ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4349/11 от 21.09.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-4349/2011

28 сентября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 сентября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) в лице филиала Свердловской железной дороги Сургутский регион обслуживания об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности по МО г. Новый Уренгой ГУ МЧС России по ЯНАО о назначении административного наказания № 703 от 26.09.2011,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились,

от административного органа – не явились,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловской железной дороги Сургутский регион обслуживания (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Новый Уренгой Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – административный орган, ОНД по МО г. Новый Уренгой).

В своем заявлении Общество просит суд:

- отменить постановление № 703 от 26.09.2011 о назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.1, 22.2, 23.34, 26.1, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и прекратить производство по делу.

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление не соответствует требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку основанием для проведения проверки послужило распоряжение № 20 от 26.08.2011, вынесенное в нарушение требований Закона № 294-ФЗ и законность которого также было оспорено в арбитражный суд.

От административного органа поступил отзыв, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку Законом № 294-ФЗ к постановлению по делу об административном правонарушении не установлены какие-либо требования.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, материалы административного производства, отзыв, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 26.08.2011 № 20 административным органом в целях исполнения плана плановых проверок в отношении Общества проведена выездная проверка, в ходе которой было установлено, что Общество нарушило требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а именно:

Административное здание Коротчаевской дистанции пути (ПЧ-34), расположенное по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, ул. Шоссейная, д. 1):

1. допускается хранение горючих материалов под маршами лестничных клеток на первом этаже административного здания (п. 40 ППБ 01-03);

2. в чердачном помещении административного здания осуществляется хранение горючих материалов (п. 40 ППБ 01-03);

3. в техническом подполье административного здания осуществляется хранение горючих материалов (п. 40 ППБ 01-03);

4. допускается фиксирование устройства для самозакрывания в открытом состоянии дверей лестничной клетки 3-го этажа (п. 34 ППБ 01-03);

5. в административном здании не произведена перекатка пожарных рукавов внутреннего противопожарного водопровода на новую скатку (п. 91 ППБ 01-03);

6. для отделки участка тамбура эвакуационного выхода применяются горючие материалы (дерево) (п. 53 ППБ 01-03);

7. не представлена распорядительная документация, определяющая конкретные места для курения в административном здании (п. 15.25 ППБ 01-03);

8. неисправен участок металлического ограждения в восточной части кровли здания; не проведена визуальная проверка целостности конструкций ограждения и испытание на прочность с периодичностью не реже 1 раза в пять лет (п. 41 ППБ 01-03);

9. открывание двери эвакуационного выхода в лестничной клетке, расположенной в восточной стороне здания, выполнено не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03);

10. на двери входа в техническое подполье здания отсутствует информация о месте хранения ключей от замка (п. 44 ППБ 01-03);

11. на третьем этаже здания на площадки лестничной клетки, расположенной в западной стороне здания, в результате устройства подвесного потолка отсутствует доступ к люку выхода в чердачное помещение административного здания (п. 40 ППБ 01-03);

12. на объекте не организована работа с учетом положений, изложенных в приложении № 3 ППБ 01-03:

- не заведен специальный журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- имеющиеся огнетушители, установленные в здании, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской; на имеющиеся первичные средства пожаротушения не заведены паспорта по установленной форме (п. 108 ППБ 01-03, приложение № 3);

13. на первом этаже (участок дефектоскопии) и втором этаже здания в складских помещениях допускается установка непосредственно внутри штепсельных электророзеток (п. 508 ППБ 01-03);

14. в помещении учебного класса, расположенного на первом этаже здания, кабинете мастера цеха дефектоскопии, коридоре первого этажа, лестничном марше между 1 и 2 этажами, на оконных проемах допускается установка глухих металлических решеток (п. 40 ППБ 01-03);

15. в цеху дефектоскопии не определено допустимое количество хранения ЛВЖ (спирт) в кладовой; на рабочем месте количество жидкости превышает сменную потребность (п. 512 ППБ 01-03);

16. на объекте не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- отсутствуют устройства для самозакрывания дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров, а также уплотнения в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.15 СНиП 2.01.02-85*);

