ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3836/12 от 18.12.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3836/2012

25 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска (ОГРН <***>) об оспаривании действий (бездействия),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился,

от заинтересованного лица – представитель не явился,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу (далее – заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании действий (бездействия).

В своем заявлении предприниматель просит суд:

1) признать недействительным отказ Департамента, выраженный в письме от 03.07.2012 № 882/105-104-1-И, в приобретении предпринимателем в собственность земельного участка кадастровый номер 89:12:110702:4;

2) обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав предпринимателя, а именно:

- обязать Департамент принять решение о предоставлении земельного участка в собственность предпринимателя, установить Департаменту срок исполнения указанной обязанности;

- обязать Департамент осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его предпринимателю с предложением о заключении данного договора, установить Департаменту срок исполнения указанной обязанности;

- обязать Департамент при осуществлении расчета стоимости приобретения земельного участка руководствоваться законодательством, действовавшим на момент получения заявки от предпринимателя, а именно Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заявление мотивировано тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка на момент подачи заявки на приобретение в собственность был осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выкупе земельных участков, в связи с чем отказ Департамента в приобретении предпринимателем в собственность земельного участка не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

От заинтересованного лица поступил отзыв, с заявленными требованиями Департамент не согласен, поскольку часть земельного участка, находящаяся в аренде у ИП ФИО1, выходит за пределы существующих красных линий и относится к земельным участкам общего пользования, таким образом, передача предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 89:12:110702:4 в таком виде, как он сформирован в настоящее время, не представляется возможным, поскольку заявитель фактически просит предоставить земельный участок в собственность путем изъятия части земельного участка, на которой расположена проезжая часть автомобильной дороги (земли общего пользования).

Заявитель представил возражения на отзыв, из которых следует, что доводы заинтересованного лица о том, что часть земельного участка выходит за пределы существующих красных линий и относится к землям общего пользования, являются необоснованными и не соответствующими действительности, поскольку в обжалуемом отказе отсутствует указание на наличие данных обстоятельств или на предусмотренное в таких случаях законом основание для отказа. Ограничение оборотоспособности испрашиваемого земельного участка или его частей в установленном законом порядке уполномоченными государственными органами не производилось; кадастровая выписка о земельном участке не содержит сведения о том, что земельный участок или его часть относятся к землям общего пользования, изъяты или ограничены в обороте.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили. От представителя заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании статей 156 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в деле материалам.

От заинтересованного лица во исполнение определения суда от 26.11.2012 поступили копии схем расположения земельного участка с кадастровым номером 89:12:110702:4 в доказательство выхода земельного участка за пределы границ красных линий.

Исследовав материалы дела, отзыв, возражения на отзыв, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка для эксплуатации магазина продовольственных товаров № 2 от 31.03.2003 постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 13.05.2003 № П-336 ФИО2 сроком на 5 лет предоставлен земельный участок (категория земель – земли поселений) площадью 262 кв.м. для эксплуатации магазина продовольственных товаров № 2, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, район микрорайона № 4, ул. Магистральная, д. 95-А.

Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 19.09.2007 № П-1307 ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) площадью 262 кв.м. с кадастровым номером 89:12:11 07 02:0004, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, район микрорайона № 4, ул. Магистральная, д. 95-А, для эксплуатации магазина продовольственных товаров № 2.

Письмом от 30.01.2012 исх. № 01-18-176/81 Департамент уведомил ФИО2 о согласовании передачи в субаренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:110702:0004 площадью 262 кв.м., предоставленного для содержания и эксплуатации магазина продовольственных товаров № 2 в пределах срока действия договора аренды земельного участка от 25.09.2007 № 475-07, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.01.2008 за № 89-72-36/023/2007-488.

17.02.2012 между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи здания  магазина и передачи прав и обязанностей по договору аренды (уступка права требования), в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает следующее недвижимое имущество: здание магазина, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, назначение: нежилое, этажность: один, общая площадь 70,6 кв. м, инв. № 00:12:6059, литер Б, условный номер 89-72-36/019/2008-084. Объект расположен на земельном участке общей площадью 262 кв. м, в границах кадастрового плана, кадастровый номер 89:12:11-07-02:0004, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под зданиями (строениями), сооружениями.

