

Решением от 18.06.2019 заявленные исковые требования удовлетворены частично.

21 июня 2019 года через систему электронной подачи документов Мой Арбитр истец обратился с заявлением о составлении мотивированного решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, если иное не вытекает из особенностей, установленных АПК РФ.

Согласно сведениям, содержащимся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: http://kad.arbitr.ru, резолютивная часть решения опубликована 20.06.2019.

Таким образом, истец правомерно, до истечения срока, предусмотренного частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

В связи с чем, ниже судом изложен мотивированный текст решения.

Согласно части 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление и приложенные к нему документы были опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: http://kad.arbitr.ru в режиме ограниченного доступа для ознакомления сторон с материалами судебного дела.

В определении суда от 19.04.2019 лицам, участвующим в деле в срок до 17.05.2019 было предложено представить соответствующие документы и пояснения.

Для лиц, участвующих в деле также был установлен срок для предоставления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до 10.06.2019.

Исходя из положений части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 АПК РФ не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что стороны извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу. Копии определения суда были направлены судом по всем известным адресам, в том числе содержащимся в выписках из ЕГРЮЛ и возвращены предприятиями почтовой связи с отметками «истек срок хранения».

Суд счел возможным рассмотреть спор, исходя из имеющихся в материалах дела документов.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

В адрес государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» (истец, ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» или Предприятие) поступило письмо от 11.04.2018 №83 (оферта (ст. 435 ГК РФ)) общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «СпецГрузСервис» (ответчик, Клиент), с просьбой осуществить разовую подачу 2 полувагонов №55386205, №52287422 на пути необщего пользования ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» для осуществления разгрузки «Портландцемент строительный» код груза 281048.

В ответ, Предприятие, приняло оферту - предложение заключить договор (п. 1 ст. 433 ГК РФ) и параллельно инициировало подготовку договора на оказание услуг от 12.04.2018 №13-ПТО/2018 (далее - договор), а также 17.04.2018 оказало первые, в рамках указанного договора, услуги на ж/д путях необщего пользования (акцептовала оферту).

10.05.2018, Предприятие, в адрес Клиента, направило согласованный и подписанный Договор с Приложением №1 (Тарифы), Приложением №2, Приложением №3, приложением №4 (оферту).

23.08.2018, Предприятие, в адрес Клиента, направило дополнительное соглашение от 25.06.2018 №1, об изменении тарифов к ранее направленному Договору (оферту).

По настоящее время направленный договор и дополнительное соглашение не подписаны Клиентом, а экземпляры договора и дополнительного соглашения не возвращены в адрес истца.

Вместе с тем, Клиент фактически акцептовал оферту, путем принятия оказанных услуг 28.02.2018, 17.04.2018, 07.09.2018, 26.09.2018 и оплаты оказанных услуг 16.02.2018 на сумму 17 199 руб., 06.09.2018 на сумму 32 475 руб. и 25.09.2018 на сумму 19 052 руб. с последующим осуществлением Клиентом платежа от 16.02.2018, от 06.09.2018, 25.09.2018, подписанием акта выполненных работ от 28.02.2018 №188.

Как указывает истец, ранее, между истцом и ответчиком, в результате аналогичной переписки (письмо от 16.02.2018 №26), обмена документами (счет-фактурой от 28.02.2018 №188, актом выполненных работ от 28.02.2018 №188, ведомости подачи и уборки вагонов от 16.02.2018 №43), фактической оплатой по платежному поручению от 16.02.2018 №57, сложилась практика, обычай делового оборота, последовательное поведения сторон, устойчивые взаимные связи (ст. 431 ГК РФ), по оказанию транспортных услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов от ж/д станции «Лабытнанги» до сортировочного парка «Речная», маневровые работы, связанные с расстановкой и уборкой на фронта погрузки/выгрузки вагонов и использование ж/д путей, в т.ч. фронта погрузки/выгрузки.

В настоящее время (по состоянию на 16.04.2019) за апрель 2018 сумма задолженности в размере 34 398 рублей, ответчиком оплачена не была.

Истец неоднократно извещал ответчика о необходимости погасить задолженность в полном объеме, что подтверждается: претензией от 22.02.2019 №02-02/217, а также претензией от 25.02.2019 №02-02/227, что подтверждается доказательствами направления претензии в адрес должника и ее получения 27.03.2019, 11.03.2019.

По настоящее время ответчик задолженность не погасил.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с заявленными исковыми требованиями.

Удовлетворяя иск частично, суд руководствуется следующим.

Несмотря на отсутствие заключенного между сторонами договора, возникшие правоотношения являются возмездным оказанием услуг и подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.

По смыслу норм главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг с учетом положений части 1 статьи 65 АПК РФ, предъявляя требование о взыскании с заказчика стоимости услуг, исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость.

Акт №295 от 17.04.2018 на сумму 34 398 руб. ответчиком не подписан.

При этом, факт оказания услуг ответчиком не оспаривается и подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов №67 от 11.04.2018, №68 от 11.04.2018.

Однако, при предъявлении иска истцом не учтено следующее.

Согласно положениям части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» цены на оказываемую истцом транспортную услугу, связанную с подачей и уборкой вагонов подлежат государственному регулированию.

Названным Указом Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пересматривать указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).

Во исполнение положений Указа Постановлением Правительства от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, который предусматривает государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 ноября 2010 года №335-П утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым уполномоченными исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа устанавливаются регулируемые тарифы и надбавки, который, в том числе, включает транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Пунктом 1.4. Порядка формирования предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2010 года №468-П, предусмотрены следующие понятия:

1. Регулируемые услуги - транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, по подаче-уборке вагонов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

2. Подача-уборка вагонов - маневровые операции, связанные с перемещением одиночных груженых и (или) порожних вагонов или групп вагонов до фронта погрузки (выгрузки) и обратно в оба конца.