- на третьем этаже здания в результате двустороннего открывания дверей выходов из кабинетов в коридор не увеличена ширина коридора на ширину дверного полотна (по факту коридор в результате открывания дверей перегораживается полностью, затруднена эвакуация людей) (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.6 СНиП 2.01.02-85*);

- каркасы подвесных потолков на лестничных площадках третьего этажа здания выполнены из горючих материалов (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.5 СНиП 2.01.02-85*);

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4 табл. 1 НПБ 110-03);

- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 15 табл. 2 НПБ 104-03);

- деревянные горючие конструкции кровли (стропила и обрешетка) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*);

- заполнение проемов (выходов) из лестничных клеток непосредственно в чердачное помещение не выполнено путем установки противопожарных люков 2-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.10 СНиП 2.01.02-85*);

- в чердачном   помещении выходы, ведущие непосредственно на кровлю здания выполнены через окна, имеющие размеры менее 06,х0,8 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.9 СНиП 2.01.02-85*);

- в помещениях архива эксплуатируются светильники со степенью защиты оболочки менее чем IP 23 (п. 7.4.32 табл. 7.4.3 ПУЭ изд. 6);

- двери архива имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

- в помещениях архива соединение жил. электропроводов и кабелей не выполнено при помощи сварки, пайки, опрессовки или спецзажимов (болтовых, винтовых и т.п.) (п. 2.1.21 ПЭУ).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Гараж дрезинКоротчаевской дистанции пути (ПЧ-34), расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, ул. Шоссейная, д. 1):

1. в коридоре производственных мастерских, в том числе бытовых помещениях гаража дрезин, непосредственно на пути эвакуации (п. 53 ППБ 01-03) стены окрашены горючими красками, при этом для отделки потолка допускается применение потолочной плитки, выполненной из пенопласта;

2. непосредственно внутри помещения гаража дрезин допускается устройство стационарного сварочного поста (п. 358 ППБ 01-03);

3. в помещении гаража дрезин допускается хранение бочек с маслом (п. 358 ППБ 01-03);

4. в комнате отдыха сторожа в здании гаража дрезин допускается эксплуатация электроплитки с неисправным терморегулятором, предусмотренным конструкцией (п. 63 ППБ 01-03);

5. в комнате отдыха сторожа в здании гаража дрезин допускается эксплуатация электрочайника, не имеющего устройства тепловой защиты без подставки из негорючего теплоизоляционного материала (п. 60 ППБ 01-03);

6. в бытовом вагончике на территории гаража дрезин непосредственно у распределительного электрощита допускается размещение горючих материалов (п. 60 ППБ 01-03);

7. в здании гаража дрезин, включая производственные мастерские, имеющиеся первичные средства пожаротушения находятся в неисправном состоянии (по факту – у огнетушителей отсутствуют раструбы) (п. 108 ППБ 01-03);

8. не проведена визуальная проверка целостности конструкций и испытание на прочность наружной пожарной лестницы (п. 41 ППБ 01-03, НПБ 245-2001);

9. на объекте не организована работа с учетом положений, изложенных в приложении № 3 ППБ 01-03:

- не заведен специальный журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- имеющиеся огнетушители, установленные в здании, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской; на имеющиеся первичные средства пожаротушения не заведены паспорта по установленной форме (п. 108 ППБ 01-03, приложение 3);

10. не предоставлена распорядительная документация по предприятию, определяющая конкретные места для курения в здании (п. 15.25 ППБ 01-03);

11. пожарные рукава, размещаемые в пожарных шкафах, не присоединены к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода (п. 91 ППБ 01-03);

12. на объекте не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, табл.2 п. 20 НПБ 104-03);

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4 табл. 1 НПБ 110-03);

- деревянные горючие конструкции кровли (стропила и обрешетка) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*);

- не выполнены стояки-сухотрубы диаметром 80 мм, оборудованные пожарными соединительными головками на верхнем и нижнем концах стояка в местах размещения наружной пожарной лестницы (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.16* СНиП 2.04.02-84*);

- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, установленные в помещении гаража дрезин, расположены на высоте более 1,35 м над полом (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13 СНиП 2.01.02-85*);

- заполнение проемов противопожарной перегородки 1-го типа, отделяющей помещения мастерских и бытовые помещения от зоны гаража дрезин, не выполнено с пределом огнестойкости не ниже, чем для дверей 0,6 часа для клапана вентиляции 0,6 часа (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.2* табл. 2 СНиП 2.01.02-85*).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Дом связи ШЧ с общежитием НГЧ-15, расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, ул. Шоссейная, д. 12):

1. не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, установленных на 2, 3 этажах здания, специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию по договору (п. 96 ППБ 01-03);

2. пол коридора 2-го этажа, а также стены восточной лестничной клетки и коридора 2-го этажа на путях эвакуации людей отделаны горючими материалами (п. 96 ППБ 01-03);

3. участок потолка на пути эвакуации 2-го из кабинета инспектора МОБ отделан горючим материалом (п. 96 ППБ 01-03);

4. зазоры, образовавшиеся в местах пересечения (прохода) электропроводов, кабелей и других коммуникаций через противопожарные стены и перекрытия на 1-ом и 2-ом этажах здания не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03);

5. не проводится проверка состояния огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций чердачного помещения с периодичностью не реже двух раз в год (п. 36 ППБ 01-03);

6. не исправна автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (лучи №№ 306, 307, коридор на 3 этаже здания) (п. 98 ППБ 01-03);

7. дежурный персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами для защиты органов дыхания фильтрующего действия (п. 129 ППБ 01-03);

8. дежурный персонал общежития (с массовым пребыванием людей) не имеет электрические фонари (п. 55 ППБ 01-03);

9. в комнатах общежития не исправны автономные оптико-электронные дымовые пожарные извещатели (неисправны элементы питания) (п. 98 ППБ 01-03);

10. в помещении раздевалки на 2-м этаже эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в служебных помещениях кладовщика № 2 (п. 60 ППБ 01-03);

11. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на 1, 2, 4 этажах здания заключены в пожарные шкафы, не имеющие соответствующих сертификатов (по факту краны установлены в самодельные шкафы) (НПБ 151-00);

12. не проведено обучение по программам пожарно-технического минимума работников предприятия, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в зданиях, и проведение противопожарного инструктажа (п. 31.36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

13. отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности для ознакомления с правилами пожарной безопасности граждан, прибывающих в общежитие (п.126 ППБ 01-03);

14. в здании не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- на путях эвакуации людей в здании не выполнено эвакуационное освещение (п. 7.62 СНиП 23-05-95);

- приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации установлены в помещении, не имеющим круглосуточного пребывания дежурного персонала, при этом также не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-01*);

- отсутствуют устройства для самозакрывания створок двухстворчатых дверей, отделяющих коридоры 2, 3, 4 этажей от лестничных клеток, а также уплотнения в притворах (п. 4.15 СНиП 2.01.02-85*);

- помещения 1, 2 этажей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 п. 38 НПБ 110-03);

- высота горизонтального участка эвакуационного пути на первом этаже у выхода из здания менее 2 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.6 СНиП 2.01.02-85*);

- на обводной линии у счетчика холодной воды не установлена задвижка для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом, открывающаяся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики (п. 3 ППБ 01-03, п. 11.7* СНиП 2.01.02-85*);

- не выполнено ограждение на кровле здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.8 СНиП 2.01.02-85*);

- люки выходов на чердак из лестничных клеток выполнены не противопожарными 2-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.10 СНиП 2.01.02-85*);

- выходы на кровлю, из чердака выполнены через окна размерами менее 06,х0,8 (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.9 СНиП 2.01.02-85*);

- в коридоре второго здания, не имеющим естественного освещения, отсутствует система дымоудаления (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.27 СНиП 2.09.04-87*).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Здание поста ЭЦ, расположенное по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, ул. Шоссейна, д. 6):

1. для производственных и складских помещений (дизельная электростанция и архив) не определены категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ), на дверях помещений отсутствуют соответствующие обозначения (п. 33 ППБ 01-03);

2. дверь второго эвакуационного выхода, ведущая из коридора первого этажа, закрыта на замок (не обеспечивается возможность свободного открывания двери изнутри без ключа) (п. 52 ППБ 01-03);

3. неисправно металлическое ограждение на кровле здания, не проводятся эксплуатационные испытания данных ограждений с периодичностью не реже 1 раза в пять лет (п. 41 ППБ 01-03);

4. сняты двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (двери эксплуатационных выходов, ведущих из общего коридора на 2-м этаже в лестничную клетку, и двери, ведущие из лестничной клетки в коридор 1-го этажа) (п. 40 ППБ 01-03);

5. отсутствует план эвакуации людей при пожаре с 1-го этажа здания (по факту на первом этаже вывешена ксерокопия плана эвакуации людей со 2 этажа здания) (п. 16 ППБ 01-03);

6. в здании не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 п. 38 НПБ 110-03);

- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 п. 15 НПБ 104-03);

- каркасы подвесных потолков в общих коридорах 1 и 2 этажей выполнены из горючих материалов (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.5 СНиП 2.01.02-85*);

- деревянные горючие конструкции кровли (стропила и обрешетка) не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*);

- помещение длительной электростанции не оборудовано установкой автоматического пожаротушения (п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 п. 11 НПБ 110-03).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Здание ремонтно-ревизионного участка № 2, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, пр. Мира, напротив дома № 32:

1. для производственных помещений (автостоянка и лаборатория) не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ), на дверях данных помещений отсутствуют соответствующие обозначения (п. 33 ППБ 01-03);

2. электросветильники в помещении автостоянки эксплуатируются со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников (п. 60 ППБ 01-03);

3. в помещениях установлены огнетушители с истекшим сроком перезарядки (п. 17 приложения № 3 ППБ 01-03);

4. помещение автостоянки не оснащено буксирным тросом или штангой (п. 357 ППБ 01-03);

5. на окнах комнаты отдыха установлена глухая металлическая решетка (п. 40 ППБ 01-03);

6. в здании не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- помещение автостоянки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30 СНиП 21-02-99);

- помещение испытательной лаборатории не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 п. 38 НПБ 110-03).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Здание сооружения ЭЧС-807 Сургутской дистанции электроснабжения Коротчаевского района электроснабжения, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево:

1. не проводятся регламентные работы по техническому обслуживания и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации в здании ЭЧС-807 (п. 96 ППБ 01-03);

2. на окнах в здании ЭЧС-807 установлена глухая металлическая решетка (п. 96 ППБ 01-03);

3. на территории ЭЧС-807 не определены, не оборудованы и не обозначены места заземления передвижной пожарной техники (п. 293 ППБ 01-03);

4. съемные негорючие плиты кабельных каналов в помещениях ЭЧС-807 не оборудованы приспособлениями для быстрого их подъема вручную (п. 288 ППБ 01-03);

5. на территории, в зданиях и помещениях ЭЧС-807 не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей, а именно, не выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности:

- здания и сооружения ЭЧС-807 не обеспечены наружными источниками противопожарного водоснабжения (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11 СНиП 2.04.02-84*);

- кабельные каналы в здании ЭЧС-807 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 п. 2.2 НПБ 110-03);

- приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-2001);

- помещение, в котором установлен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, не оборудовано светильником аварийного освещения (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001);

- административно-бытовые помещения в здании мастера участка ЭЧС-807 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 п. 38 НПБ 110-03);

- здание автостоянки ЭЧС-807 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, подп. «а» п. 6.30 СНиП 21-02-99).

При этом не выполнено обоснование допустимого уровня пожарной опасности для людей (п. 4 ППБ 01-03).

