ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3869/09 от 31.07.2009 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард

31 июля 2009 года Дело №А81-3869/2009

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и об отмене постановления №45 от 06.07.2009 года,

в заседании приняли участие:

от заявителя – Трандин С.М. по доверенности от 27.07.2009 года №27.07.2009 года, Титаренко В.А. по доверенности №24/4-8 от 31.12.2008 года,

от административного органа – Колесников Р.А. по доверенности от 30.07.2009 года, Елита Е.В. по доверенности от 12.05.2009 года №745.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и об отмене постановления №45 от 06.07.2009 года. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на факт отсутствия в его действиях события административного правонарушения по ст. 7.3 КоАП РФ.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители ответчика с требованиями Общества не согласились по основаниям, изложенным в представленном в суд отзыве на заявленные требования.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в суд доказательства, отзыв на заявление, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения комплексной плановой проверки ООО «Газпром добыча Надым» 24 июня 2009 года выявлено административное правонарушение, выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а именно ООО «Газпром добыча Надым» не выполнен подпункт 13.1.1 лицензионного соглашения лицензии СЛХ 02072 НЭ от 14.05.2008 (Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение).

Так, ООО «Газпром добыча Надым» является Владельцем лицензии СЛХ 02072 НЭ от 14.05.2008 (срок действия до 29.11.2019). Лицензия переоформлена в связи с изменением фирменного наименования Общества с ограниченной ответственностью Надымгазпром» (СЛХ 00737 НЭ от 21.12.1999) на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» (СЛХ 02072 НЭ от 14.05.2008). При этом, ООО «Газпром добыча Надым» берет на себя обязательства по ранее выданной лицензии, в том числе невыполненные ООО «Надымгазпром». Подпунктом 13.1.1 лицензионного соглашения предусмотрено, что в целях геологического доизучения участка недр Владелец лицензии обязан в срок до 01.01.2005 разработать «Комплексный проект ГРР на Новопортовском лицензионном участке», предусмотрев в нем 5-ти летний этап геологического изучения недр, с даты утверждения проекта. Утвердить проект в установленном порядке, получив положительное заключение государственной экологической экспертизы». Указанное лицензионное соглашение, по мнению проверяющих, не было выполнено ООО «Газпром добыча Ныдым», что явилось основанием составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении №46 от 01.07.2009 года, а также постановления №45 от 06.07.2009 года, которым ООО «Газпром добыча Ныдым» признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с принятым в отношении него постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке. При этом, в обоснование заявленных требований Общество ссылается на факт отсутствия в его действиях события административного правонарушения по ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ, в том числе представления геологической информации на государственную экспертизу.

В соответствии с нормой, изложенной в последнем абзаце указанной статьи, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Порядок проведения работ, связанных с поиском, оценкой и разработкой полезных ископаемых, геолого-разведочных работ регламентируется Временным положением об этапах и стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ, утвержденным Приказом Минприроды России от 07.02.2001 №126 (далее – Положение).

Согласно разделу 1 «Общие положения» указанного Положения, оно определяет последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в Российской Федерации, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа, независимо от их ведомственной принадлежности, подчинения и форм собственности. Совокупность взаимосвязанных, применяемых в определенной последовательности работ по изучению недр, обеспечивающих подготовку разведанных запасов нефти, газового конденсата и природного газа для промышленного освоения, именуется «геологоразведочный процесс». Геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяются на: региональный, поисково – оценочный, разведочный.

При этом, целью региональных геолого - геофизических работ является изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков и отдельных литолого - стратиграфических комплексов, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого - стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объемах. В соответствии с задачами региональный этап разделяют на две стадии: прогноза нефтегазоносности и оценки зон нефтегазонакопления.

Целью поисково - оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов по сумме категорий С1 и С2.

Целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно - промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно - промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки.

