ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4121/10 от 14.09.2010 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

14 сентября 2010 года Дело №А81 -4121/2010

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: судьи Ф.С. Каримова, при ведении протокола судебного заседания судьей Ф.С. Каримовым, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2010 № 412-ЭК/3,

при участии в заседании:

от заявителя - Шевченко С.А. по доверенности от 28.12.2009 б/н,

от ответчика – Елита Е.В. по доверенности от 06.09.2010 № 60, Руфов А.В. по доверенности от 06.09.2010 № 61,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2010 года № 412-ЭК/3.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что постановление вынесено незаконно, в связи с нарушением административным органом процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, а именно, оспариваемое постановление вынесено 11.07.2010, то есть в выходной день, в связи с чем Общество было лишено права давать объяснения, пояснения при производстве по делу об административном правонарушении. Кроме того, ни в протоколе, ни в постановлении не указано на событие административного правонарушения.

От ответчика в суд поступил отзыв на заявленные требования, копии административного материала, запрашиваемые судом в определении от 12.08.2010 к судебному заседанию не представлены.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представители административного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям по отказам трубопроводов за апрель 2010 года, поступившим в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на нефтепроводе ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» «к.55-т.вр.к.55» (в 200 метрах от куста 12) Холмогорского месторождения нефти произошел порыв с загрязнением прилегающей территории нефтепродуктами.

Так, 21.04.2010 по причине коррозии металла произошел порыв на нефтесборном коллекторе «к.55-т.вр.к.55». Внутренняя антикоррозийная защита отсутствует, диаметр трубы и толщина стенки 219х6мм. Обводненность перекачиваемой жидкости 87%. Отказ ликвидирован в результате установки хомута. Площадь розлива составляет 2,5 м 2

Протяженность трубопровода 2 000 м., дата ввода в эксплуатацию - 1983 год.

Руководствуясь Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (далее – «РД 39-132-94»), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года, Правилами организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2010 года № 240, нормами Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административный орган пришел к выводу о том, что Общество, являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории РФ, своевременно не приняло эффективных мер по предупреждению возможных порывов на трубопроводе, по защите трубопровода от внутренней коррозии, тем самым Общество не обеспечило экологическую безопасность при эксплуатации опасного производственного объекта, в следствие чего, произошел порыв нефтепровода и загрязнение прилегающей территории нефтепродуктами, чем нарушило требования п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, п. 3.1.9, п. 7.5.2.2., 7.5.3.16 Правил эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года, за что предусмотрена ответственность согласно ст. 8.1 КоАП РФ.

11.07.2010 государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре вынесено постановление № 412-ЭК/3 в отношении ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», которым признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Санкция, предусмотренная указанной статьей, включает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34 - 39 главы VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40 - 49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы.

Состав правонарушения является формальным, наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.

Исходя из содержания оспариваемого постановления в вину ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» вменяется нарушение требований п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, п. 3.1.9, п. 7.5.3.16, 7.5.2.2. Правил эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение и эксплуатация объектов транспортировки, хранения и реализации нефти и продуктов ее переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, устанавливают Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 (далее – Правила № 240).

Правилами № 240 предусмотрено, что организация мероприятий производится, в том числе, организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).

Из приведенных норм следует, что действие Правил распространяется на организации, осуществляющие деятельность, связанную с транспортировкой, хранением нефти, ликвидацией негативных последствий соответствующих аварий.

Кроме этого, обязанность планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии в силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) возложена на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2 Федерального закона №116-ФЗ).

В соответствии с пунктом «в» приложения №1 к Федеральному закону №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Исходя из норм приведенных нормативных актов, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил, суд пришел к выводу, что организация, осуществляющее транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (деятельность, связанную с эксплуатаций опасных производственных объектов), обязано соблюдать требования Правил и выполнять мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 4 Правил, нарушение которого вменяется в вину заявителю, организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

Согласно п. 3.1.9. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго России 30.12.1993 и согласованных с Госгортехнадзором России 27.12.1993, нарушение которых также вменяется в вину заявителю, трубопроводы должны быть надежно защищены от внутренней коррозии в соответствии с рекомендациями раздела 5 путем применения технологических методов защиты, внутренних покрытий, ингибиторов коррозии, средств очистки трубопроводов от скоплений воды, твердых отложений. Целесообразность того или иного способа защиты (или их сочетание) на различных этапах эксплуатации трубопроводов должна быть подтверждена технико-экономическим расчетом. Целесообразность применения средств борьбы с наружной коррозией путем использования антикоррозионных изоляционных материалов, средств электрохимической защиты в каждом конкретном случае должна быть определена технико-экономическим расчетом.

Согласно 7.5.3.16. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94) при аварии с выходом нефти следует провести обследование трубопровода по обе стороны от места утечки на расстоянии не менее 1 м с использованием средств толщинометрии и ультразвуковой дефектоскопии для обнаружения канавочной коррозии при выходе продукта в нижней части трубы и язвенной коррозии - в случае выхода продукта в другом месте. При обнаружении коррозионного поражения в контролируемой зоне контроль следует продолжать до момента, когда на расстоянии 1 м не будет обнаружено дефектов.

Согласно п. 7.5.2.2. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94) сроки проведения ревизии нефтегазосборных трубопроводов устанавливаются администрацией предприятия в зависимости от скорости коррозионно-эрозионных процессов с учетом опыта эксплуатации аналогичных трубопроводов, результатов наружного осмотра, предыдущей ревизии и должны обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию трубопроводов в период между ревизиями (табл. 7.1).

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кроме того, в соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Поскольку административный орган не представил суду копии административного материала, составленного в отношении заявителя, хотя обязанность совершить данные действия было зафиксирована в определении по делу от 12.08.2010, представитель административного органа в судебном заседании не смог пояснить почему копии материалов административного дела не были представлены к судебному заседанию, суд, принимая во внимание ч. 4 ст. 210 АПК РФ, в силу которой именно административный орган обязан доказывать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, а также ст. 9 АПК РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, не находит правовых оснований для отложения судебного разбирательства по данному делу.

Так, в постановлении о назначении наказания не указано событие административного правонарушения, а именно в чем конкретно выразилось нарушение требований п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2001 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, п. 3.1.9, п. 7.5.3.16, 7.5.2.2. Правил эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 года. В постановлении не отражены конкретно, какие экологические (природоохранные) требования не были соблюдены ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» при эксплуатации нефтепровода, в том числе обязательные условия деятельности, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В постановлении содержится следующее описание события административного правонарушения: своевременное непринятие эффективных мер по предупреждению возможных порывов на трубопроводе, при этом, не конкретизируется о каких сроках идет речь, какими правовыми актами предусмотрены указанные сроки, какие эффективные меры по предупреждению порывов на трубопроводе необходимо было принять предприятию, не было принято и т.д.

Таким образом, оспариваемым постановлением не установлено, в чем конкретно выразилось противоправное, виновное действие (бездействие) Общества, посягающее на несоблюдение экологических требований при эксплуатации трубопровода, в подтверждение наличия в действиях (бездействии) Общества административного правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристики виновности заявителя, в связи с чем вина последнего не исследована и субъективная сторона правонарушения не установлена.

Из представленных в материалы дела доказательств следует и установлено судом.

ОАО «Газпромнефть – Ноябрьскнефтегаз» разработан и утвержден технологический регламент по эксплуатации трубопроводов, который является документом, содержащим требования к эксплуатации, с целью поддержания оптимальных параметров работы трубопроводов, обеспечения достигнутого уровня надежности, безопасности, производственной санитарии, пожаровзрывобезопасности и охраны окружающей среды. Целью настоящего Регламента является обеспечение промышленной безопасности, работоспособности и надежности трубопроводов. Данный Регламент устанавливает нормы и требования по техническому уровню и патентоспособности процессов сбора нефти, газа, поддержания пластового давления; физико-химическим и теплофизическим свойствам транспортируемых веществ, средств, смесей, технической характеристике отходов и выбросов; технической эксплуатации трубопроводов (поддержание и регулирование параметров, борьба с осложнениями – замораживанием, песка, окислов железа, борьба с коррозией, осуществление планово-предупредительных ремонтов, ликвидация аварий и т.д.); контролю основных параметров работы и надежности трубопроводов, охране окружающей среды, пуску, остановке и консервации отдельных участков трубопроводов. При этом, указанным регламентом закреплено, что работники, на которых распространяется действие Регламента, несут персональную ответственность за соблюдение требований Регламента.

Во исполнение п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, в организации имеется план ликвидации аварий на объектах нефтесбора ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» заключен договор с ЗАО «КОРМАКО» об оказании услуг, согласно условиям которого ЗАО «КОРМАКО» обязуется оказывать заявителю услуги по мониторингу скорости коррозии с целью оценки эффективности и управления эффективностью ингибиторной защиты трубопроводов заказчика от коррозии; результатом оказания услуг является полученная информация в виде регламента мониторинга коррозии или отчета.

Также заключены договоры с ООО «Позитрон», согласно условиям которых ООО «Позитрон» оказывает услуги по установке, снятию, перемонтажу, обслуживанию и поддержанию в рабочем состоянии установок (УДР, БРХ, УБПР и др.) для подачи химического реагента (ингибитора коррозии) в нефтепромысловые трубопроводы.

ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» заключен договор с ООО «Центр технико-экологической безопасности «Надежность» об оказании услуг, согласно условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по проведению диагностирования и продления сроков безопасной эксплуатации трубопроводов ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

На предприятии имеется утвержденные графики ревизии, испытаний на прочность, контрольных осмотров на 2010 год.

Согласно акту ревизии промысловых трубопроводов и его элементов в период с 01.09.2009 по 31.09.2009 были проведены ревизия трубопровода нефтесборный «к.55-т.вр.к.55», в соответствии с которым состояние трубопровода признано удовлетворительным, трубопровод допускается в работу в установленных параметрах.

В период 22.09.2009 был проведен контрольный осмотр трубопровод нефтесборный к.55-т.вр.к.55, согласно которому состояние трубопровода и его элементов признано удовлетворительным.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» мер, направленных на недопущение нарушений экологических требований при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, в том числе в разработанном и утвержденном технологическом регламенте предусмотрены меры поддержания оптимальных параметров работы трубопроводов, обеспечения достигнутого уровня надежности, безопасности, производственной санитарии, пожаровзрывобезопасности и охраны окружающей среды; разработанным и утвержденным планом ликвидации аварий определены мероприятия по предотвращению и снижению риска аварийных разливов нефти, определены обязанности должностных лиц в случае аварии и порядок их действия, методы ликвидации аварий и т.д.

Ответчиком в нарушение ч.1 ст.65, ч.4 ст. 210 АПК РФ при привлечении Общества к административной ответственности не исследован вопрос наличия у последнего реальной возможности для соблюдения экологических требований при эксплуатации трубопровода.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности материалами дела вины Общества в совершении выявленных ответчиком нарушений.

Кроме того, еще одним основанием для отмены оспариваемого постановления является нарушение административным органом процессуальных норм, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено административным органом 11.07.2010, то есть в выходной день являющуюся согласно положениям статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации, общим выходным днем.

Статья 113 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Назначение рассмотрения дела об административном правонарушении на выходной день явилось нарушением части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Дело об административном правонарушении административным органом могло быть рассмотрено в любой рабочий день в присутствии представителя лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.

В результате вышеуказанных действий административного органа юридическое лицо было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.

Суд первой инстанции, пришел к выводу, что указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми и существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Довод административного органа о том, что в соответствии с приказом от 28.06.2010 № 139-К для должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, 11.07.2010 являлся рабочим днем, а от Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие, судом отклоняется, поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, иного законом не установлено.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым признать постановление незаконным и отменить его в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

ЗаявлениеОткрытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» - удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре № 412-ЭК/3 от 11.07.2010, - признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда ЯНАО Ф.С. Каримов