Таким образом, государственному регулированию цен (тарифов) со стороны департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа подлежат предельные тарифы на услуги по выполнению маневровых операций, связанных с перемещением одиночных груженых и (или) порожних вагонов или групп вагонов до фронта погрузки (выгрузки) и обратно в оба конца на подъездных железнодорожных путях.

Тарифы на вышеуказанные услуги, оказываемые государственным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб», в период оказания услуг (апрель 2018) были установлены приказом департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2013 года №24-т «Об установлении предельного тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях маневрового района станции «Речная» государственным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб», который в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 апреля 2006 год № 13-ЗАО «О правотворчестве» является нормативным правовым актом и распространяет свое действие вне зависимости от подведомственности субъекта регулирования.

Развернутый перечень транспортных услуг отсутствует, однако, в разъяснениях Министерства транспорта Российской Федерации от 29.02.2003 №БН-5/776-Ш и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.07.2003 №05-635 под «транспортными услугами» понимается комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользование подъездным путем и другие. Данное понятие согласуется с положениями Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом», утвержденными Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 №АН-104-р.

Из анализа данных документов, нормативно-правовых актов и акта №295 от 17.04.2018 следует, что оказываемые ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» услуги являются транспортными.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона №17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом установлено, что понятие «места необщего пользования» используется в значении, указанном в Уставе и определено как - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

При этом «подача и уборка вагонов», как вид оказываемой услуги определена Методическими рекомендациями по транспортному обслуживанию организаций и предприятий организациями промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 06.02.2002 №АН-8-р - подача и уборка груженных и порожних вагонов от выставочных путей станции железных дорог до выставочных путей или до мест погрузки - выгрузки обслуживаемых предприятий, организаций и обратно, расстановка и перемещение вагонов по местам погрузки и выгрузки.

Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов.

Приказом департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2013 года №24-т «Об установлении предельного тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях маневрового района станции «Речная» государственным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» был установлен и введен в действие предельный максимальный тариф на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в размере 8 495 руб. за 1 вагон без учета НДС.

Учитывая вышеизложенное, при расчете данного тарифа департамент цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа исходил из того, что маневровые работы, связанные с расстановкой и уборкой на фронта погрузки/выгрузки вагонов и использование ж/д пути, в т.ч. фронта погрузки/выгрузки входят в стадии технологического процесса, и, следовательно, учитывались Департаментом при формировании тарифа на оказание услуги по подаче и уборке вагонов.

Таким образом, в тариф заложены расходы, необходимые для выполнения маневровых операций, использования пути необщего пользования, связанные непосредственно с подачей и уборкой вагонов.

Тарифы на услуги по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования: предоставлению тепловоза в эксплуатацию на железнодорожных путях необщего пользования; отстою вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, перемещению вагонов, находящихся на железнодорожных путях необщего пользования ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» отдельно не устанавливались.

Таким образом, судом установлено, что такие услуги как маневровые работы, связанные с расстановкой и уборкой на фронта погрузки/выгрузки вагонов и использование ж/д пути, в т.ч. фронта погрузки/выгрузки, входят в технологический процесс подачи и уборки вагонов, оказываемых ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб», в связи с чем расходы истца по оказанию данных услуг возмещаются посредством взимания платы за них в виде утвержденного за эту услугу тарифа, размер которого не может превышать максимальный предел, установленный упомянутым выше приказом департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2013 года №24-т.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за фактически оказанные в апреле 2018 года услуги в размере 20 048 руб. (2 вагона х 8 494 руб. 92 коп. (тариф) + 18% (НДС)).

Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

В соответствии со ст. 314 ГК РФ, ведомостью подачи и уборки вагонов от 11.04.2018 №67, №68 и счетом-фактурой от 17.04.2018, просрочка обязательства по оплате оказанных услуг у ответчика возникли на следующий день, с момента нарушения срока перечисления денежных средств на расчетный счет истца. Обязательство по оплате стоимости оказанных услуг у ответчика возникло с 07.05.2018, с даты получения акта выполненных работ почтовым отправлением (Почтовый реестр от 23.04.2018 №39).

В настоящем случае предъявление указанных документов с учетом сложившейся практики между сторонами означает предъявление требования по обязательству, срок исполнения которого наступил, поскольку иной срок исполнения не указан и сторонами не согласован.

Суд пришел к выводу, что расчет процентов по пункту 1 статьи 395 ГК РФ, подлежащих взысканию с общества в пользу предприятия, подлежит корректировке с учетом установленной стоимости оказанных услуг – 20 048 руб.

В связи с чем, за период с 08.05.2018 по 15.04.2019 размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 1 391 руб. 01 коп.:

- с 08.05.2018 по 16.09.2018 = 513 руб. 70 коп. (20 048 руб. х 129 дн. х 7,25%/365),

- с 17.09.2018 по 16.12.2018 = 370 руб. 75 коп. (20 048 руб. х 90 дн. х 7,5%/365),

- с 17.12.2018 по 15.04.2019 = 506 руб. 56 коп. (20 048 руб. х 119 дн. х 7,75%/365).

Проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1 391 руб. 01 коп.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 9, 16, 65, 71, 110, 167-170, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Спецгрузсервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; адрес (место нахождения): 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 29.05.2013) в пользу государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 04.08.2003) задолженность за фактически оказанные услуги в размере 20 048 рублей 00 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 391 рубль 01 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 165 рублей 00 копеек. Всего взыскать 22 604 рубля 01 копейку.

В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

В.С. Воробьёва