29.05.2012 ИП ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 262 кв.м, имеющий адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, р-н мкр-на № 4, ул. Магистральная, д. 95-А, кадастровый номер: 89:12:110702:4, с приложением следующих документов: копия паспорта представителя предпринимателя и доверенности № 2-1198 от 21.03.2012; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 89 № 000655266; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 07/011/2012-36 от 29.05.2012; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 07/011/2012-35 от 29.05.2012; кадастровый паспорт земельного участка № 8900/211/12-5016 от 14.05.2012; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Письмом от 03.07.2012 исх. № 882/105-104-1-11 Департамент отказал предпринимателю в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании того, что данный земельный участок расположен в зоне «П.2. Коммунальная зона», на данную территорию разработана и утверждена документация по планировке территории, в составе которой утверждена схема границ зон планируемого размещения объектов. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 89:12:110702:4 сформирован без учета существующих красных линий, то предпринимателю предлагалось обратиться в Департамент с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка с приложением кадастрового плана территории, который выдается в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО, а Департамент, в свою очередь, в месячный срок со дня поступления вышеуказанного заявления утвердит и выдаст схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После получения постановления Администрации города «Об утверждении схемы расположения земельного участка» предпринимателю предлагалось обратиться в геодезическую организацию для выполнения кадастровых работ в отношении данного земельного участка и в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. После получения кадастрового паспорта земельного участка предпринимателю необходимо вновь обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность послужил основанием для обращения предпринимателя в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

На основании вышеуказанных норм права следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия самоуправления, необходимо наличие двух условий:

1) несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка для содержания и эксплуатации магазина, имеющего адресные ориентиры: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, район микрорайона № 4, ул. Магистральная, д. 95-А, Департамент исходил из того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Ноябрьск, утв. решением Городской Думы от 25.11.2009 № 97-Д, расположен в зоне «П.2. Коммунальная зона» и сформирован без учета существующих красных линий.

В соответствии с вышеуказанным решением Городской Думы от 25.11.2009 № 97-Д коммунальная зона П.2 выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий для размещения автостоянок, объектов автосервиса и гаражных сооружений, для легкового автотранспорта (л.д.90).

Решение Городской Думы от 25.11.2009 № 97-Д опубликовано в издании «Северная вахта» (спецвыпуск) № 230 11.12.2009, вступило в законную силу с момента официального опубликования.

В материалы дела Департаментом представлена градостроительная документация, в частности, схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 89:12:110702:0004, из которых следует, что часть спорного земельного участка выходит за пределы границ красных линий.

Градостроительный кодекс РФ (пункты 11 и 12 статьи 1) под красными линиями понимает линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, а под территорией общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Из материалов дела видно, что часть испрашиваемого предпринимателем земельного участка площадью 262 кв.м. с кадастровым номером 89:12:11 07 02:0004, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, район микрорайона № 4, ул. Магистральная, д. 95-А, для эксплуатации магазина продовольственных товаров № 2, выходит за пределы красных линий, то есть находится на территории общего пользования.

С учетом установленного законом запрета на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (пункт 12 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») предприниматель может использовать земельный участок (в существующих границах) только на праве аренды.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что заинтересованное лицо действовало в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, у суда отсутствуют правовые основания для признания недействительным отказа Департамента, выраженного в письме от 03.07.2012 № 882/105-104-1-И, в приобретении предпринимателем в собственность земельного участка кадастровый номер 89:12:110702:4, поскольку он соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Отказ в удовлетворении основного требования предпринимателя о признании недействительным отказа Департамента, выраженного в письме от 03.07.2012 № 882/105-104-1-И, подразумевает отказ и в удовлетворении производных от него требований в части обязания Департамента устранить допущенные нарушения прав предпринимателя.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 104, 110, 167, 168, 169, 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) требований - отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 800,00 рублей, уплаченную по платёжному поручению от 06.08.2012 № 01. Возврат государственной пошлины произвести Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия (изготовления в полном объёме) арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Э.М. Сеитов