ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4350/19 от 01.07.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-4350/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Верхне-Пуровский" (ИНН: 8911023470, ОГРН: 1088911000309) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017195, ОГРН: 1058900021861) о признании решения от 11.04.2019 №270117/8900 об отказе в проведении аукциона незаконным, об обязании совершить определенные действия,

при участии в судебном заседании:

  от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Верхне-Пуровский" - Шинкаренко А.В., по доверенности от 29.04.2019 № 223, Николаенко А.А., по доверенности от 29.04.2019 № 220;

от заинтересованного лица - Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Жолобов Е.О., по доверенности от 05.02.2019 № 85;

                                                              установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Верхне-Пуровский" (ИНН: 8911023470, ОГРН: 1088911000309) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017195, ОГРН: 1058900021861), в котором просило:

-признать решение от 11.04.2019 №270117/8900 об отказе в проведении аукциона незаконным,

-обязать заинтересованное лицо принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

04.06.2019 года от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в суд поступил отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении предъявленных требований.

На отзыв заинтересованного лица 01.07.2019 года от Общества поступили возражения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства, отзыв на заявленные требования, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Губернатора ЯНАО № 10 от 09.01.1998 «О проектах перераспределения земель традиционного хозяйственного использования в Пуровском районе ЯНАО» и постановления Губернатора ЯНАО № 321 от 11.05.2000 «О внесении изменений и дополнений в постановление Губернатора ЯНАО  от 09.01.1998 №  10»,  между СПК  «Верхне-Пуровский» (правопреемник - ООО «Совхоз ВерхнеПуровский») и Таркосалинским лесхозом был заключен договор № 40 от 19.02.2001.

Согласно условиям указанного договора, Таркосалинский лесхоз передал, а СПК «Верхне-Пуровский» принял в безвозмездное пользование земельный участок лесного фонда общей площадью 4 394 064 га в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности по развитию традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (оленеводство, побочное пользование лесом, в том числе сбор дикоросов, охотничий промысел и т.д.).

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.

В связи с принятием Закона № 201-ФЗ, в соответствии с Приказом МПР РФ от 04.10.2007 № 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также на основании решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2008 по делу №А81-4800/2008, между Департаментом и Обществом заключен договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от 16.03.2009 № 407/Л-08 сроком действия до 16.03.2019 (далее - договор аренды № 407/Л-08).

При этом, в силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда, его продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

По истечении срока действия договора аренды Департаментом в адрес общества для подписания был направлен акт приема-передачи лесного участка (письмо от 18.03.2019 №2701-17/6464, входящий общества от 20.03.2019 № 162), а также в  адрес Общества было направлено требование о возврате арендованного лесного участка в срок до 20.04.2019 (письмо от 10.04.2019 № 2701-17/8717).

В установленный срок арендованные лесные участки Обществом не возвращены.

19 марта 2019 г. ООО «Совхоз Верхне-Пуровский» обратился в адрес Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО с заявлением от 07 марта 2019 г. о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесных участков, которыми заявитель пользовался на основании договора аренды №407/Л-08 от 16.03.2009 г.:

89:05:020503:1184,       89:05:020504:1341,    89:05:020505:5041,    89:05:020506:2625, 89:05:020507:2358, 89:05:020508:994, 89:05:020509:3011, 89:05:020602:2708, 89:05:020603:352, 89:05:020604:98, 89:05:020605:2321, 89:05:020606:60, 89:05:020607:54, 89:05:020608:1058, 89:05:020609:2631, 89:05:020610:3817, 89:05:020611:409, 89:05:030601:562, 89:05:030603:4119, 89:05:030603:4121, 89:05:030604:8415, 89:05:030605:3602, 89:05:030606:5275, 89:05:030607:9683, 89:05:030607:9684, 89:05:030608:5173, 89:05:030609:523, 89:05:030610:222, 89:05:030610:218, 89:05:030702:672, 89:05:030801:3640, 89:05:030802:3552, 89:05:030802:3553, 89:05:030803:6134, 89:05:030804:5273, 89:05:030901:4419, 89:05:030901:5195, 89:05:020612:924, 89:05:020612:932, 89:05:020612:934, 89:05:020612:935, 89:05:020612:942, 89:05:020603:394, 89:05:020603:395, 89:05:020603:396, 89:05:020603:398, 89:05:020201:2311, 89:05:030603:4333, 89:05:030603:4334, 89:05:030603:4335, 89:05:030603:4342, 89:05:030603:4343, 89:05:030603:4344, 89:05:030603:4346, 89:05:030603:4347,89:05:030603:4348, расположенных в Ямало-Ненецком автономный округе, Пуровского района, с целью ведения сельского хозяйства (северное оленеводство), заготовки пищевых лесных ресурсов.

11.04.2019 заявителю направлено письмо исх. № 270117/8900, согласно которому, организация аукциона в отношении испрашиваемых лесных участков для ведения сельского хозяйства (северного оленеводства) и заготовки пищевых лесных ресурсов, не возможна, в т.ч. с учетом части 3 пункта 6 статьи 78 ЛК РФ.

Так, согласно указанному письму №270117/8900 заявителю отказано в проведении аукциона по следующим основаниям:

- на всех испрашиваемых в пользование участках (56 ед.) расположены особо защитные участки леса (согласно пункту 2 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках леса запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства);

- испрашиваемые в пользование обществом лесные участки обременены правами пользования (частью 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлен запрет на проведение аукциона в отношении лесного участка, уже предоставленного в пользование);

- лесные участки должны быть спроектированы из совокупности примыкающих друг к другу лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (пункт 9 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54).

Что в свою очередь явилось основанием обращения Общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Верхне-Пуровский" в арбитражный суд с заявлением, в котором заявитель просит:

-признать решение от 11.04.2019 №270117/8900 об отказе в проведении аукциона незаконным,

-обязать заинтересованное лицо принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).

Отношения по использованию земель регламентированы положениями ЗК РФ (пункт 1 статьи 3).

Согласно статье 7 ЗК РФ по своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, к числу которых, в числе прочих, отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда (подпункты 1, 5 пункта 1).

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (п. 2 ст. 101ЗК РФ).

Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ).

Между тем нормы статьи 38 ЛК РФ допускают возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков (часть 3).

Полномочиями по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, а также полномочиями по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 82, 83 ЛК РФ).

Право владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет Департамент. В этой связи именно Департамент уполномочен на принятие решений о предоставлении земель лесного фонда, находящихся в пределах границ ЯНАО, в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими. При этом Департамент уполномочен осуществлять только отдельные полномочия Российской Федерации, переданные ЯНАО в сфере лесных отношений.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами главы 6 Лесного кодекса РФ.

Согласно частям 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лицо проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, буквальное толкование вышеуказанной нормы закона (ч. 1 ст. 78 ЛК РФ) позволяет прийти к выводу о том, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти, в том числе по заявлениям юридических лиц. Однако, заинтересованное лицо праве обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона лишь в двух случаях:

-на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины

-на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, лесным законодательством не предусмотрена возможность принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства на основании заявления заинтересованного лица.

Поскольку, исходя из системного толкования действующих норм, законодательством прямо не установлена обязанность органа государственной власти по заявлению заинтересованного лица выставлять на аукцион лесные участки для ведения сельского хозяйства, постольку у суда отсутствуют законные основания для обязания Департамента вышеназванные лесные участки  выставить на аукцион.

Суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Возможность использования лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе для ведения сельского хозяйства (пункт 6), если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами, предусмотрена частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По убеждению суда, хотя законодательством прямо не указано на обязанность Департамента выставить вышеназванные участки на аукцион, исходя из системного толкования действующих норм, с учетом мнения Конституционного суда Российской Федерации, выраженного в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, он не может произвольно использовать свои полномочия по распоряжению лесными участками.

Часть 6 ст. 78 Лесного кодекса РФ устанавливает случаи отказа в проведении аукциона, в том числе:

1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;

2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;

3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;

5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.

Так, в случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 Лесного кодекса РФ).

