ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3873/13 от 14.02.2014 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3873/2013

14 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения изготовлена (объявлена в судебном заседании).

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качмашевой С.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования поселок Харп к отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Лабытнанги управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания от 17 мая 2013 года №22-ЗНТ, при участии в деле в качестве заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Беликов А.Г. по доверенности от 12.11.2013 №41; Дальнов В.С. по доверенности от 20.03.2013 №26; Кульбачный А.С. по доверенности от 22.01.2014 №48;

от ОНД по МО г. Лабытнанги - представитель не явился,

от ГУ МЧС по ЯНАО - Чепурных Е.А. по доверенности от 31.01.2014 №6; Казенных А.Н. по доверенности от 31.01.2014 №92,

установил:

администрация муниципального образования поселок Харп (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Лабытнанги управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания от 17 мая 2013 года №22-ЗНТ.

Определением суда от 15.10.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Оспариваемым предписанием на администрацию возложена обязанность по созданию органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.

Заявленные требования мотивированы тем, что нормативными актами в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не предусмотрено создание органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) муниципального образования.

По мнению заявителя, в соответствии с административно-территориальным делением Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальный уровень территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа заканчивается на уровне муниципального района, не затрагивая муниципальные образования - поселения, расположенные на территории района.

От заинтересованного лица поступил отзыв, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование возражений, заинтересованное лицо указало, что федеральным законодательством предусмотрено создание ЕДДС именно в муниципальных образованиях, к которым относится муниципальное образование поселок Харп.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.04.2013 № 22-ЗНТ в отношении Администрации проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании поселок Харп не выполнены установленные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно, в нарушение пунктов 6, 11 Постановления Правительства от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.

По итогам проверки составлен акт проверки от 17.05.2013 № 22-ЗНТ и выдано предписание от 17.05.2013 № 22-ЗНТ.

Администрация, полагая, что указанное предписание незаконно и необоснованно, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Из предписания № 22-ЗНТ следует, что в нарушение п. 6, 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории муниципального образования не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно – единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.

Отказывая в признании недействительным предписания, суд исходит из следующего.

Статья 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу части 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно:

- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях (литер "а");

- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (литер "в");

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (литер "г");

- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (литер "з").

Во исполнение Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение № 794).

Пунктом 2 Положения № 794 определено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

Согласно пункту 3 Положение № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 5 Положение № 794 предусмотрено, что территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения установлено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

На основании пункта 11 Положения № 794 органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом «а» статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие в соответствии с федеральными законами правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законом, определено Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года № 5-ЗАО «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа, муниципальными правовыми актами.

Частью 1 статьи 14 Закона ЯНАО № 5-ЗАО определено, что в целях достижения оперативности и достоверности своевременно передаваемой информации в области защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций при исполнительном органе государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается дежурно-диспетчерская служба. Задачи, структура и функции дежурно-диспетчерской службы определяются постановлением Правительства автономного округа.

Для реализации указанных в части 1 настоящей статьи задач на муниципальном уровне органы местного самоуправления муниципальных образований (кроме сельских поселений) создают единые дежурно-диспетчерские службы на базе телефонного номера "01". Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования утверждается органами местного самоуправления муниципального образования по согласованию с исполнительным органом государственной власти автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (часть 2 статьи 14 Закона № 5-ЗАО).

Постановлением Администрации ЯНАО от 11.06.2009 № 310-А утверждено Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Положение № 310-А).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 310-А территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах автономного округа и состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению его территории.

На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (пункт 5 Положения № 310-А).

В силу пункта 10 Положения № 310-А органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Таким образом, в силу прямого указания закона обязанность по созданию органа повседневного управления ЕДДС возложена, в том числе на органы местного самоуправления.

Заявителем не оспаривается факт того, что в МО поселок Харп ЕДДС не создана.

При этом в обоснование своих возражений Администрация указывает, что в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 01.06.2011 № 353-П муниципальный уровень ЕДДС муниципальных образований состоит из:

ЕДДС городских округов;

ЕДДС муниципальных районов.

Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства ЯНАО от 01.06.2011 № 353-П утверждено «Положение о порядке взаимодействия органов повседневного управления в территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Положение № 353-П).

Данное Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа.

Как следует из пункта 3 Положения № 353-П, территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах автономного округа и состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению его территории.

При этом организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в автономном округе и руководителями организаций (пункт 4 Положения).

Таким образом, Положение № 353-П определяет порядок взаимодействия органов повседневного управления различных уровней, начиная с муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, данный порядок носит рекомендательный характер органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе при организации деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Порядок взаимодействия органов повседневного управления муниципального образования разрабатывается в установленном порядке органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из изложенного, вывод администрации, что законодательством ЯНАО предусмотрено создание ЕДДС только в муниципальных районах не соответствует действительности.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования поселок Харп - отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья А.В. Кустов