АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-4148/2011
29 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Протопоповой Н.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Ямалсоюз» (ИНН 8902016194, ОГРН 1108901000647) к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Юность» о признании недействительным решения аукционной комиссии об отказе ЗАО «Ямалсоюз» в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Учебно-тренировочный манеж для подготовки газодымозащитников пожарно-спасательной службы», изложенное в протоколе заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 30.09.2011 № 4, при участии третьих лиц - индивидуального предпринимателя Буружиу О.И., общества с ограниченной ответственностью «Стройинвесткомпания»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Карчава И.Г. паспорт 7407 640497,
от ответчика - представитель не явился,
от третьих лиц – представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Ямалсоюз» (далее по тексту – ЗАО «Ямалсоюз», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Юность» о признании недействительным протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 30.09.2011 № 4.
В ходе судебного заседания представитель заявителя уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Просит признать недействительным решение аукционной комиссии об отказе ЗАО «Ямалсоюз» в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Учебно-тренировочный манеж для подготовки газодымозащитников пожарно-спасательной службы», изложенное в протоколе заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 30.09.2011 № 4.
Судом ходатайство заявителя удовлетворено.
В обоснование требований заявитель указал, что аукционная комиссия необоснованно не допустило к участию в аукционе ЗАО «Ямалсоюз» так аукционная заявка соответствовала требованиям аукционной документации.
Представитель ЗАО «Ямалсоюз» заявленные требования поддержал в полном объеме.
От ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением должностных лиц в учебном отпуске.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении данного ходатайства, так как явка указанных в ходатайстве представителей ответчика судом не признана обязательной.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, арбитражный суд находит требования общества подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Юность» было размещено извещение о проведении открытого аукционна, на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Учебно-тренировочный манеж для подготовки газодымозащитников пожарно-спасательной службы» (открытый аукцион № 1-4).
Аукционной комиссией 30.09.2011 была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, заявка участника ЗАО «Ямалсоюз», на участие в открытом аукционе № 1-4, была отклонена на основании несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе п. 17 Информационной карты аукциона), а именно:
- в приложении № 1 к аукционной заявке, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг указаны СНиП 3.05.01-85, технические регламенты и другие нормативные документы, не входящие в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Несогласие с действиями аукционной комиссии, послужило поводом к обращению ЗАО «Ямалсоюз» с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно Законом № 94-ФЗ, который регулирует соответствующие отношения.
Частью 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 94-ФЗ к муниципальным нуждам относятся обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон № 174-ФЗ) финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Под основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых данное учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
К бюджетным на основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отнесены ассигнования на субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг согласно статье 69.1 БК РФ являются ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг, могут предусматриваться в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации (часть 1 статьи 78.1 БК РФ).
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Юность» создана на базе муниципального имущества и является исполнителем муниципальной целевой программы «Развитие детско-юношеского спорта в городе Лабытнанги на 2011 - 2013 гг.», учредителем Учреждения является муниципальное образование г. Лабытнанги, постановлением администрации города Лабытнанги от 20.ю04.2011 № 227 Учреждение внесено в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту с бюджетными ассигнованиями в размере 3,860 млн. руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что учреждение при размещении заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Учебно-тренировочный манеж для подготовки газодымозащитников пожарно-спасательной службы» выполняло функции муниципального заказчика в целях обеспечения потребностей муниципального образования город Лабытнанги, финансирование заказа предусмотрено за счет средств местного бюджета.
Следовательно, при таких обстоятельствах к спорным отношениям применяются нормы Закона № 94-ФЗ и решения Учреждения при размещении заказа должны были соответствовать требованиям указанного Федерального закона.
Согласно ст. 1 Закона о размещении заказов заключение контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд направлено, в частности, на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 названного Закона).
В соответствии с п. 1 ч.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В силу п.1 ст.11 Закона о размещении заказов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Основания, по которым участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, определены в части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ. К таковым отнесены следующие случаи:
1) непредставление определенных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ;
2) несоответствие требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона N 94-ФЗ;
3) невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона в приглашении принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе;
4) несоответствие заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается (часть 2 статьи 12 Закона N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе.
В соответствии со статьей 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией. Требования к содержанию заявки установлены в части 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ и включают сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем заявку, в частности документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в случае необходимости (подпункт "в" пункта 1).
Требовать от участника размещения заказа иные документы или сведения, за исключением документов или сведений, предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, не допускается (часть 4 статьи 25 Закона N 94-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что заказчик может устанавливать в конкурсной документации требования к заявке на участие в конкурсе.
В то же время по смыслу приведенных нормативных положений формальные требования к заявке не могут рассматриваться как сугубо формальные препятствия к участию в размещении заказа, а имеют целью исключение ненадлежащих участников торгов, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общественных отношений.
Согласно пункту 17 Информационной карты аукциона «требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара)» установлено, что выполнение работ должно соответствовать существующим в отношении данного вида работ нормативно-техническим документам (ГОСТам, СНиП, ТУ и т.д.), нормам пожарной безопасности.
Участником аукциона ЗАО «Ямалсоюз» в приложение №1 к заявке в наименовании работ «Демонтаж трубы Ду 25 (водоснабжение) указал в сведениях о качестве работ СНиП 3.05.01-85.
Согласно п. 1.1 СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы» монтаж внутренних санитарно-технических систем следует производить в соответствии с требованиями настоящих правил,
Указанный СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы» утвержден Постановлением Госстроя СССР от 13.12.1985 N 224 и является действующим.
Таким образом, отказ в допуске к участию ЗАО «Ямалсоюз» в аукционе в связи с указанием СНиП 3.05.01-85 является необоснованным.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
Заявление закрытого акционерного общества «Ямалсоюз» удовлетворить.
Решение аукционной комиссии об отказе ЗАО «Ямалсоюз» в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Учебно-тренировочный манеж для подготовки газодымозащитников пожарно-спасательной службы», изложенное в протоколе заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 30.09.2011 № 4 признать недействительным.
Взыскать муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-Юношеская спортивная школа «Юность» в пользу закрытого акционерного общества «Ямалсоюз» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья А.В. Кустов