В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 107 ЛК РФ особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.

Частью 2.1 статьи 107 ЛК РФ предусмотрено, что на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2)ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).

Как утверждает заинтересованное лицо и представило в материалы дела соответствующие доказательства (копию Приказа Рослесхоза от 12.10.2017 № 541 «О выделении особо защитных участков лесов на территории Красноселькупского, Надымского, Ноябрьского, Таркосалинского лесничеств Ямало-Ненецкого автономного округа и установлении их границ»; перечень особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:020611:409 (Таркосалинское участковое лесничество); схему размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:020611:409 от 19.06.2019;     перечень особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:030802:3553 (Пурпейское участковое лесничество); перечень особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:030802:3553 (Муравленковское участковое лесничество); схему размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Пурпейское и Муравленковское участковые лесничества; перечень особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:020607:54 (Уренгойское участковое лесничество); схему размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:020607:54 от 18.06.2019 (Уренгойское участковое лесничество)), в соответствии с материалами лесоустройства на всех испрашиваемых в пользование участках расположены особо защитные участки леса, которые имеют особый режим пользования и не могут предоставляться для заявленных целей.

При этом, вопреки доводам заявителя, сведения об особо защитных участках леса в ЕГРН не отражаются.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 78 ЛК РФ решение об отказе в проведении аукциона принимается в случае, если заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу.

В силу подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Как утверждает заинтересованное лицо и представило в материалы дела соответствующие доказательства (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:020611:409 от 20.06.2019 (Таркосалинское участковое лесничество); выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Пурпейское участковое лесничество);  выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Муравленковское участковое лесничество); выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:020607:54 от 20.06.2019 (Уренгойское участковое лесничество)), испрашиваемые лесные участки или их части предоставлены в пользование другим лицам, и, следовательно, не могут быть выставлены на аукцион.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав являются общедоступными и предоставляются органом, осуществляющем государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.

В силу чего, сведения из ЕГРП в отношении спорных земельных участков общедоступны и могут быть получены заявителем.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документации лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.

Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

В соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.

Подготовка проектной документации лесного участка осуществляется, если лесной участок образован для предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В иных случаях образование участка из земель лесного фонда может осуществляться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии со статьей 3 ЗК РФ и статьей 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными Федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

В силу положений статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков, в которой указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Сведения, произведенные в графической и текстовой форме проектной документации лесного участка, в первую очередь являются основанием для образования земельного участка и учета лесных участков в составе земель лесного фонда (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 6 ст. 70.1 ЛК РФ подготовка проектной документации лесного участка осуществляется для предоставления в постоянное (бессрочное) использование, аренду, безвозмездное пользование, за исключением случаев, предусмотренного пп. 5 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.

Таким образом, исходя из положений ст. 11.3 ЗК РФ и ст. 70.1 ЛК РФ при предоставлении в аренду лесного участка должна быть подготовлена проектная документация.

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно п. 9  Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Как утверждает заинтересованное лицо и обратное не доказано, заявленные   обществом лесные участки данному требованию не соответствуют.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что Департамент правомерно отказал обществу в организации аукциона на право заключения договора аренды лесных участков, находящегося в государственной собственности.

Суд отмечает, что мотивированных возражений относительно состава и содержания представленных Департаментом в материалы дела документов заявитель не представил.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем надлежащим образом не опровергнуты доводы ответчика о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков для ведения сельского хозяйства.

Ссылки заявителя в возражениях на отзыв Департамента о том, что Административным регламентом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 161-ПГ, регламентирован порядок рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для ведения сельского ходатайства, судом отклоняются как необоснованные.

Указанные регламент определяет порядок предоставления государственной услуги: "Подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

При этом, в соответствии с указанным регламентом Департамент принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, то есть указанный документ, в обоснование своих доводов на который ссылается заявитель, не имеет отношения к рассматриваемому спору.

В рассматриваемом деле суд не установил совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным, на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает ООО «Совхоз Верхне-Пуровский» в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. относятся на заявителя в виду отказа судом в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

                                                              РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.    

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова