АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард
13 августа 2009 года Дело №А81-4067/2009
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ноябрьскэлектросетьстрой» к Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа об отмене постановления №3 от 28 мая 2009 года,
в заседании приняли участие:
от заявителя – представитель не явился,
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 16.07.2009 года №14,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Ноябрьскэлектросетьстрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа об отмене постановления №3 от 28 мая 2009 года. Одновременно с подачей заявления в суд Открытое акционерное общество «Ноябрьскэлектросетьстрой» заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на оспаривание решения административного органа.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока на подачу заявления он может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подавшего заявление.
В силу части 2 статьи 117 названного Кодекса арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Таким образом, срок, установленный в статье 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является пресекательным и может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство Общества о восстановлении пропущенного процессуального срока, признает причины пропуска уважительными и восстанавливает процессуальный срок на обжалование постановления Службы по тарифам ЯНАО №3 от 28 мая 2009 года.
От административного органа в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Служба по тарифам просит арбитражный суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Так, в материалах дела имеются доказательства направления в адрес предприятия определения суда о назначении дела к слушанию факсимильной связью. Кроме того, от Общества в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. При данных обстоятельствах и руководствуясь ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявленные требования.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. С доводами, содержащимися в заявлении, арбитражный суд не связан и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа поступило письмо Администрации Муниципального образования город Ноябрьск от 20.04.2009 года №01-01-24/612, в котором орган местного самоуправления доводил до сведения Службы по тарифам ЯНАО факт отпуска ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» тепловой энергии потребителям без утвержденных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию на 2009 год.
По указанному факту Службой по тарифам 22 апреля 2009 года возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования, о чем вынесено определение от 22.04.2009 года.
15 мая 2009 года Службой по тарифам ЯНАО в отношении ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» составлен административный протокол по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, предусматривающим ответственность за нарушение порядка ценообразования.
Постановлением Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2009 года Открытое акционерное общество «Ноябрьскэлектросетьстрой» признано виновным в нарушение порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с оспариваемым постановлением оспорило его в арбитражный суд, предъявив требование о признании постановления от 28 мая 2009 года незаконным и об его отмене. В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы об отсутствии в его действиях вины. Так, из заявления Общества следует, что поселок МК-102 передан в муниципальную собственность города Ноябрьска. Администрацией города Ноябрьск жилой фонд поселка МК-102 передан на обслуживание Управляющей организации - МУП «Управление эксплуатации и обслуживания общежитий» с 8 октября 2008 года соглашением от 17.12.2008 года, а сети тепло-, водо- и электроснабжения поселка МК-102 на обслуживание ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск». Между тем, по просьбе Администрации и Управляющей организации, обусловленной необходимостью решения организационных вопросов, тепло-водоснабжение и электроснабжение поселка МК-102 продолжало обеспечиваться соответственно через котельную и подстанцию ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой». Предполагалось, что все вопросы по жизнеобеспечению поселка будут решены муниципальными службами до 01 января 2009 года, то есть ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» не будет обеспечивать поселок теплом и водой. При этом, с 01 января 2009 года жильцов поселка обязали открыть счета в городском хозяйстве и с указанной даты все коммунальные платежи и потребленная электроэнергия оплачиваются гражданами поселка в жилищно-коммунальные службы города. Однако, поселок так и продолжает обеспечиваться теплом и водой ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой», затраты Обществу за обеспечение поселка муниципальными службами не возмещаются. Вопросы отсоединения инфраструктуры поселка до настоящего времени собственником не решены. ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» не является энергоснабжающей организацией и организацией коммунального комплекса, продажу тепловой энергии не осуществляет, а лишь вынуждено осуществляет безвозмездный отпуск тепла поселку МК-102, так как муниципальным образованием не решается вопрос по отсоединению сетей поселка от котельной Общества. При данной ситуации Общество не предпринимало мер к утверждению тарифов, так как не планировало осуществлять подачу тепловой энергии после 01.01.2009 года.
Вместе с тем, указанные выше доводы Общества не свидетельствуют об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в том числе об отсутствии в его действиях вины.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из содержания статей 1, 2, 4 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее Закон от 14.04.1995 №41-ФЗ) следует, что тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Основными принципами государственного регулирования тарифов являются обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 2 Закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, которая является исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа (Положение о Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2006 г. № 83-А).
В силу части 3 статьи 6 Закона от 14.04.1995 №41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы).
