АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-4487/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 ноября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен ноября 2014 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола секретарём судебного заседания Шуляковской Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ямал СПГ» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 24.07.2014 №205,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
от административного органа - ФИО1 по доверенности от 10.111.2014 № 21,
установил:
открытое акционерное общество «Ямал СПГ» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «Ямал СПГ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – административный орган, ТУ Росфиннадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.07.2014 № 205.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что некорректное указание кода валютной операции не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указывает лишь на неправильность (ошибку) составления такой справки; при этом допущенная ошибка устранена Обществом самостоятельно, не в результате проверочных мероприятий, что свидетельствует о намерении Общества не нарушать положения действующего валютного законодательства РФ. Кроме того, административным органом неверно описано событие административного правонарушения, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
От административного органа поступил отзыв на заявление, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя ввиду доказанности материалами административного дела наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассматривается без участия представителя заявителя на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), в соответствии с которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал его явку обязательной.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд, заслушав представителя административного органа, изучив и всесторонне исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения руководителя ТУ Росфиннадзора от 21.04.2014 № 04-20/45 и пункта 36 раздела II Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора на 2014 год, проведена камеральная проверка соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ОАО «Ямал СПГ» за период с 01.01.2013 по 30.04.2014 г.
В ходе указанной проверки было установлено, что между ОАО «Ямал СПГ» и компаниями TuyauteriesMaintenanceetServicesIndustriels, EnnreposeProjets, VinciConstructionGrandsProjets заключен контракт от 16.10.2013 № 542/13-YLNG на проектирование, закупку, поставку, строительство и пуско-наладку резервуаров СПГ (далее по тексту – Контракт). Контракт считается действительным с 17.05.2013, дата исполнения обязательств по Контракту – 01.10.2021 г. На основании Контракта в ОАО ГПБ 07.11.2013 паспорт сделки № 13060043/0354/0000/4/1 переоформлен б/с, с датой завершения исполнения обязательств по Контракту 01.10.2021.
Денежные средства в сумме 4 424 989,12 Евро списаны со счета ОАО «Ямал СПГ» 30.12.2013, что подтверждено заявлением на перевод и счетом на оплату № TMSI-PS-2013-0001-EUR, TMSI-LS-2013-0002-EUR.
Справка о валютных операциях от 30.12.2013 на сумму 4 424 989,12 Евро представлена в уполномоченный банк 30.12.2013 г.
В графе 5 справки Общество указало код вида валютной операции «11200» - Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), тогда как ОАО «Ямал СПГ» должно было указать в графе 5 справки код «11100» - Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), так как согласно счета на оплату № TMSI-PS-2013-0001-EUR, TMSI-LS-2013-0002-EUR основанием оплаты является п. 32.1 ст. 32 Контракта, согласно ст. 10 п. 10.1.6 Приложения В платеж являются авансовыми.
В графе 11 справки Общество не указало ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом обязательств по Контракту, по которому оформлен паспорт сделки.
Таким образом, административным органом установлено, что справка о валютных операциях заполнена с нарушением пунктов 6, 11 Приложения 1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция), а именно в справке неверно указан код валютной операции и не указан ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом обязательств по Контракту, что привело к несоответствию сведений, содержащихся в справке о валютных операциях, фактическим условиям Контракта и приложениям к нему и его исполнения.
Выявленное нарушение валютного законодательства, выразившееся в несоблюдении установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, послужило основанием для составления административным органом в отношении ОАО «Ямал СПГ» протокола об административном правонарушении от 10.07.2014 № 150 и вынесения постановления о назначении административного наказания от 24.07.2014 № 205, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Из заявления следует, что 30.12.2013 ОАО «Ямал СПГ» в рамках Контракта перечислило со своего расчетного счета денежные средства в пользу подрядчиков и в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции предоставило справку о валютных операциях, указав в графе 5 код вида валютной операции – «11200». В связи с обнаруженной ошибкой Обществом в банк 03 апреля 2014 г. была предоставлена корректирующая справка о валютных операциях, где в графе 5 указан код «11110», в графе 11 – ожидаемый срок 01.01.2019.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно части 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Частью 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).
В силу пункта 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Согласно пункту 3.6 Инструкции в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции (пункт 3.7).
При списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с расчетным документом по валютной операции (пункт 3.8 Инструкции).
В соответствии пунктом 6 Порядка заполнения справки о валютных операциях Приложения 1 Инструкции в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.
В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 настоящей Инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100).
Согласно пункту 11 Порядка заполнения справки о валютных операциях Приложения 1 Инструкции в графе 11 указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций: 11100, 21100, 21300, 23100, 23110) (далее по тексту настоящего приложения - ожидаемый срок). В иных случаях графа 11 не заполняется. Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа.
Согласно счета на оплату № TMSI-PS-2013-0001-EUR, TMSI-LS-2013-0002-EUR основанием оплаты является п. 32.1 ст. 32 Контракта, при этом платежи являются авансовыми согласно п. 10.1.6 ст. 10 Приложения В к Контракту.
Следовательно, при соблюдении требований пунктов 3.7 3.8 Инструкции, пунктов 6, 11 Приложения 1 Инструкции ОАО «Ямал СПГ» должно было представить в банк справку о валютных операциях, указав в графе 5 код вида валютной операции «11100» - расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж); в графе 11 – ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом обязательств по Контракту.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что первоначально в справке о валютных операциях от 30.12.2013 в графе 5 неверно был указан код вида валютной операции «11200», в связи с чем Обществом не была заполнена и графа 11 об ожидаемом сроке.
Судом признаются правомерными доводы заявителя о том, что некорректное указание кода валютной операции не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указывает лишь на неправильность (ошибку) составления такой справки.
Из материалов дела следует, что справка о валютных операциях от 30.12.2013 принята ответственным лицом уполномоченного банка без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки, представленной в материалы дела.
В соответствии с пунктами 18.1 - 18.7 Инструкции уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях осуществляет проверку:
- соответствия информации (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справках, в расчетном документе по валютной операции, сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций;
- соблюдения установленного настоящей Инструкцией порядка заполнения и представления справок резидентом, а также наличия кода вида валютной операции в расчетном документе по валютной операции резидента и нерезидента;
- соответствия информации, указанной резидентом в справке о валютной операции и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары.
При списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях проверка осуществляется уполномоченным банком в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк.
Уполномоченный банк при положительном результате проверки справок принимает справки в следующем порядке: на бумажном носителе проставляет на каждой странице дату их принятия и подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка; в электронном виде проставляет дату принятия и электронную подпись ответственного лица. Уполномоченный банк направляет резиденту принятые справки в срок, согласованный с резидентом.
Уполномоченный банк отказывает в принятии справок:
- если представленные справки по валютной операции составлены с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;
- если из представленных резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, следует несоответствие информации, указанной в справках или в расчетном документе по валютной операции, сведениям, содержащимся в представленных документах;
- если информация, указанная резидентом в справке о валютных операциях, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, отсутствует в информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, либо ей не соответствует.
В случае отказа уполномоченного банка в принятии справок по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о валютных операциях и представляет ее в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком.
В рассматриваемом случае возврат справки о валютных операциях по причине неправильного указания кода вида валютной операции и неуказания ожидаемого максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту уполномоченным банком не производился.
ОАО «Ямал СПГ», обнаружив указание неправильного кода в справке о валютных операциях, самостоятельно устранило этот недостаток.
Как уже указывалось выше, объективная сторона правонарушения применительно к обстоятельствам данного дела заключается в несоблюдении Обществом установленного порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по совершенным им валютным операциям, к числу которых относится и справка о валютных операциях.
Порядок представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности, в том числе справки о подтверждающих документах, исходя из буквального толкования слова «порядок» представляет собой процедуру представления в банк названных форм, которая регламентирована исключительно главой 9 Инструкции.
В соответствии с главой 9 Инструкции установлены требования к видам представляемых документов, количеству их экземпляров, их форме и к срокам представления. Нормы главы 9 Инструкции не содержат требований к содержанию представляемых в уполномоченный банк форм отчетности, в том числе справки о валютных операциях. Требования к содержанию справки о валютных операциях, к заполнению граф бланка такой справки предусмотрены не главой 9 Инструкции, а специальным Порядком заполнения справки о подтверждающих документах, установленным приложением № 1 к Инструкции.
При этом из буквального грамматического толкования наименований названных частей Инструкции следует вывод о том, что порядок заполнения справки о валютных операциях определяет правила совершения действий по заполнению граф бланка данной справки, а порядок представления справки о валютных операциях в уполномоченный банк определяет правила совершения действий по передаче названной заполненной справки в соответствующий банк.
С учетом изложенного объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела будут образовывать действия (бездействие) резидента, нарушающие требования главы 9 Инструкции.
Действия (бездействие) резидента, нарушающие правила, предусмотренные Порядком заполнения справки о валютных операциях, утвержденных приложением № 1 к Инструкции (представление резидентом справки о валютных операциях с нарушением правил оформления), не охватываются объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Несмотря на наличие в справке о валютных операциях недостоверных сведений, данная справка была представлена Обществом в уполномоченный банк в заполненном виде с соблюдением порядка, предусмотренного главой 9 Инструкции.
Таким образом, неправильное заполнение Обществом графы 5 справки о валютных операциях, а именно указание кода валютной операции «11200», не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указывает только на неправильность составления такой справки (ошибку), и, соответственно, не может быть квалифицировано по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Указание резидентом в справке о валютных операциях неверного кода вида валютной операции не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а может быть признано лишь нарушением порядка составления такой справки.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 01.06.2010 № 841-О-П, по смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), правовое содержание составов административных правонарушений должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно, с тем чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения; закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно.
Таким образом, у ТУ Росфиннадзора отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО «Ямал СПГ» к административной ответственности по указанной статье.
Кроме того, допущенная Обществом ошибка была устранена самостоятельно, а не в результате проверочных мероприятий, что административным органом не отрицалось, как и не оспаривалось право ОАО «Ямал СПГ» на исправление ошибки, а также не ставилось под сомнение отсутствие каких-либо ограничений на возможность ее устранения, в том числе временными периодами.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление необходимо признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о назначении административного наказания от 24.07.2014 № 205, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Ямал СПГ» (ОГРН <***> ИНН <***>), признать незаконным и отменить полностью.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Э.М. Сеитов