ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4527/19 от 26.06.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-4527/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи            Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017131, ОГРН 1058900021290) о привлечении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск (ИНН 8905026835, ОГРН 1028900708583) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Демченко Е.В. по доверенности от 05.02.2019 №21; Марков В.Ю. по доверенности от 15.02.2019 №24; Бурягина О.В. по доверенности от 19.06.2019 №31;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – Поляков Ю.В. по доверенности от 30.05.2019,

УСТАНОВИЛ:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск (далее – Учреждение, МАДОУ «Золушка») к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы осуществлением Учреждением образовательной деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Учреждением представлен отзыв, согласно которому МАДОУ «Золушка» с заявленными требованиями не согласно, по изложенным в отзыве доводам.

В судебном заседании стороны изложили свои позиции относительно заявленных Департаментом требований.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МАДОУ «Золушка» оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии на основании лицензии от 20.12.2016 №2657, выданной Департаментам образования Ямало-Ненецкого автономного округа со сроком действия бессрочно.

В соответствии с приказом Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2019 №360 главным специалистом отдела лицензирования управления государственного контроля (надзора) в сфере образования департамента     образованияЯмало-Ненецкого автономного округа Бурягиной О.В.07.05.2019проведена плановая выездная проверка соблюдения муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск (ОГРН 1028900708583, ИНН 8905026835) лицензионных требований

В ходе данной проверки было установлено, что МАДОУ «Золушка»осуществляет предоставление платных образовательных услуг (деятельность, связанная с извлечением прибыли) по виду образования - Дополнительное образование, подвиду - Дополнительное образование детей и взрослых, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией), а именно:

- в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 (далее - Положение №966) в штате лицензиата отсутствуют должности «Педагог дополнительного образования», необходимые для осуществления образовательной деятельности в рамках предоставляемых платных образовательных услуг (деятельность связанная с извлечением прибыли) по реализации дополнительных общеразвивающих программ:

- художественной направленности: «Разноцветные ладошки» - для детей дошкольного возраста 4-5 лет; «Волшебные ладошки» - для детей дошкольного возраста 3-4 лет; «Веселый каблучок» - для детей дошкольного возраста 4-5 лет; «Непоседы» - для детей дошкольного возраста 3-4 лет;

- социально-педагогической направленности: «Мультоша» - для детей дошкольного возраста 5-6 лет; «Я расту» - для детей дошкольного возраста 3-4 лет; «Я развиваюсь» - для детей дошкольного возраста 4-5 лет; «Сам себе мультипликатор» - для детей дошкольного возраста 6-7 лет; «Веселый английский» - (первый год обучения) для детей дошкольного возраста 6-7 лет; «Как хорошо уметь читать» - для детей дошкольного возраста 6-7 лет;

- технической направленности: «Лего-конструирование» - для детей дошкольного возраста 5-6 лет; «Первые шаги в робототехнику» - для детей дошкольного возраста 6-7 лет;

- физкультурно-спортивной направленности: «Игры с мячом» - для детей дошкольного возраста 5-6 лет; «Школа мяча» - для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 07.05.2019 №31.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления Департаментом в отношении Учреждения протокола об административном правонарушении от 07.05.2019 №ЛК-9/2019 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с тем, что рассмотрение дел о привлечении к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к компетенции арбитражного суда, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к части 4 данной статьи указано, что понятие грубой нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статьей 2 Закона № 99-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В силу части 1 статьи 91 Закона №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования

В соответствии с пунктом 9 Положения №966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона №99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 названного Положения.

Подпунктом «д» пункта 6 Положения №966 установлено требование о наличии в штате лицензиата или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона №273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В ходе проверки административным органом было установлено невыполнение Учреждением требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения №966.

Учреждение с нарушением не согласно по изложенным в отзыве доводам.

Судом доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, отклоняются ввиду следующего.

В пункте 1 части 2 статьи 23 Закона №273-ФЗ дошкольная образовательная организация определена как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Исходя из пункта 1 части 4 статьи 23 Закона №273-ФЗ, дошкольные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Частью 21 статьи 2 Закона №273-ФЗ определено, что педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 46 Закона №273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением №966, пунктом 3 которого установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы.

Согласно пункту 14 статьи 2 Закона №273-ФЗ дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок №196), в соответствии с п. 15 которого педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) (п. 3.1 стандарта №298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 3 ст. 46 Закона №273-ФЗ).

Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Минтруда России от 05.05.2018 №298н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. №52016) установлены возможные наименования должностей, профессий, а именно: педагог дополнительного образования; старший педагог дополнительного образования; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; преподаватель.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (далее - Номенклатура), в которой должность - «Педагог дополнительного образования» выделена отдельно.

В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н (далее - Единый квалификационный справочник), отражены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

В силу пункта 4 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации.

В пункте 19 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол №12) отмечено, что штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения (представителем работодателя) и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Штатными расписаниями муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск, утвержденными приказами от 24.08.2018 № 99-од, от 24.01.2019 № 14-од, от 18.09.2018 № 116/1-од, должности «Педагог дополнительного образования» в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам не предусмотрены,что в свою очередь делает также невозможным и привлечение иных педагогических работников по должности «Педагог дополнительного образования» по срочному трудовому договору, трудовому договору по совместительству (внешнему/внутреннему).

В силу пункта 9 Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 этого Положения, отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований и условий (подпункт «а»).

В данном случае Департаментом выявлено и зафиксировано в Акте проверки от 07.05.2019 №31 и протоколе об административном правонарушении от 07.05.2019 №ЛК-9/2019, что Учреждение осуществляло образовательную деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ в отсутствие в штате лицензиата должности «Педагог дополнительного образования».

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности, в материалах дела не содержится. Учреждением не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.

Факт грубого нарушения лицензионных требований и условий подтверждается материалами дела. 

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений при оформлении выявленного факта административного правонарушения суд не выявил. Сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.

При изложенных обстоятельствах заявление административного органа о привлечении МАДОУ «Золушка» к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного Учреждением административного правонарушения, суд не находит оснований для квалификации допущенного МАДОУ «Золушка» правонарушения в качестве малозначительного, поскольку обстоятельства совершения Учреждением административного правонарушения не имеют свойства исключительности.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, создание угрозы указанным правонарушением охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за нарушение, которое вменяется                 МАДОУ «Золушка», нижний предел административного штрафа для юридических лиц составляет 100 000 рублей.

Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в частности, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 3.2 и 3.3.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, принципы справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, а также отсутствие неблагоприятных последствий, суд, руководствуясь положениями статьи 4.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 №515-ФЗ, считает возможным назначить Учреждению наказание ниже низшего предела предусмотренного санкцией части 4 статьи 14. 1 КоАП РФ, установив его в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

РЕШИЛ:

привлечь муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск (ИНН 8905026835, ОГРН 1028900708583, дата регистрации 04.04.2000, адрес: 629807, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, пр-т Мира, д. 48) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по реквизитам: получатель УФК по ЯНАО (Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа), банк получателя РКЦ г. Салехард, ИНН 8901017131, расчетный счет 40101810465770510002, КПП 890101001, БИК 047182000, КБК 077.116.07.000.01.6000.140, ОКТМО 71900000, лицевой счет 04902002440.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                                  Ямало-Ненецкого округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                            А.В. Кустов