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 названных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
Частью 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела и фактически не оспаривается заявителем, ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой», являясь энергоснабжающей организацией, поставляла в 2009 году тепловую энергию в поселок МК-102, без утвержденных Службой по тарифам ЯНАО тарифам на тепловую энергию на 2009 год. Общество не отрицает факт поставки тепловой энергии потребителям поселка МК-102 муниципальное образование г. Ноябрьск. Довод Общества о безвозмездной поставке тепловой энергии потребителям поселка МК-102 опровергается представленными административным органом доказательствами, а именно выставленными Обществом в адрес МУП «Управление эксплуатации и обслуживания общежитий» МО г. Нобярьск счетов-фактур на оплату тепловой энергии согласно заключенного договора от 01.01.2009 года №0028 от 31.01.2009 года и №0033 от 28.02.2009 года, то есть к оплате выставлены услуги за январь, февраль 2009 года.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Общество не привело доводов и не представило суду соответствующих доказательств, подтверждающих принятие им каких-либо мер по недопущению нарушения порядка ценообразования.
Из материалов проверки следует и не отрицается заявителем, ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» не обращалось с заявлением и материалами об установлении тарифа в Службу по тарифам ЯНАО, вследствие чего Обществом нарушена ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», а именно допущено нарушение порядка ценообразования. Что явилось основанием привлечения предприятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Обращение ОАО «Ноябрьскэлектросетьстрой» с соответствующим заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию в Службу по тарифам ЯНАО осуществлено уже после проведенной в отношении Общества проверки, результатом которой явилось вынесение оспариваемого постановления от 28 мая 2009 года. Так, Приказом Службы по тарифам ЯНАО от 22.07.2009 года №39-т «О тарифах на тепловую энергию, вырабатываемую Открытым акционерным обществом «Ноябрьскэлектросетьстрой», муниципальное образование г. Ноябрьск и отпускаемую потребителям» установлены и введены в действие с 01.08.2009 года тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую Открытым акционерным обществом «Ноябрьскэлектросетьстрой», муниципальное образование г. Ноябрьск и отпускаемую потребителям.
Доводы Общества, изложенные в заявлении о том, что оно было вынуждено поставлять тепловую энергию в поселок МК-102, а также поставка тепловой энергии осуществляется по просьбе Администрации муниципального образования г. Ноябрьск, не свидетельствуют об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в том числе об отсутствии в его действиях вины.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ заключается в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. В рассматриваемом случае нарушение порядка регулирования тарифов, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования заключается именно в поставке потребителям тепловой энергии, цены на которые подлежат регулированию, без утвержденных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию.
Изложенные в заявлении обстоятельства, касаются отношений между Обществом и Администрацией Муниципального образования г. Ноябрьск и не исключают вину Общества в допущенном нарушении порядка ценообразования.
В силу изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях предприятия как события административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, так и состава по данной статье.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица лишь при условии надлежащего извещения о совершении данного процессуального действия. Выполнение этих требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протокол.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 26.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в частности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом, что по выявленному факту административного правонарушения административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, составление протокола осуществлено в отсутствии законного представителя предприятия, вместе с тем, из представленных административным органом в суд копий материалов административного дела следует, что Общество надлежащим образом было извещено о дате времени и месте составления протокола. Так, определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2009 года, в котором сообщалось о составлении протокола 15 мая 2009 года в 14 часов 15 минут по адресу: <...> этаж, было направлено в адрес заявителя заказным письмом по почте 27.04.2009 года, о чем свидетельствует реестр направленной корреспонденции, а также почтовая квитанция.
Рассмотрение материалов проверки и вынесение постановления по делу об административном правонарушении состоялись 28 мая 2009 года в отсутствии законного представителя юридического лица, при этом также извещенного надлежащим образом, что подтверждают определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.05.2009 года, в котором определена дата и время рассмотрения дела, направленное в адрес предприятия вместе с протоколом 18.05.2009 года, о чем свидетельствует реестр направленной корреспонденции и вручено предприятию 22 мая 2009 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.
Таким образом, при привлечении к административной ответственности должны в обязательном порядке быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантии прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В рассматриваемом случае указанные требования закона административным органом соблюдены. Общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола, а также Общество было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки и вынесения по делу постановления, экземпляры оформленных по делу документов (протокол, постановление, определения) вручены заявителю.
Срок давности привлечения к ответственности не истек.
В части 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса. Органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса (части 1 и 1.1 статьи 23.51 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители (часть 2 статьи 23.51 КоАП РФ).
В соответствии с Положением о Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2006 г. № 83-А, Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, которая является исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, для осуществления своих функций и возложенных полномочий имеет право в пределах своих полномочий принимать решения и выдавать предписания, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса и принимать иные меры в соответствии с законодательством.
Таким образом, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении Общества постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом.
Нарушений административным органом требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным и отмены постановления от 28.05.2009 года, не выявлено.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного правонарушения, суд не установил нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 210, 211 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Ноябрьскэлектросетьстрой» к Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа об отмене постановления №3 от 28 мая 2009 года – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.
Судья Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова