АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
629008, г.Салехард., ул.Чубынина,37-а
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2008 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 25.11.2008 года.
г. Салехард
25 ноября 2008 года Дело №А81-3883/2008
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 03.05.2007 года №8, ФИО2 по доверенности от 24.11.2008 года №101,
от ответчика – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания.
Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении копии судебного акта. Суд в силу ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором ответчик изложил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Правительство Российской Федерации для разрешения противоречий, возникших в одном правовом поле, а именно в Ямало-Ненецком автономном округе, а также ходатайство о привлечении к участию в деле прокуратуры ЯНАО в целях осуществления надзора за соблюдением законности по использованию федерального бюджета, для устранения противоречий в применении районного коэффициента и для дачи заключения в соответствии со ст. 52 АПК РФ.
Суд в судебном заседании по делу, состоявшемся 27 октября 2008 года отклонил заявленные ходатайства.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, заслушав представителей заявителя, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе с 05 по 22 августа 2008 года проведена проверка целевого использования федерального бюджета Военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа, результаты которой зафиксированы в Акте проверки от 22.08.2008 года.
Проверкой установлено, что начисление районного коэффициента лицам гражданского персонала военного комиссариата производилось в размере 70 процентов, то есть исходя из коэффициента - 1,7. Излишне начисленная, по мнению Управления, в таком размере сумма районного коэффициента составляет 510 628 руб. 90 коп. (п. 1.1 предписания).
Кроме того, проверкой были установлены следующие нарушения: необоснованная оплата сервисного сбора при приобретении проездных билетов в сумме 500 руб. (п. 1.2 предписания); при проезде в командировку возмещены расходы по оплате транспорта общего пользования в черте населенного пункта в сумме 198 руб. (п. 1.3 предписания), а также осуществлена выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами в сумме 328043 руб. (п. 1.4 предписания) и другие нарушения.
04 сентября 2008 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе выдано заявителю предписание №34 по устранению выявленных нарушений.
Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа, частично не согласившись с выданным предписанием об устранении нарушений, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе №34 от 04.09.2008 года.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым принять во внимание следующее.
По результатам проверки Управлением принято предписание № 34 от 04.09.2008 года, пунктом 1.1. которого указано на следующее нарушение - применение районного коэффициента к заработной плате работников в размере 1,7 вместо 1,5 и предписано военному комиссариату ЯНАО принять меры к восстановлению неправомерно произведенных расходов за счет средств федерального бюджета в сумме 510628 руб. 90 коп., в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и возмещению в доход федерального бюджета. По мнению Управления, военный комиссариат ЯНАО нарушил статью 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», а также ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 2 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 21.01.1993 № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, то в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее по тексту - Трудовой кодекс) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2 Трудового кодекса).
Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статьей 10 Трудового кодекса установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренное трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
В силу статьи 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 6 Трудового кодекса закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Так, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений статьи 313 Трудового кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Аналогичная норма содержится в статье 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно частям 1 и 2 которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако с момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа.
Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии на сегодняшний день вакуума в правовом регулировании данного вопроса.
При этом, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям применяются нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно:
- пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29.10.1992), согласно которому предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются в соответствии с указанным Постановлением за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов;
- Решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, в соответствии с которым с 01.03.1991 установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих бюджетных организаций и учреждений, располагающихся в населенных пунктах южнее Полярного круга (в том числе это Салехардский горсовет) -1,7;
-Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 №108, которым сохранен единый районный коэффициент к заработной плате работникам бюджетных организаций в населенных пунктах южнее Полярного круга - 1,7;
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимися получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в населенных пунктах южнее Полярного круга, в размере - 1,7;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», согласно которому установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Поскольку на 31 декабря 2004 года действовал порядок определения районного коэффициента, установленный как Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, так и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», то в силу требований Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 года № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета (в населенных пунктах южнее Полярного круга), в размере - 1,7, установленный указанными актами, как ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, так и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права.
Таким образом, арбитражный суд в соответствии с требованиями части 6 статьи 13 АПК РФ применяет эти нормы права по аналогии закона и аналогии права, при этом применение в рассматриваемых правоотношениях Постановлений Госкомтруда СССР от 08.04.1967 № 174/10 и от 04.09.1964 № 380/П-18 не соответствует требованиям части 3 статьи 15, статьи 19 Конституции Российской Федерации, нормам международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека.
Предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО в обжалуемой части ведет к нарушению основополагающего принципа равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях, и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах заявление комиссариата в оспариваемой части подлежит удовлетворению.
В пунктах 1.2 и 1.3 предписания указано на необходимость устранения следующих нарушений:
Пункт 1.2 – необоснованная оплата сервисного сбора при приобретении проездных билетов; сумма нарушения 500 руб. Нормативные акты, которые были нарушены заявителем – п. 86 Приказа Минобороны от 06.06.2001 года №200 «Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в вооруженных силах Российской Федерации».
Пункт 1.3 – при проезде в командировку возмещены расходы по оплате транспорта общего пользования в черте населенного пункта. Сумма нарушения 198 руб. Нормативные акты, которые нарушены заявителем – п. 12 Инструкции Минфина СССР, ГосКомТруд и ВЦСПС от 07.04.1988 года №62 «О служебных командировках в пределах СССР».
Вместе с тем, из представленных заявителем в суд доказательств следует, что денежная сумма в размере 500 руб. была возмещена Военным комиссариатом ЯНАО в доход федерального бюджета в период проведения проверки платежным поручением №622 от 15.08.2008 года (л.д. 45), а именно до составления акта проверки от 22.08.2008 года и до вынесения предписания по проверке от 04.09.2008 года. Денежная сумма в размере 198 руб. была возмещена Военным комиссариатом ЯНАО в доход федерального бюджета в период проведения проверки платежным поручением №629 от 22.08.2008 года (л.д. 44), а именно до вынесения предписания по проверке от 04.09.2008 года.
Обратное ответчиком не доказано.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания от 04.09.2008 года №34 в части пунктов 1.2 и 1.3, в которых указано на наличие нарушений и на необходимость их устранения в то время как по состоянию на 22.08.2008 года и на 04.09.2008 года события данных нарушений отсутствовали.
В оспариваемой части требования заявителя подлежат удовлетворению.
В пункте 1.4 предписания указано на следующее нарушение: выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами; сумма нарушения составила 328043 руб. Нормативный правовой акт, который был нарушен заявителем – п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем ФИО3 (Исполнитель) и Военным комиссариатом ЯНАО (Заказчик) заключен государственный контракт на выполнение услуг по организации питания №288-АД (л.д. 34-39), в соответствии с которым Исполнитель обязуется обеспечить выполнение услуг по организации ежедневного, трехразового в сутки, горячего питания граждан, призываемых на военную службу по нормам продовольственных пайков, установленных приказом Министра обороны РФ 2000 года №400, в соответствии с условиями настоящего контракта, а также Временного положения по организации питания военнослужащих через предприятия общественного питания, руководства по приготовлению пищи в воинских частях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота и Калькуляции затрат на организацию питания призывников, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта. Заказчик обязуется принять и оплатить услуги. Цена государственного контракта составляет 1228500 руб.
Согласно разделу 3 Контракта по истечении очередного месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, уполномоченный представитель Исполнителя представляет Заказчику для оплаты по результатам истекшего очередного месяца счет-фактуру с приложением акта приема выполненных услуг по количеству обернувшихся сутодач подписанного должностными лицами Исполнителя и Заказчика, а также акта сверки взаиморасчетов по оказанным услугам. Заказчик в течение 5 банковских дней после предоставления указанных п.п. 3.5 документов обязуется произвести перечисление Исполнителю указанной в счете суммы. Датой оплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета Заказчика. Сверка взаиморасчетов по выполнению услуг между Исполнителем и Заказчиком производится на основании представленных актов приема выполненных услуг, актов взаиморасчетов по оказанным услугам и произведенным расчетам за них с приложением к ним подлинными оправдательными документами, не позднее 20 дней со дня окончания контракта. Сверка взаиморасчетов оформляется актом сверки, заверенными печатью и подписанным руководителем и главным бухгалтером Исполнителя и Заказчика.
Пункт 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно пункта 54 приказа Минфина России от 31 декабря 2002 г. №142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет).
Во исполнение условий контракта 09.11.2007 года предпринимателем ФИО3 в адрес Военного комиссариата ЯНАО выставлен счет №23 на оплату услуг по организации питания призывников на сборном пункте ВК ЯНАО (г. Ноябрьск) согласно государственному контракту №288-АД от 15.10.2007 года, а также 09.11.2007 года предпринимателем ФИО3 в адрес Военного комиссариата ЯНАО выставлен счет-фактура №116 на оплату оказанных услуг по организации питания призывников на сборном пункте ВК ЯНАО (г. Ноябрьск) на сумму, указанную в контракте 1228500 руб.
25.11.2007 года военным комиссариатом ЯНАО и предпринимателем ФИО3 подписан акт приема-сдачи выполненных услуг №1, в соответствии с которым Исполнитель оказал Заказчику услуги по государственному контракту №288-АД от 15.10.2007 года – организация питания граждан призываемых на военную службу на сумму 1228500 руб.
Оплата услуг произведена Военным комиссариатом ЯНАО согласно выставленному счету-фактуре №116 от 09.11.2007 года платежными поручениями №860 от 27.11.2007 года на сумму 600 000 руб. и №911 от 11.12.2007 года на сумму 505650 руб.; всего на сумму 1105650 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что оплата услуг по организации питания граждан, призываемых на военную службу, производилась на основании выставленной счету-фактуре №116 от 09.11.2007 года в соответствии с актом приема-сдачи выполненных услуг №1 от 25.11.2007 года и по платежным поручениям №860 от 27.11.2007 года на сумму 600 000 руб. и №911 от 11.12.2007 года на сумму 505650 руб.; всего на сумму 1105650 руб., то есть осуществленная хозяйственная операция подтверждается оправдательными документами, а именно первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Поэтому вывод ответчика о том, что выплата и списание бюджетных средств осуществлены без подтверждающих оправдательных документов, необоснован.
Кроме того, сумма государственного контракта на оказание услуг по питанию рассчитывалась исходя из предполагаемого количества прибывающих на сборный пункт призывников, так как конкретное количество итоговых сутодач рассчитать не представляется возможным и, как следует из материалов дела, услуги по питанию призывников были оказаны не в полном объеме. В связи с окончанием призыва 31 декабря 2007 года сверка расчетов до указанной даты была невозможна.
О том, что услуги по питанию призывников были оказаны не в полном объеме стало известно заявителю при получении 06 февраля 2008 года (входящий номер финансово-экономического отделения военного комиссариата ЯНАО 23 от 06.02.2008 года) акта сверки с индивидуальным предпринимателем, составленном по инициативе военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 49).
В соответствии с п. 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 26.11.1996г. № 129-ФЗ, Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12.07.1999 года № 161-ФЗ неправомерный расход средств и материальных ценностей подразумевает собой реальный ущерб, то есть утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. В данном же случае реальный ущерб государству в лице Министерства обороны нанесен не был, остаток денежных средств не израсходован, является дебиторской задолженностью прошлых лет.
Согласно статьи 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета путем заключения получателем бюджетных средств с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 49 приказа Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установлено, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя средств в доход федерального бюджета, т.е. индивидуальный предприниматель ФИО3 должна перечислить денежные средства в доход федерального бюджета.
В случае поступления сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя средств (т.е. военного комиссариата ЯНАО) указанные суммы подлежат перечислению военным комиссариатом ЯНАО в установленном порядке в доход федерального бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня их отражения на данном лицевом счете.
Что и было сделано в рассматриваемой случае. 20.11.2008 года от предпринимателя ФИО3 в соответствии с платежным поручением №185 от 19.11.2008 года на расчетный счет военного комиссариата ЯНАО поступила спорная денежная сумма в размере 328043 руб., в свою очередь, военный комиссариат ЯНАО 24.11.2008 года платежным поручением №886 перечислил указанную сумму на расчетный счет УФК по ЯНАО (Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО).
В силу вышеизложенного, неправомерного расхода денежных средств федерального бюджета на сумму 328043 руб. в 2007 году Военным комиссариатом ЯНАО допущено не было, имело место возникновение дебиторской задолженности в той же сумме.
Требования заявителя в оспариваемой части подлежат удовлетворению.
Более того, оспариваемое предписание недействительно также на том основании, что оно не подписано должностным лицом ответчика. Так, в судебном заседании представителем заявителя представлен для обозрения суду подлинный экземпляр предписания, который подступил в адрес Военного комиссариата ЯНАО с сопроводительным письмом Территориальной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО от 04.09.2008 года исх. №90-01-09/783, подписанным исполняющим обязанности руководителя службы ФИО4, однако приложенный к сопроводительному письму экземпляр предписания №34 не подписан исполняющим обязанности руководителя службы ФИО4. Таким образом, не подписанное в установленном порядке предписание не имеет юридической силы.
Руководствуясь ст.ст. 168-170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания №34 от 04.09.2008 года – удовлетворить.
Признать пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе №34 от 04.09.2008 года недействительными, как несоответствующие Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановлению Правительства РФ от 17 апреля 2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25 февраля 1991 г. № 53, Федеральному закону от 21.11.1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова