ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3768/2021 от 23.07.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3768/2021

30 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 июля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2021 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» (ИНН 8901024890, ОГРН 1058900649334) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления от 05.04.2021 №089/04/9.21-130/2021 и представления от 05.04.2021 № 089/04/9.21-130/2021, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «НордЭнерджиСистем»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Снегирёв К.С. по доверенности от 28.04.2021;

от антимонопольного органа - Алеев Р.Р. по доверенности от 19.01.2021;

от третьего лица - Туров А.П. директор (на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.07.2021),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» (далее по тексту – заявитель, ОАО «Уренгойгорэлектросеть») обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Ямало-Ненецкое УФАС, административный орган) об оспаривании постановления от 05.04.2021 №089/04/9.21-130/2021 и представления от 05.04.2021 №089/04/9.21-130/2021.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что у АО «НордЭнерджиСистем» отсутствовали основания для обращения в сетевую организацию за переоформлением документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств - КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.), поскольку ранее присоединённые энергопринимающие устройства не совпадают с заявленными АО «НордЭнерджиСистем».

Также АО «Уренгойгорэлектросеть» указывает, что АО «НордЭнерджиСистем» не представило необходимые документы, прилагаемые к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, в частности не представлены документы подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты АО «НордЭнерджиСистем», либо документы подтверждающие право собственности АО «НордЭнерджиСистем» или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, о переоформлении документов на которые заявляло общество.

В силу нарушения АО «НордЭнерджиСистем» требований о предоставлении в адрес сетевой организации прилагаемых к заявлению документов, АО «Уренгойгорэлектросеть» было не вправе осуществлять переоформление документов о технологическом подключении, о чём указывает заявитель по настоящему делу.

Оформление АО «Уренгойгорэлектросеть» документов о технологическом подключении без предоставленных АО «НордЭнерджиСистем» необходимых документов повлечёт нарушение прав собственников энергопринимающих устройств - КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.).

Определением от 25.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «НордЭнерджиСистем».

20.05.2021 от Ямало-Ненецкого УФАС поступил отзыв на заявление вместе с материалами административного дела.

Материалы административного дела представлены в полном объёме.

Согласно отзыву антимонопольного органа, АО «НордЭнерджиСистем» в адрес акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» были представлены все необходимые документы, установленные пунктом 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в частности свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект») и выписка их ЕГРН, подтверждающих право собственности на КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м) (далее – КЛ 0,4кВ) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) ИП Гадаева М.В., в силу чего у акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» отсутствовали правовые основания для непредставления в адрес акционерного общества «НордЭнерджиСистем» переоформленных документов о технологическом подключении.

Более подробно доводы антимонопольного органа изложены в отзыве.

31.05.2021 от АО «НордЭнерджиСистем» поступил отзыв на заявление. Третье лицо, не согласно с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Доводы отзыва третьего лица повторяют доводы отзыва антимонопольного органа.

От акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» поступили возражения на отзывы Управления антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу и АО «НордЭнерджиСистем».

Заслушав представителей, изучив доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 11.02.2021 АО «НордЭнерджиСистемс» обратилось в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть» с заявлением № 359 на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств - КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) в связи со сменой владельца.

К заявлению АО «НордЭнерджиСистемс» № 359 представлен договор безвозмездного пользования электрооборудования № 03/02/21 от 03.02.2021 между АО «НордЭнерджиСистемс» (ссудополучатель) и ООО «Уренгойспецэнерго» (ссудодатель), доверенность на представителя № 2 от 11.02.2021 и копия «Акта технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» № 11 от 26.04.2010, выданный ИП Гадаеву М.А. для технологического присоединения вводно-распределительного устройства мощностью 0,4 кВ по адресу: г. Новый Уренгой, пр-т Ленинградский.

18.02.2021 акционерное общество «НордЭнерджиСистемс» направило в адрес акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» письмо № НУ-06/2021 от 18.02.2021 с требованием выдать переоформленные документы.

19.02.2021 акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» письмом исх. № 295 запросило у акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» документы, подтверждающие право передачи КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.), указанных в заявлении акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» № 359, третьим лицам.

19.02.2021 письмом № НУ-07/2021 АО «НордЭнерджиСистемс» направило в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть» договор безвозмездного пользования имуществом № 26/01/2021-3 от 26.01.2021 между ИП Гадаевым М.А. и ООО «Уренгойспецэнерго».