Разделом 13 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, являющиеся приложением №1 к выданной ООО «Газпром добыча Ныдым» лицензии на право пользования недрами серии СЛХ №02072 НЭ предусмотрены обязанности владельца лицензии осуществить геологическое доизучение участка недр, в том числе спорным подпунктом 13.1.1. данного лицензионного соглашения владельцу лицензии необходимо в срок до 01.01.2005 года разработать «Комплексный проект ГРР на Новопортовском лицензионном участке», предусмотрев в нем 5-ти летний этап геологического изучения недр, с даты утверждения проекта. Утвердив проект в установленном порядке, получив положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административный орган фиксирует факт отсутствия разработанного в настоящее время «Комплексного проекта ГРР на Новопортовском лицензионном участке».

Вместе с тем, заявитель утверждает, что во исполнение подпункта 13.1.1 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ №02072 НЭ ОАО «СибНАЦ» г. Тюмень в 2002 году был разработан для ООО «Газпром добыча Надым» «Проект доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения», который прошел геологическую экспертизу в Сургутском территориальном отделении ГП «Геолэкспертиза» Министерства природных ресурсов России. В подтверждении разработки проекта доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения заявитель представил суду в приложении к заявлению экспертное заключение №232 от 20.08.2002 года, а также в судебном заседании для обозрения был представлен сам «Проект доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения».

Содержание Проекта доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения включает в себя следующие разделы и пункты: 1)введение; 2)общие сведения о месторождении; 3)геологическое строение площади, в том числе литолого-стратиграфическая характеристика района; доюрские складчатые образования, юрская система, меловая система, палеогеновая система, неогеновая система + четвертичные отложения, тектоника, складчатый фундамент, осадочный чехол, нефтегазоносность, общие сведения о нефтегазоносности, детальная характеристика залежей, физико-химическая характеристика нефти и растворенного газа, гидрогеологическая характеристика разреза и температурные условия недр гидрогеологическая характеристика разреза, температурный режим недр; 4)объем, анализ и оценка выполненных геологоразведочных работ, в том числе объем и результаты полевых геологических и геофизических исследований, сведения о состоянии выполнения проектов поисковых и разведочных работ, изученность месторождения глубоким бурением, геофизические исследования скважин, методика и результаты интерпретации данных ГИС и их достоверность, объем, методика и результаты опробования, испытания и исследования скважин, анализ качества вскрытия продуктивных пластов, анализ эффективности работ по освоению продуктивныхпластов и интенсификации притока, освоение скважин, интенсификация притока, технология гидрогазодинамических исследований, испытание пластов в процессе бурения, исследование газовых и газоконденсатных объектов, исследование нефтяных (водяных) объектов, отбор проб нефти и воды, физико-литологическая характеристика коллекторов и покрышек и изученность подсчетных параметров по керну, геометризация свойств и оценка точности разведки залежей и месторождения, состояние запасов и оценка ресурсного потенциала Новопортовского месторождения и Поселковой площади; 5)методика и объемы проектируемых работ, в том числе цели и задачи проектируемых работ, обоснование этажей разведки, система расположения скважин, геологические условия проводки скважин, характеристика промывочной жидкости, обоснование типовой скважины, оборудование устья скважины, ликвидация и консервация скважин, требования промышленной безопасности, комплекс геолого-геофизических исследований, отбор керна и шлама, геофизические исследования скважин, опробование и испытание перспективных горизонтов, испытание и исследование скважин, лабораторные исследования; 6)попутные поиски; 7)обработка материалов геологоразведочных работ; 8)охрана недр, природы и окружающей среды; 9)продолжительность проектируемых работ; 10)предполагаемая стоимость проектируемых работ; 11)ожидаемые результаты работ и заключение.

Из экспертного заключения, представленного суду, следует, что целевым назначением проекта явилось доразветка выявленных и предварительно оцененных залежей, поиск и оценка новых литологических и тектонических ловушек на Новопортовском месторождении, поиск новых залежей УВ на Поселковой площади. В результате разработки геологической модели Новопортовского месторождения уточнено строение ранее выявленных залежей: степень изученности нефтяных оторочек остается низкой, требуют доразветки залежи УВ в юрских отложениях; выделены новые перспективные объекты в меловых и юрских отложениях, проведена их качественная и количественная оценка. Согласно указанному заключению предполагаемая продолжительность ГРР – 6,5 лет при работе одним буровым станком. Проект выполнен на хорошем профессиональном уровне, обоснована целесообразность постановки доразведочных работ на месторождении, разработана система размещения проектных скважин, определена геологическая нагрузка на каждую скважину; предложены возможные варианты конструкции скважины и технологии их бурения; разработаны мероприятия по охране недр, предупреждению и уменьшению воздействия на окружающую среду.