Организационные мероприятия:

1. не предоставлены материалы (акты), подтверждающие проведение практических тренировок всех задействованных для эвакуации работников в помещениях общежития (п. 16 ППБ 01-03);

2. о проведении вводного противопожарного инструктажа запись делается в журнале учета проведения инструктажей по охране труда, отсутствует журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности в соответствии с приложением 1 п. 10 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций);

3. не проведено с территориальными органами государственного пожарного надзора согласование специальных программ обучения пожарно-техническому минимуму (п. 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций).

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 20/3 от 26.09.2011.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении ОАО «РЖД» протокола № 703 об административном правонарушении от 26.09.2011 и вынесения постановления № 703 от 26.09.2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, на момент проведения проверки были установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны (далее по тексту – Правила), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.

В соответствии с пунктами 3, 4 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (пункт 16 ПБ 01-03).

Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности (пункт 33 ПББ 01-03).

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств) (пункт 34 ППБ 01-03).\

Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год (пункт 36 ППБ 01-03).

В местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (пункт 37 ППБ 01-03).

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе, использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов (пункт 40 ППБ 01-03).

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (пункт 41 ППБ 01-03).

Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа (пункт 44 ППБ 01-03).

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (пункт 52 ПББ 01-03).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) (пункт 53 ПББ 01-03).

В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала (пункт 55 ПББ 01-03).

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (пункт 60 ПББ 01-03).

Запрещается эксплуатация электронагревательных приборов при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией (пункт 63 ПББ 01-03).

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (пункт 91 ПББ 01-03).

Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования (пункт 96 ПББ 01-03).

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах (пункт 98 ПББ 01-03).

Все прибывающие в гостиницу, кемпинг, мотель, общежитие граждане должны быть ознакомлены (под роспись) с правилами пожарной безопасности (пункт 126 ППБ 01-03).

Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (пункт 129 ППБ 01-03).

Кабельные каналы и двойные полы в распределительных устройствах и других помещениях должны перекрываться съемными негорючими плитами. В помещениях щитов управления с паркетными полами деревянные щиты должны снизу защищаться асбестом и обиваться жестью или другим огнезащитным материалом. Съемные негорючие плиты и цельные щиты должны иметь приспособления для быстрого их подъема вручную (пункт 288 ППБ 01-03).

В местах установки передвижной пожарной техники должны быть оборудованы и обозначены места заземления. Места заземления передвижной пожарной техники определяются специалистами энергетических объектов совместно с представителями пожарной охраны и обозначаются знаками заземления (пункт 293 ППБ 01-03).

Помещения для стоянки и площадки открытого хранения транспортных средств (кроме индивидуального) должны быть оснащены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 ед. техники (пункт 357 ППБ 01-03).

В помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта запрещается хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла (кроме гаражей индивидуального транспорта) (пункт 358 ППБ 01-03).

Дежурное освещение в помещениях складов, а также эксплуатация газовых плит, электронагревательных приборов и установка штепсельных розеток не допускаются (пункт 508 ППБ 01-03).

В цеховых кладовых не разрешается хранение ЛВЖ и ГЖ в количестве, превышающем установленные на предприятии нормы. На рабочих местах количество этих жидкостей не должно превышать сменную потребность (пункт 512 ППБ 01-03).

Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться (пункт 17 приложения № 3 ППБ 01-03).

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1) (пункт 10 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645).

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (пункт 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (пункт 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

Приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа (пункт 12.48 НПБ «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001», утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31).

Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: освещенность помещений: при аварийном освещении - не менее 50 лк. (пункт 12.55 НПБ 88-2001, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31).

Пожарные краны следует устанавливать на высоте 1,35 м над полом помещения и размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м от пола (пункт 6.13 СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий, утв. Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189).

Обводную линию у счетчиков холодной воды следует предусматривать, если: имеется один ввод водопровода в здание; счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды. На обводной линии следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом. Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды. Задвижка с электроприводом должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Открытие задвижки должно быть сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети (пункт 11.7* СНиП 2.04.01-85*).

Из расположенных в надземных и цокольных этажах и не имеющих естественного освещения коридоров при любой их площади и гардеробных площадью более 200 м2 должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция для удаления дыма в соответствии со СНиП 2.04.05-91* (пункт 1.27 СНиП 2.09.04-87*. Административные и бытовые здания, утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313).

Противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (пункт 2.11 СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123).

Расход воды на наружное пожаротушение одно-, двухэтажных производственных и одноэтажных складских зданий высотой (от пола до низа горизонтальных несущих конструкций на опоре) не более 18 м с несущими стальными конструкциями (с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч) и ограждающими конструкциями (стены и покрытия) из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми или полимерными утеплителями необходимо принимать на 10 л/с более указанных в табл. 7 и 8. Для этих зданий в местах размещения наружных пожарных лестниц должны предусматриваться стояки-сухотрубы диаметром 80 мм, оборудованные пожарными соединительными головками на верхнем и нижнем концах стояка (пункт 2.16 СНиП 2.04.02-84*).

Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29, в) или при количестве боксов до 5 включительно (подп. «а» пункта 6.30 СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 19.11.1999 № 64).

СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы, утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 232, утратил силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Постановления Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7.

СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения, утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, утратил силу с 1 января 2010 года в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 № 390.

Заявителем вышеуказанные требования пожарной безопасности не соблюдены.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В рассматриваемом случае административным органом в ходе проведения проверки были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, административным органом составлен один протокол об административном правонарушении по нескольким частям статьи 20.4 КоАП РФ, что не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ содержит определение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В свою очередь статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Из системного толкования положений вышеперечисленных статей КоАП РФ следует вывод о том, что законодатель закрепляет необходимость каждое административное правонарушение фиксировать в отдельном протоколе, который является необходимым правовым основанием для последующего привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает ограничения в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении двух и более однородных действий, квалифицируемых по разным статьям (частям статей) КоАП РФ.

Поскольку части 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ содержат составы различных административных правонарушений, указание административным органом в протоколе об административном правонарушении на совершение Обществом правонарушений по указанным частям статьи 20.4 КоАП РФ не соответствует перечисленным выше требованиям закона.

Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменено нарушение частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, при этом ни одно из перечисленных нарушений норм пожарной безопасности не квалифицировано конкретно по какой-либо из частей статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенными нормативными положениями определено, что доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности, поэтому в отсутствие таких доказательств нельзя признать законным оспариваемое постановление административного органа.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

В соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу. Административный орган обязан указать, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины, и что учитывалось применительно к рассматриваемому делу (характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность) при назначении административного наказания.

Из анализа указанных норм права следует, что наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.

Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не установлена вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения; при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений.

В то же время в ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган должен был исследовать и установить наличие у юридического лица возможности соблюдения требований пожарной безопасности, а также установить, что юридическим лицом для этого не были приняты все зависящие меры. Однако в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в совершении вменяемого административного правонарушения. Наличие (отсутствие) субъективной стороны (вины) заявителя в нарушении требований пожарной безопасности административным органом не выявлялось, соответствующие обстоятельства применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не устанавливались.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что они составлены и вынесены административным органом в присутствии представителя Общества Васина В.А., являющегося начальником Сургутского отдела юридической службы Свердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД».

Административный орган не представил суду доказательства направления в адрес ОАО «РЖД» уведомлений о проведении плановой выездной проверки, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении.

В материалах дела имеется лишь уведомление о проведении плановой выездной проверки, направленное в адрес начальника филиала Свердловской железной дороги ОАО «РЖД» (л.д. 81).

Административный орган не представил суду копию доверенности Васина В.А., подтверждающей полномочия данного представителя на участие в конкретном административном деле или свидетельствующей о том, что данный представитель является законным представителем ОАО «РЖД».

Таким образом, административный орган не представил доказательства надлежащего уведомления Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие не извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к административной ответственности, лишает его возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными статьей 28.2 КоАП РФ, в связи с чем, такое процессуальное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 стать 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного оспариваемое постановление от 26.09.2011 № 703 является незаконным и подлежащим отмене полностью.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

РЕШИЛ:

постановление от 26.09.2011 № 703по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295), признать незаконным и отменить полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Э.М. Сеитов