АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-4360/2011
29 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2011 года
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гурской Е.А., рассмотрев открытом в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» (ИНН 8901001325 ОГРН 1028900510880) к Главному управлению МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительными пункты 14, 15 предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Вихарева О.Е. по доверенности № 57 от 05.09.2011 г.,
от заинтересованного лица – Чепурных Е.А. по доверенности № 108 от 01.02.2011,
установил:
открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГУ МЧС по ЯНАО) со следующими требованиями:
1. продлить сроки исполнения пунктов 8, 11 предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1 -11;
2. признать незаконным предписание по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11 в части нарушений, установленных пунктом 7, в связи с отсутствием факта нарушения;
3. признать недействительными пункты 14, 15 предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11.
От заявителя в суд поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому Общество просит признать недействительными пункты 14, 15 предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11.
Суд в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) принимает ходатайство представителя заявителя об уточнении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Арбитражный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ГУ МЧС по ЯНАО в период с 05.07.2011 по 13.07.2011 проведена проверка в отношении ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Горького, д. 25, в ходе которой выявлены нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- не организована подготовка и обучение личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования, чем нарушены статья 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «д» пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547, подпункт «б» пункта 3 Постановления Правительства от 02.11.2000 № 841 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» (пункт 14);
- нештатное аварийно спасательное формирование не аттестовано и не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, чем нарушены статьи 9, 12, 23, 24 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (пункт 15).
По итогам проверки Обществу выдано предписание по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11.
При этом заявителем другие пункты предписания от 13.07.2011 № 177/4/1-11 не оспариваются.
ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» не согласилось с вышеуказанным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными пунктов 14, 15 предписания от 13.07.2011 № 177/4/1-11.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7 Закона № 68-ФЗ).
Статья 14 Закона № 68-ФЗ определяет обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Подпунктом «д» пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547, установлено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее по тексту – Закон № 151-ФЗ) основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются в том числеконтроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Пункт 1 статьи 7 Закона № 151-ФЗ определяет, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Кроме того, пункт 3 данной статьи предусматривает, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – Порядок), утв. Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 № 999, определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.
Данный Порядок закрепляет следующие положения.
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Основной задачей нештатных аварийно-спасательных формирований является в том числе участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций.
Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.
Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5561);
обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 151-ФЗ комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
Необходимо отметить, что в пункт 3 статьи 7 Закона № 151-ФЗ предусматривает, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Такие обстоятельства не совсем точно отражают смысл пункта 1 статьи 9 Закона № 151-ФЗ, предусматривающей, что комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе, однако это обстоятельство не дает оснований к тому, чтобы отнести такие организации к группе добровольных. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций, где они должны создавать такие подразделения в соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
Согласно выписки из перечня потенциально опасных объектов, расположенных на территории ЯНАО (л.д. 114-115), нефтебаза (расположенная по адресу: г. Салехард, ул. Горького, д. 25), Лабытнангское предприятие по ОНП, Филиал ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» Склад ГСМ (расположенные по адресу: г. Лабытнанги, район «Геофизика», ул. Подгорная, д. 258), площадка нефтебазы База ГСМ (расположенное по адресу: г. Надым, п. 107 км, В 13 км от г. Надыма и 8 км от Старого Надыма), Склад ГСМ Филиал «Тазовское предприятие по ОНП» (расположенное по адресу: п. Тазовский, ул. Нагорная, д. 1) являются потенциально опасными объектами, расположенными на территории ЯНАО, следовательно, на указанных объектах возможны чрезвычайные ситуации, при этом, требования вышеуказанных норм законодательства Обществом не выполняются.
Выявленные в ходе проверки нарушения заявителем не отрицаются, при этом, в заявление указывается на невозможность исполнения оспариваемых пунктов предписания от 13.07.2011 № 177/4/1-11 в силу следующего.
Так, во исполнение указанных нарушений генеральным директором Общества был издан Приказ от 05.07.2011 № 524 «О создании объектового звена предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», а также утвержден штатно-должностной список личного состава нештатных формирований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» (л.д. 60-66).
Письмом от 27.09.2011 г. работники Общества выразили генеральному директору Общества свой отказ в исполнении приказа от 05.07.2011 № 524, а также не согласились со штатно-должностным списком личного состава нештатных формирований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» ввиду отсутствия в должностных инструкциях и трудовых договорах соответствующих обязанностей, а также ряда иных причин, по которым они отказываются вступать в состав нештатного аварийно-спасательного формирования (л.д. 67).
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на часть 1 статьи 9 Закона № 151-ФЗ о том, что комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе, а статья 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, следовательно, для ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» не представляется возможным создать в своей структуре нештатное аварийно-спасательное формирование.
Вышеперечисленные доводы Общества о невозможности исполнения оспариваемых пунктов предписания судом не принимаются, поскольку отказ работников заявителя от исполнения приказа № 524 от 05.07.2011 г. «О создании объектового звена предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», а также утвержденного штатно-должностного списка личного состава нештатных формирований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», не рассматривается в качестве обстоятельства, исключающего невозможность заявителя исполнить пункты 14, 15 предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 13.07.2011 № 177/4/1-11. Иных доказательств невозможности исполнения пунктов 14, 15 оспариваемого предписания Общество не представило.
Поскольку организация подготовки и обучения личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования, аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования являются законодательно предусмотренной обязанностью организаций, требование пунктов 14, 15 оспариваемого предписания ГУ МЧС России по ЯНАО правомерно.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» (ИНН 8901001325 ОГРН 1028900510880) требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Э.М. Сеитов