24.02.2021 АО «Уренгойгорэлектросеть» письмом исх. № 334 повторно запросило у АО «НордЭнерджиСистемс» документы, предусмотренные пунктом 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

24.02.2021 АО «НордЭнерджиСистемс» обратилась в Управление антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением (входящий № 1038) на действия (бездействие) акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» по факту нарушения сроков восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника.

26.02.2021 АО «НордЭнерджиСистемс» письмом исх. № НУ-09/2021 в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть» указало, что считает ранее представленные договор безвозмездного пользования имуществом № 26/01/2021-3 от 26.01.2021 и договор безвозмездного пользования электрооборудования № 03/02/21 от 03.02.2021 документами, подтверждающими право собственности или иное, предусмотренное законом основание.

Письмом от 02.03.2021 исх. № НУ-12/2021 АО «НордЭнерджиСистемс» в адрес акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» представило свидетельство о государственной регистрации права на объект «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект») на имя Гадаева М.А., а также выписку из ЕГРН по указанному объекту.

17.03.2021 определением № УК/873 Ямало-Ненецким УФАС возбуждено дело об административном правонарушении № 089/04/9.21-130/2021 в отношении АО «Уренгойгорэлектросеть» по факту нарушения пунктов 57 и 69 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

01.04.2021 и исх. № НУ-17/2021 акционерное общество «НордЭнерджиСистемс» письмом в адрес акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» направило для согласования и подписания акт об осуществлении технологического подключения.

05.04.2021 Ямало-Ненецкий УФАС постановлением № АР/1147 по административному делу № 089/04/9.21-130/2021 признало виновным акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначило наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Также Ямало-Ненецкий УФАС вынесло в отношении акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» представление от 05.04.2021, обязав в месячный срок со дня получения представления принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выдать акционерному обществу «НордЭнерджиСистемс» переоформленные документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств на КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.), расположенные по адресу: г. Новый Уренгой, пр-кт Ленинградский.

Не согласившись с постановлением и представлением по административному делу № 089/04/9.21-130/2021, акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Постановлением № АР/1147 по административному делу № 089/04/9.21-130/2021 акционерному обществу «Уренгойгорэлектросеть» антимонопольным органом вменено нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» под субъектом естественной монополии подразумевается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественных монополий (ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под потребителями электрической энергии подразумевается лицо, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединённые в установленном порядке к электрической сети.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

В соответствии с пунктом 1 данных Правил, указанные Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Согласно пункту 57 данных Правил восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 установлено, что документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Под актом об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) согласно данным правилам понимается документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 59 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединённых энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подаётся в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств;

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств;

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединённых энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта.

В соответствии с пунктами 67 и 69 данных Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдаёт лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов.

Согласно представленным в материалы дела копии устава акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть», копии карточки предприятия, общедоступным сведениям Единого государственного реестра сведений о юридических лицах основным видом деятельности акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (35.12 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

Также согласно общедоступным сведениям реестра субъектов естественных монополий, находящегося в ведении Федеральной антимонопольной службы, акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» включено в реестр субъектов естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, раздел - «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», номер - 89.1.4 2, регион – Ямало-Ненецкий автономный округ, номер приказа - 335-э от 07.09.2009 г.

Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства и представленных в материалы дела документов следует, что акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых общество оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В силу вышеуказанного обстоятельства на акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» распространяются требования «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

По результатам рассмотрения заявления № 359 акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» от 11.02.2021 на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств - КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) в связи со сменой владельца, акционерным обществом «Уренгойгорэлектросеть» в адрес акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» не были выданы переоформленные документы на вышеуказанные устройства.

Вменяя акционерному обществу «Уренгойгорэлектросеть» нарушение статьи 9.21 КоАП РФ, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу пришло к выводу, что акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, в силу чего в действиях (бездействии) акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» по непредставлению в установленный срок переоформленных документов о технологическом подключении энергопринимающих устройств содержатся нарушения пунктов 67 и 69 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

Суд считает, что Ямало-Ненецким УФАС в данном случае не учтено следующее.

В заявлении АО «НордЭнерджиСистемс» № 359 от 11.02.2021 просит выдать Акт об осуществлении технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств – КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.), при этом из копии «Акта технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» № 11 от 26.04.2010, приложенного к заявлению следует, что ранее присоединённым энергопринимающим устройством является вводно-распределительное устройство мощностью 0,4 кВ.

В соответствии с пунктом 7.1.3. «Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2» (утв. Минтопэнерго России 06.10.1999) (ред. от 20.12.2017), под вводным устройством подразумевается совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть.

Согласно пункту 3.101 «ГОСТ IEC 60669-2-4-2017. Межгосударственный стандарт. Выключатели для бытовых и аналогичных стационарных электрических установок. Часть 2-4. Дополнительные требования. Разъединители» под разъединителем подразумеваются переключатель, который предназначен для обеспечения отсоединения электроустановки или части электроустановки и оборудования от источника питания, а также для проведения, включения и отключения тока во всех токоведущих полюсах.

В соответствии с пунктом 52 «ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» (утв. и введён в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403) под кабельной линией электропередачи подразумевается линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.

Из приведённых положений государственных стандартов и правил следует, что кабельные линии и разъединители не являются тождественными вводному устройству устройствами.

Как следует из материалов дела, копии акта технологического присоединения КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» в адрес сетевой организации не представлено.

Доказательств того, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) и вводно-распределительное устройство мощностью 0,4 кВ. являются одним и тем же объектом (ранее присоединённым энергопринимающим устройством) ни АО «НордЭнерджиСистемс», ни Ямало-Ненецким УФАС также не представлено.

Согласно подпункту «в» пункта 59 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении подаётся в отношении ранее присоединённых энергопринимающих устройств.

Следовательно, при подаче заявления № 359 от 11.02.2021, акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» не соблюдены требования подпункта «в» пункта 59 вышеуказанных Правил.

В соответствии с пунктом 69 данных Правил, сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдаёт лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил.

Пункт «г» предусматривает приложение к заявлению о переоформлении документов о технологическом подключении копию акта об осуществлении технологического присоединения.

В силу пункта 16 (1) указанных Правил, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несёт сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключённым на основании его обращения в сетевую организацию.

Как следует из пункта 75 данных Правил условия технологического присоединения при переоформлении документов о технологическом присоединении, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.

Из приведённых норм в их взаимосвязи следует, что законодатель исходил из возможности восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении при сохранении прежних точек присоединения и разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности владельца энергопринимающих устройств и сетевой организации.

Таким образом, у АО «Уренгойгорэлектросеть» отсутствовали правовые оснований для удовлетворения заявления АО «НордЭнерджиСистемс» № 359 от 11.02.2021, в силу не соблюдения заявителем требований к прилагаемым к заявлению документам.

Также в оспариваемом постановлении антимонопольный орган ссылаясь на пункт 74 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, приходик к выводу, что в отношении заявления АО «НордЭнерджиСистемс» № 359 от 11.02.2021, действует упрощённый порядок переоформления документов, в силу того, что акт технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» № 11 от 26.04.2010, копия которого приложена к заявлению акционерного общества «НордЭнерджиСистемс», составлен после 01.01.2010 г., в силу чего заявитель был не обязан предоставлять документы, указанные в подпунктах «в» - «е» пункта 62 Правил.

Арбитражный суд находит данный вывод антимонопольного органа ошибочным в силу следующего.

Как было указано судом выше, из материалов дела следует, что копии акта технологического присоединения КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителей РЕ-19 2000А (2 шт.) к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» в адрес сетевой организации не представлено.

Следовательно, не имеется оснований считать, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединители РЕ-19 2000А (2 шт.), о переоформлении документов на которые заявляет акционерное общество «НордЭнерджиСистемс», были технологически подключены к электрическим сетям акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть».

Помимо данного обстоятельства, из буквального толкования вышеуказанной нормы права пункта 74 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, следует, что упрощённый порядок применяется непосредственно в отношении лица, чьи технологические устройства были ранее присоединены.

В соответствии с представленным акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» копией «Акта технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Уренгойгорэлектросеть» № 11 от 26.04.2010, лицом, в отношении чьих устройств ранее было выполнено технологическое подключение к сетям сетевой организации, являлся ИП Гадаев М.А.

Следовательно, на заявление акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» не распространяется упрошенный порядок рассмотрения, предусмотренный пунктом 74 Правил № 861, так как АО «НордЭнерджиСистемс» не является лицом, чьи энергопринимающие устройства ранее были присоединены к электросетям акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть».

Помимо не соблюдения АО «НордЭнерджиСистемс» требований подпункта «в» пункта 59, подпункта «г» пункта 62 вышеуказанных «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, арбитражный суд находит обоснованными доводы АО «Уренгойгорэлектросеть» о непредставлении АО «НордЭнерджиСистемс» документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты АО «НордЭнерджиСистем», либо документы подтверждающие право собственности АО «НордЭнерджиСистем» или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, о переоформлении документов на которые заявляло общество.

Из представленных АО «НордЭнерджиСистемс» в адрес акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» договора безвозмездного пользования электрооборудования № 03/02/21 от 03.02.2021 г. между АО «НордЭнерджиСистемс» и ООО «Уренгойспецэнерго» или договора безвозмездного пользования имуществом № 26/01/2021-3 от 26.01.2021 г. между ИП Гадаевым М.А. и ООО «Уренгойспецэнерго» не следует, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединители РЕ-19 2000А (2 шт.), находятся в законном владении АО «НордЭнерджиСистем», а именно – отсутствует подтверждение факта нахождения указанных энергопринимающих устройств на праве собственности или ином законном основании у указанных выше сторон представленных договоров.

Подтверждения принадлежности на праве собственности или ином законном основании КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединители РЕ-19 2000А (2 шт.), ИП Гадаеву М.А., либо нахождения их в составе объекта недвижимости «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) по адресу г. Новый Уренгой, проспект Ленинградский, согласно выписке из ЕГРН, АО «НордЭнерджиСистемс» также не представлено.

При этом даже наличие вводно-распределительного устройства мощностью 0,4 кВ. в составе объекта недвижимого имущества «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (ТЦ «Проспект»), принадлежащего какому-либо лицу на праве собственности, не свидетельствует о принадлежности собственнику указанного объекта КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)), питающих данное вводно-распределительное устройство мощностью 0,4 кВ.

Как следует из материалов дела АО «Уренгойгорэлектросеть» неоднократно уведомляло АО «НордЭнерджиСистемс» об отсутствии предоставленных документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом право акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» на КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединители РЕ-19 2000А (2 шт.), в целях соблюдения акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» требований пункта 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861. В частности, направив в адрес акционерного общества «НордЭнерджиСистемс» письмо от 19.02.2021 г. № 295, письмо от 24.02.2021 г. № 334 и письмо от 06.04.2021 г. № 669.

При этом ни в «Правилах технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, ни в ином нормативном правовом акте, регулирующем отношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации, законодателем не делегировано сетевой организации полномочие по установлению наличия или отсутствия у заявителя право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, а лишь установлена обязанность заявителя по предоставлению соответствующих сведений, отражённых в копиях документов».

В силу указанного, при рассмотрении заявления о переоформлении документов о технологическом подключении в полномочия сетевой организации входит лишь обязанность проверять соответствие представленных заявителем документов требованиям законодательства и «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

Оценка сетевой организацией соблюдения заявителем установленных требований, в частности п. 62 вышеуказанных Правил, осуществляется на основании представленных заявителем документов. Самостоятельно собирать документы, подтверждающие обоснованность заявления, сетевая организация не обязана.

Таким образом, в компетенцию АО «Уренгойгорэлектросеть» входит лишь проверка соответствия поданного заявления требованиям законодательства и выдача соответствующих документов либо отказ в данной выдаче.

Согласно пункту 57 вышеуказанных Правил восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.

Соответственно, при непредставлении документов подтверждающим право собственности или иное законное право владения объектом электросетевого хозяйства, по смыслу пункта 57 данных Правилу электросетевой организации отсутствует обязанность восстановления (переоформление) соответствующих документов, так как заявление подано не собственником либо иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

Поскольку сведения о собственнике КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединители РЕ-19 2000А (2 шт.) АО «НордЭнерджиСистемс» не были представлены в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть», вывод Ямало-Ненецкого УФАС относительно связи объекта недвижимости «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (ТЦ «Проспект») (кадастровый номер 89:11:020301:2117) и КЛ 0,4кВ и Разъединителей, передаваемых по договорам безвозмездного пользования, не является обоснованным и не подтверждается материалами дела.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с частью 5 данной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Аналогичное положение содержится в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Соответственно право собственности на недвижимое имущество в силу вышеуказанного должно подтверждаться соответствующим свидетельством о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

Акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» не было представлено в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть» свидетельства о государственной регистрации право собственности на КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)).

Административный орган в отзыве по настоящему делу полагает, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) не является недвижимым имуществом, в силу чего право собственности на данный объект не подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Арбитражный суд находит данный вывод антимонопольного органа ошибочным в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства

В соответствии с разъяснениями Письма Минстроя России от 11.07.2018 № 30418-АС/08 «Об объектах капитального строительства» линии электропередачи (в том числе линейно-кабельные сооружения) относятся к объектам строительства.

Верховный суд РФ в Определении Верховного Суда РФ от 03.12.2008 № 9-Г08-19 подтверждает позицию Минстроя, отождествляя содержание понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости».

Из пункта 10 статьи 1 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) исключены из перечня объектов капитального строительства некапитальные строения (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие), то есть объекты не относимые по своему характеру к недвижимому имуществу.

В свою очередь, подпункт 10.1 указанной статьи ГрК РФ закрепляет специальное правило об отнесении линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений к линейным объектам.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утверждённому Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (действовал до 31.12.2016), объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Действующий «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) также относит «Линии электропередачи местные кабельные» - 220.42.22.12.112 к группе 220.00.00.00.000 «Сооружения».

Как указано во введении данного «Общероссийского классификатора основных фондов», к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведённые с помощью строительно-монтажных работ.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землёй. Например, различного рода ёмкости для хранения различного рода веществ, установленные на фундаменты или иным способом прочно связанные с землёй, относятся к сооружениям. Фундаменты под ними входят в состав данных сооружений.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

В пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) Верховный суд РФ указал на обоснованность использования сведений «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» при определении движимого/недвижимого характера имущества.

По смыслу вышеизложенного, сооружения, к которым относятся кабельные линии электропередач, относятся законодательством к недвижимому имуществу.

В пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), Верховный суд РФ разъясняет, что высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, а её составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Кабельные линии электропередач прямо относятся к объектам недвижимого имущества и в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020 по делу № А75-2447/2020.

На основе вышеуказанного арбитражный суд приходит к выводу, что закон и судебная практика его применения относит КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) к недвижимому имуществу в силу чего право собственности на данный объект подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Ссылки Ямало-Ненецкого УФАС на Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» не релевантны к настоящему спору, так как КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) является кабельной линией электроснабжения, а линии электропередач абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» отнесены к объектам электросетевого хозяйства.

Также судом в порядке статей 71 и 75 АПК РФ было исследовано заключение по результатам обследования сооружения «Кабельная линия 0,4 кВ» от 27.04.2021 г. № 1187-04/2021 кадастрового инженера БТИ Самигуллиной А.Р, представленное в материалы дела акционерным обществом «Уренгойгорэлектросеть».

На основе обследования кадастровый инженер пришёл к выводу, что кабельная линия 0,4 кВ, расположенная по адресу от ТП-40 до ВРУ-0,4 объекта «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект») (стр. 17), является объектом недвижимости, а также объектом капитального строительства, так как прочно связано с землёй и её невозможно переместить без ущерба назначению и у данного объекта есть самостоятельное хозяйственное значение и оно может выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей, по этому вышеуказанные сооружения подлежат государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права».

Также кадастровый инженер определил, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) не находится на территории земельного участка, расположенного под объектом «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект»).

На основе вышеуказанного суд полагает обоснованными доводы АО «Уренгойгорэлектросеть» об отнесении КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) к недвижимому имуществу, в силу чего непредоставление АО «НордЭнерджиСистемс» доказательств приобретения права собственности на данное строение, либо доказательств наличия права собственности на данные кабельные линии у ссудодателя ИП Гадаева М.А. является нарушением АО «НордЭнерджиСистемс» требований подпункта «а» пункта 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В случае удовлетворения заявления АО «НордЭнерджиСистемс» о переоформлении документов о технологическом подключении КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) без определения собственника данных кабельных линий, возникает угроза посягательства на право собственности третьих лиц.

В соответствии со статьёй 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.

Кроме того, АО «Уренгойгорэлектросеть» представило в материалы дела письмо Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 26.05.2021 № 89-176-03/01-07/3869 из которого следует, что муниципальным органом в отношении КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) (пункт 3 письма) инициированы мероприятия по признанию данных кабельных линий бесхозяйным имуществом.

18.06.2021 Администрацией г. Новый Уренгой принято распоряжение № 1036-р о передаче объектов электроснабжения, в частности КЛ 0,4Кв, на содержание и обслуживание АО «Уренгойгорэлектросеть». Также данным распоряжением Департаменту поручено провести мероприятия по признанию объектов электроснабжения бесхозяйным имуществом для установления в судебном порядке права муниципальной собственности г. Новый Уренгой на данное имущество.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, закон не допускает распоряжения судьбой бесхозяйной недвижимой вещью по волеизъявлению третьего лица.

Судебная практика исходит из позиции, что осуществление технологического присоединения через энергопринимающие устройства третьего лица без согласия данного лица влечёт за собой нарушение прав собственника объектов электросетевого хозяйства. Данная позиция применена, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 22.09.2020 № 307-ЭС20-12460 по делу № А56-152114/2018.

В силу вышеуказанного, суд соглашается с доводами АО «Уренгойгорэлектросеть», что удовлетворение заявления АО «НордЭнерджиСистемс» о переоформлении документов о технологическом подключении, создаёт потенциальную угрозу нарушения прав собственника объекта КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)).

Арбитражный суд также находит обоснованными доводы АО «Уренгойгорэлектросеть», что представленные АО «НордЭнерджиСистемс» в адрес сетевой организации договор безвозмездного пользования имуществом № 26/01/2021-3 от 26.01.2021 и договор безвозмездного пользования электрооборудования № 03/02/21 от 03.02.2021 не подтверждают право владения и пользования акционерным обществом «НордЭнерджиСистемс» КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) и Разъединителями, в отсутствие документов подтверждающих право собственности ИП Гадаева М.А., как ссудодателя, на данные объекты.

В силу пункта 1 статьи 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит её собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. Само по себе наличие договора не является достаточным доказательством для целей подтверждения обстоятельства возникновения права собственности или иного законного права на имущество.

Указанное соответствует разъяснениям пункта 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» согласно которому: «доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения».

Установление факта распоряжения имуществом, передаваемым в безвозмездное пользование, лицом, обладающим данным имуществом на праве собственности или ином законном основании, необходимо для определения законности договора возмездного пользования, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 690 ГК РФ лишь собственник либо иное лицо, управомоченное на то законом или собственником, вправе заключать подобный договор.

Оценивая нарушение АО «НордЭнерджиСистемс» требований подпункта «а» пункта 62 «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в совокупности с заключением кадастрового инженера БТИ Самигуллиной А.Р по результатам обследования сооружения «Кабельная линия 0,4 кВ» от 27.04.2021 г. № 1187-04/2021, арбитражный суд приходит к выводу, что КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) не находится на территории земельного участка, расположенного под объектом «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект»), а свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект «Общественно-деловой центр в г. Новый Уренгой» (кадастровый номер 89:11:020301:2117) (ТЦ «Проспект») и выписка их ЕГРН на данный объект, не являются доказательствами нахождения КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)) в составе ТЦ «Проспект».

Соответственно, доводы Ямало-Ненецкого УФАС и АО «НордЭнерджиСистемс» о нахождении КЛ 0,4кВ (АВББшВ 4*185 (260 м (2*130 м)), в соответствии с пунктом 16(1) «Правил технологического присоединения…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, балансовой и эксплуатационной ответственности ИП Гадаева М.А., суд находит неподтверждёнными.

Также суд находит неправомерными возложение антимонопольным органом бремени доказывания обстоятельств направления в адрес сетевой организации всех необходимых документов для переоформления документов о технологическом присоединении на АО «Уренгойгорэлектросеть».

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Анализ данных норм АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что Ямало-Ненецкий УФАС самостоятельно должно представить все необходимые доказательства в обоснование правомерности принятия оспариваемого постановления и предписания по делу об административном правонарушении № 089/04/9.21-130/2021, представление этих документов является обязанностью данного органа.

Указанное, в частности, означает, что бремя доказывания полноты представленных в адрес сетевой организации документов и, соответственно, неправомерности непредставления переоформленных документов о технологическом подключении, лежит на Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, как органе вменившим сетевой организации нарушение законодательства и принявшим оспариваемые в настоящем деле постановление и предписание.

На основании вышеизложенного, в действиях АО «Уренгойгорэлектросеть» не усматривается объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 210 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Установив, что постановление и представление № АР/1147 по административному делу № 089/04/9.21-130/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу вынесено в нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП указанные административные акты подлежат признанию незаконными и отмене в соответствии с нормой части 2 статьи 210 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 169-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

постановление Управления Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2021 №089/04/9.21-130/2021 о назначении административного наказания и представление от 05.04.2021 №089/04/9.21-130/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.В. Кустов