Проект доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения был предметом проверки административного органа. Вместе с тем, из материалов проверки не следует вывод о несоответствии спорного проекта Временному положению об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.2001 года №126.

В подпункте 13.1.1 лицензионного соглашения, за нарушение которого ООО «Газпром добыча Надым» было привлечено к административной ответственности, отсутствуют требования к содержанию Комплексного проекта ГРР на Новопортовском лицензионном участке, отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, которым должен соответствовать разработанный проект.

Заявитель утверждает и обратное административным органом не доказано, что Проект доразветки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения полностью соответствует Временному положению об этапах и стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ.

Более того, суд считает необходимым отметить, что оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за нарушение условий лицензии, выразившееся в отсутствии разработанного в настоящее время «Комплексного проекта ГРР на Новопортовском лицензионном участке» и не привлекается к ответственности за несоответствие содержания спорного проекта доразветки требованиям и нормам нормативных актов, регламентирующих содержание подобных проектов геологоразведочных работ месторождения.

Таким образом, по убеждению суда, вывод административного органа об отсутствии разработанного проекта ГРР на Новопортовском лицензионном участке не соответствует действительности.

По убеждению суда, административный орган, не проверяя содержание представленного на проверку проекта доразведки, его соответствие Временному положению об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, необоснованно пришел к выводу об отсутствии разработанного комплексного проекта ГРР.

Тот факт, что в настоящее время ООО «ЦНИИ ГИС» разрабатывается новый «Комплексный проект ГРР на Новопортовском месторождении», не свидетельствует о невыполнении Обществом в срок до 01.01.2005 года подпункта 13.1.1 лицензионного соглашения.

Согласно объяснениям ООО «Газпром добыча Ныдым», изложенным в письме от 03.07.2009 года №001/6796, адресованном административному органу, «Проект доразведки Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения» разработанный в 2002 г. ОАО «СибНАЦ» (г. Тюмень) составлен на основе геологической модели, созданной по результатам «сейсморазведочных работ, проведенных по методике 2Д, прошел геологическую экспертизу в Сургутском территориальном отделении ГП «Геолэкспертиза». Однако, геологическая модель, заложенная в данном геологическом проекте, не смогла объяснить все противоречия в строении такого сложного месторождения, как Новопортовское, в частности: однозначную корреляцию продуктивных пластов новопортовской толщи, положение контактов раздела УВ - пластовая вода, наличие или отсутствие тектонических нарушений и т.д. Учитывая это, в 2001-2005 годах территория месторождения покрыта полевыми сейсморазведочными работами 3Д, по результатам которых пересчитаны запасы углеводородов по Новопортовскому месторождению. В связи чем, Общество приняло решение о разработке нового комплексного проекта ГРР на Новопортовском месторождении», что не запрещено действующим законодательством. Обратное административным органом не доказано.

Таким образом, вывод административного органа, зафиксированный в протоколе и оспариваемом постановлении о том, что Обществом «Комплексный проект ГРР на Новопортовском лицензионном участке» по настоящее время на разработан, не соответствует установленным судом в судебном заседании обстоятельствам, которые подтверждаются представленным заявителем в суд документами.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 названной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Следовательно, административный орган обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности. В рассматриваемом случае, указанные нормы закона административным органом не выполнены. Так, ответчиком не доказано наличие в действиях Общества события, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.

При данных обстоятельствах и руководствуясь ст. ст. 168-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и об отмене постановления №45 от 06.07.2009 года – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в полном объеме постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу №45 от 06.07.2009 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым»

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда

Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова