ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4696/2021 от 30.09.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-4696/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании сентября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» (ИНН 8901008031, ОГРН 1028900507305) к Тюменской таможне (ИНН 7202023074, ОГРН 1027200871026) об оспаривании постановления от 29.04.2021 №10503000-318/2021,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дубовицкая Т.А. по доверенности от 01.07.2021 №99/1; Вахрамеева Н.С. по доверенности от 17.06.2021 №97,

от Таможни – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Тюменской таможне об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 №10503000-318/2021.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Заслушав представителей, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.01.2020 АО «АТК «ЯМАЛ», с целью завершения процедуры переработки вне таможенной территории выпуском для внутреннего потребления, на таможенный пост Аэропорт Рощино Тюменской таможни подана декларация на товар (далее ДТ) №10503020/120120/0000004, в которой заявлены сведения о товаре «Гражданское воздушное судно BOMBARDIERCL600-2B19 (СЕРИЯ CRJ-200), бортовой номер VQ-BSB, 2005 г.в., бывший в эксплуатации, с массой пустого снаряженного аппарата 14 082,3 кг, количество пассажирских кресел согласно схеме 50, содержит источник ионизирующего излучения (америций 241) с уровнем излучения не более 0,5 mkku (микрокюри). Производитель BOMBARDIER. Товарный знак отсутствует. Серийный номер: 8010. Кол-во 1шт. (796)» (далее - ВС).

Ранее данное воздушное судно было вывезено в СЛОВЕНИЮ по ДТ №10503020/161219/0000273 в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.

Отправитель: SOLINAIR D.O.O. (Словения) SI -4210 (графа 2 ДТ).

Исходя из сведений, заявленных в графах 8, 14, 54 вышеуказанной ДТ, получателем и декларантом товара является АО «АТК «ЯМАЛ», юридический и фактический адрес: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Авиационная, владения 27.

Согласно сведениям, содержащимся в графе №54 ДТ №10503020/120120/0000004, лицом, подавшим декларацию на товары, является заместитель руководителя юридического департамента-руководителя группы по таможенному оформлению АО «АТК «ЯМАЛ» Вахрамеева Наталья Сергеевна.           

Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом в соответствии со статьей 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) по 6 резервному методу в рамках метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

При таможенном декларировании до выпуска декларантом для целей подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, представлены следующие документы:

-           контракт на поставку товаров от 14.03.2016 №2016-01, заключенный с компанией SOLINAIR D.O.O. (Словения);

-счет-проформа/ProformaInvoice от 16 декабря 2019 г. № Б/Н за гражданское ВС BOMBARDIERCL600-2B19 (СЕРИЯ CRJ-200), 2005 г.в., бортовой номер VQ-BSB, бывший в эксплуатации, серийный номер 8010, производитель BOMBARDIER, с ценой за товар 6 894 694,59 евро;

-инвойс (счет-фактура) от 16 декабря 2019 г. № 00172 на сумму 50% фиксированной стоимости технического обслуживания воздушного судна CRJ200 VQ-BSB и материалов, в размере 21 900 евро;

-инвойс (счет-фактура) от 09 января 2020 г. № 00003 на сумму 50% фиксированной стоимости технического обслуживания ВС CRJ200 VQ-BSB, в размере 14 400 евро;

-задание на полет от 10 января 2020 г. № 252;

справка о стоимости перегона от 11 января 2020 г. № 2149, на сумму 940 199,60 руб. (графа 44 ДТ № 10503020/120120/0000004).

По результатам проверки документов и сведений таможенным органом по вышеуказанной ДТ принято решение о принятии заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости.

Товар выпущен 12.01.2020.

В период с 28 декабря 2020 г. по 18 февраля 2021 г. Уральским таможенным управлением на основании ст. 326 ТК ЕАЭС проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, в т.ч. по ДТ № 10503020/120120/0000004, в целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров.

В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров отделом контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов Управления проведены следующие мероприятия:

- осуществлен запрос АО «АТК «ЯМАЛ» документов и сведений;

- направлен запрос в ПАО «Запсибкомбанк»;

- проведен анализ документов и сведений, заявленных декларантом АО «АТК «ЯМАЛ» в Декларации на товары, представленных при таможенном декларировании и  после выпуска товаров;

-проведена проверка достоверности заявленных декларантом сведений в ДТ 10503020/120120/0000004.

В ходе проверки установлено следующее.

АО «АТК «ЯМАЛ» заключены и в установленном порядке поставлены на учет в ПАО «Запсибкомбанк» внешнеэкономические контракты, условиями которых предусматривается оказание услуг по ремонту и обслуживанию воздушных судов (далее -ВС), с контрагентом SOLINAIR D.O.O. (Словения).

В целях проверки достоверности сведений, о стоимости услуг по ремонту и обслуживанию ВС, включенных в таможенную стоимость товаров, ввезенных после переработки вне таможенной территории, у декларанта запрошены документы и сведения по товару, задекларированному по ДТ № 10503020/120120/0000004, ввезенному на территорию ЕАЭС на условиях поставки СРТ-Любляна, в рамках контракта от 14.03.2016  №2016-01.

Дополнительно у ПАО «Запсибкомбанк» в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 335, пунктом 2 статьи 337, пунктом 8 статьи 340 Таможенного кодекса ЕЭС, статьей 242 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с проведением таможенного контроля, запрошены документы и сведения о движении денежных средств по банковским счетам, инвойсы и счета-фактуры на оказанные услуги по ремонту и обслуживанию ВС (письмо от 31.12.2020 №38-14/15638 «О запросе информации»).

По запросу таможенного органа в установленные сроки АО АТК «Ямал» и ПАО «Запсибкомбанк» представили запрошенные документы.

По результатам анализа представленных документов, установлено следующее:

- ВС с бортовым номером VO-BSBпомещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ №10503020/161219/0000273. Процедура переработки в отношении воздушного судна закрыта и судно помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления   по ДТ № 10503020/120120/0000004.

Стоимость переработки согласно инвойсам, представленным при таможенном декларировании товара, составляет 36 300 Евро.

Инвойсом от 22.01.2020 №14-2020 выставлен счет за за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро.

Инвойсом от 31 января 2020 г. № 18-2020 контрагентом SolinairD.O.O в; адрес АО АТК «Ямал» выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1 212,31 евро

Согласно Приложению 14 к Договору о Техническом обслуживании: от 14.03.2016 между АО «АТК «Ямал» (Эксплуатант) и Solinair (MRO) следует, что оплата за проведенные операции по переработке вне таможенной территории товара, задекларированного по ДТ № 10503020/120120/0000004, включает:

- фиксированную стоимость работ (опробование двигателя перед началом и после завершения работ; установка на место стоянки и буксировка воздушного судна; выполнение рабочих карт и запланированных модификаций в соответствии с Параграфом 1.1 настоящего коммерческого предложения; технологическая оснастка (включая специальные инструменты), необходимая для плановых работ и запланированных модификаций; открытие, закрытие и очистка в соответствии с необходимым объемом работ согласно Параграфу 1 настоящего коммерческого предложения; подготовку рабочей документации), оплачиваемую в размере 50% перед началом выполнения работ и 50% при возврате воздушного суда:

- стоимость дополнительных работ, не включенных в фиксированную стоимость (материалы (включая расходные материалы) для: выполнения запланированных модификаций; материалы,   необходимые для  выполнения рабочих  карт;  модификаций,   не  включенных  в изначальный объем работ/параграф 1.1; дополнительных работ, не включенных в изначальный объем работ/параграф 1.1; выполнения дополнительных работ (NRC), необходимых в ходе выполнения запланированных работ; ремонтных работ, необходимых в ходе выполнения дополнительных работ или модификаций; компоненты (запасные части с серийными номерами) и пр.), оплачиваемую предоплатой за материалы П 500 евро) до начала ТО ВС и в остальной части в течение 15 дней после выпуска финального счета.

Таким образом, по мнению административного органа, на момент заключения и исполнения Договора о техническом обслуживании от 14 марта 2016 г. № 2016-01 (в редакции Приложения 14 от 11 декабря 2019 г.) заявитель знал о структуре таможенной стоимости и, соответственно, о необходимости уплаты таможенных платежей со всей суммы, на которую исполнен Договор, включая стоимость дополнительных работ и материалов. Однако, заявителем не был организован своевременный для исполнения административно-таможенной обязанности обмен платежными документами.

При этом, срок подачи ДТ для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленный п. 1 ст. 184 ТКЕАЭС, истекал 16 июня 2020 г.

Соответственно. ДТ для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории подлежала подаче в указанный срок с соблюдением требований таможенного законодательства о достоверности заявляемых в ней сведений.

По результатам анализа представленных АО «ЛТК «Ямал» в т.ч. в рамках дела об АП инвойсов на бумажных носителях следует, что заявленная при таможенном декларировании товара стоимость переработки в размере 36 300 евро (инвойсы от 16 декабря 2019 г. № 00172, 09 января 2020 г. № 00003) включает только фиксированную стоимость работ и предоплату за материалы, о чем свидетельствуют сведения самих инвойсов (что подтверждается материалами дела об АП).

Инвойсом от 22 января 2020 г. № 14-2020 контрагентом SolinairD.0.0 в адрес АО АТК «Ямал» выставлен финальный счет за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро. Данный счет оплачен авансовыми платежами и отражен в стоимости товаров по ДТ № 10503020/120120/0000004 (инвойсы от 16 декабря 2019 г. № 00172 в размере 21 900 евро, от 09 января 2020 г. № 00003 в размере 14 400 евро). Сумма, подлежащая доплату, составляет 26 074,88 евро.

Инвойсом от 31 января 2020 г. № 18-2020 контрагентом SolinairD.0.0 в адрес АО АТК «Ямал» выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1212,31 евро.

При данных обстоятельствах по мнению административного органа, в структуру таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ № 10503020/240519/0000106, подлежал включению счет от 22 января 2020 г. № 14-2020 за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро, при этом авансовый платеж в размере 36 300 евро учтен при декларировании ВС по ДТ № 10503020/12012.0/0000004 (инвойсы от 16 декабря 2019 г, № 00172 в размере; 21 900 евро, от 09 января 2020 г. № 00003 в размере 14 400 евро), инвойсом от 31 января 2020 г. № 18-2020 контрагентом SolinairD.0.0 в адрес АО АТК «Ямал» выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1 212,31 евро.

Соответственно, сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров, по ДТ № 10503020/12O12Q/00Q0Q04. составляет 24 862.57 евро стоимость дополнительных работ и материалов).

Соответственно, по мнению Тюменской таможни, не включение в структуру таможенной стоимости дополнительных работ и материалов при обслуживании ВС VQ-BSB привело к заявлению декларантом АО АТК «Ямал» при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму размере 338 354,75 руб. (НДС).

29.04.2021 таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N10503000-318/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300152 руб. 70 коп.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Необходимость заявления достоверных сведений и наступление соответствующей ответственности за указание недостоверных сведений в ДТ обусловлено тем, что сведения, заявляемые при декларировании товара, необходимы для выпуска этого товара в соответствии с определенным таможенным режимом и определения таможенных платежей, которые подлежат уплате при выпуске этих товаров.

Такими сведениями, которые необходимы для выпуска товара и исчисления и уплаты таможенных платежей, являются качественные и количественные характеристики, вес, стоимость и код по ТН ВЭД. При этом такое деяние должно было послужить или могло послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее декларирование товаров, как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.

Согласно статье 104 ТК ЕЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем и осуществляется в электронной форме.

Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры (ст. 105 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕЭС к сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся, в том числе, сведения о таможенной стоимости.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии с п.9 ст. 38 ТК ЕЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при Таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (п. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС).

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 10 ст.38 ТК ЕЭС).

Согласно ч.1 ст. 176 ТК ЕЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя в том числе, ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию (ст. 179 ТК ЕЭС).

В соответствии с положением статьи 184 ТК ЕЭС до истечения установленного срока Действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 186 ТК ЕЭС и пунктом 2 статьи 160 Налогового кодекса РФ при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость исчисляются исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕЭС, которая определяется как совокупность фактически понесенных расходов на операции по переработке (ремонту) и на иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта).

В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (статья 1.5 КоАП РФ). При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).

Как разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет (пункт 16).

Принцип презумпции невиновности, установленный законодательством об административных правонарушениях, предусматривает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В рассматриваемом деле суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях заявителя вины в совершении правонарушения.

При этом, отсутствие состава административного правонарушения, предполагающего виновность лица в правонарушении, является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Так, суд отмечает, что приложение 14 от 14.03.2019 к договору о техническом обслуживании между АО «АТК «Ямал» и иностранной компанией Solinair D.O.O. предусматривало выполнение работ по замене модуля турбины высокого давления на воздушном судне CRJ-200 VP-BBM и определяло:

- фиксированную стоимость работ по техническому обслуживанию (работы по форме «24 месяца», дополнительные работы и замена карбонового уплотнения в размере 28 800 евро (пункт 2.3.1);

- перечень работ, входящих в фиксированную стоимость (пункт 2.1);

- перечень материалов и дополнительных работ, не входящих в ф1^ксированную стоимость (пункт 2.2);

- ставки стоимости нормо-часа на дополнительные работы (пункт 3.1);

- условия оплаты (пункт 4), по которым 50% фиксированной стоимости и предоплата за материалы (7 500 евро) оплачивается до начала выполнения работ, 50% фиксированной стоимости оплачивается при возврате воздушного судна, а стоимость дополнительных работ (материалы, субподрядные работы и т.д.), не оплаченная до возврата воздушного судна, оплачивается в течение 15 дней после выпуска финального счета.

16.12.2019.компания SolinairD.O.O. выставила в адрес АО «АТК «Ямал» инвойс №00172 от 16.12.2019 на сумму 21 900 евро (50%) фиксированной стоимости работ 14 400 евро и стоимость материалов 7 500 евро).

09.01.2019 компания SolinairD.O.O. выставила в адрес АО «АТК «Ямал» инвойс №00003 от 09.01.2020 на сумму 14 400 евро (50% фиксированной стоимости работ).

Таким образом, вопреки доводам таможни, на момент декларирования воздушного судна cij-200 VQ-BSB по ДТ №10503020/120120/0000004 АО «АТК «Ямал исходя из сведений, содержащихся в Приложении 14 от 16.12.2019 к договору №2016-01, н^ было известно о выполнении компанией SolinairD.O.O. дополнительных раббот, которые не входили в фиксированную стоимость работ.

В соответствии с имеющимися на момент подачи декларации на товары документами общая стоимость работ по техническому обслуживанию воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB составила 36 300 евро (в том числе 20 400 евро - стоимость работ по форме «24 месяца» и стоимость дополнительных работ, 8 400 евро - стоимость замены карбонового уплотнения и 7 500 евро -стоимость материалов), в связи с чем АО «АТК «Ямал» при подаче декларации на товары №10503020/120120/0000004 рассчитало стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕЭС исходя из этой стоимости работ и материалов.

Вместе с тем, после подачи декларации на товары, а именно 22.01.2020, в АО «АТК «Ямал» поступил дополнительный инвойс компании SolinairD.O.O. - инвойс №14-2020 от 22.01.2020, увеличивший стоимость работ на 26 074,88 евро за счет дополнительных работ и материалов, не учтенных в ранее выставленных инвойсах №00172 от 16.12.2019 и №00003 от 09.01.2020, также выставленных, в том числе за материалы и дополнительные работы (дефекты, субподрядные и дополнительные работы, материалы, транспортные расходы), а 31.01.2020 в АО «АТК «Ямал» поступило кредитовое авизо компании SolinairD.O.O. - №18-2020 от 31.01.2020, уменьшившее стоимость работ на 1 212,31 евро за счет исключения стоимости материалов. В итоге увеличение компанией SolinairD.O.O. стоимости работ по техническому обслуживанию воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB после его декларирования составило 24 862,57 евро.

АО «АТК «Ямал», получив на момент декларирования воздушного судна от компании SolinairD.O.O. инвойсы как на стоимость плановых работ (по форме «24 месяца»), так и на стоимость дополнительных работ и материалов, а также располагая информацией о том, что по итогам инспекции самолета после ег0 прибытия для технического обслуживания заказ-наряды на дополнительные работы не формировались, не могло предполагать при подаче декларации на товары №10503020/120120/0000004, что от компании SolinairD.O.O. поступят дополнительный счет на оплату ранее не учтенных дополнительных работ и материалов, а также кредитовое авизо, уменьшающее стоимость работ.

Обратное административным органом не доказано.

Инвойс №14-2020 от 22.01.2020 и кредитовое авизо №18-2020 от 31.01.2020 выставлены компанией SolinairD.O.O. в адрес АО «АТК «Ямал» 23.01.2020 и 31.01.2020, т.е. после подачи 12.01.2020 декларации на товары №10503020/120120/0000004, в связи с чем сумма увеличения стоимости работ при подаче ДТ №10503020/120120/0000004 объективно не могла быть включена в стоимость операций по переработке.

В период №14-2020 от 22.01.2020 и кредитовое авизо №18-2020 от 31.01.2020 выставлены компанией SolinairD.O.O. в адрес АО «АТК «Ямал» 23.01.2020 и 31.01.2020, т.е. после подачи 12.01.2020 декларации на товары №10503020/120120/0000004, в связи с чем сумма увеличения стоимости работ при подаче ДТ №10503020/120120/0000004 объективно не могла быть включена в стоимость операций по переработкевоздушного судна, и стоимость операций по переработке определена декларантом исходя из имеющейся у него на день совершения таможенных операций информации о стоимости операций по техническому обслуживанию воздушного судна (согласно инвойсам и предоплате за оказанные услуги).

Тюменская таможня, изучив акт проверки № 10500000/203/180221/А0005 от 18.02.2021 Уральского таможенного управления, пришла к выводу о наличии в действиях АО «АТК «Ямал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и 15.04.2021 составила в отношении АО «АТК «Ямал» протокол об административном правонарушении № 10503000-318/2021, отразив в нем, что на момент декларирования товара компаниями-контрагентами в адрес декларанта выставлены и направлены счета-проформы за оказанные услуги, на основании которых АО «АТК «Ямал» имело возможность и должно было заявить сведения о цене товара в ДТ (восьмой абзац страницы 4 протокола).

Вместе с тем, этот довод таможенного органа опровергается материалами дера и сведениями, содержащимися в самом протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении, поскольку воздушное судно задекларировано 12.01.2020 (ДТ №10503020/120120/0000004), а инвойс №14-2020 от 22.01.2020 и кредитовое авизо №18-2020 от 31.01.2020 выставлены компанией SolinairD.O.O. в адрес АО «АТК «Ямал» 22.01.2020 и 31.01.2020, т.е. вопреки приведенным в протоколе доводам на момент декларирования товара компанией-контрагентом в адрес декларанта не были выставлены и направлены счета-проформы, на основании которых АО «АТК «Ямал», по мнению таможни, имело возможность и должно было заявить сведения о цене товара в декларации на товары.

АО «АТК «Ямал» при заявлении по ДТ №10503020/240519/0000106 сведений о стоимости операций по переработке вне таможенной территории в отношении воздушного судна CRJ-200 VP-BBN руководствовалось документами, полученными от иностранного контрагента (инвойсы компании Splinair D.O.O. №00172 от 16.12.2019 и №00003 от 09.01.2020), определяющими стоимость работ по техническому обслуживанию самолета в соответствии с условиями договора.

При декларировании воздушного судна общество предоставило полную и достоверную информацию о стоимости операций по переработке в прямом соответствии с имеющимися документами, которые были предоставлены АО «У^ТК «Ямал» как декларанту непосредственным исполнителем работ. Иными сведениями относительно стоимости операций по переработке (стоимости работ по техническому обслуживанию воздушного судна) АО «АТК «Ямал» не располагало, равно как и не имело реальной возможности определить иную стоимость работ, нежели указанную в полученных инвойсах компании SolinairD.p.O. Обратное административным органом не доказано.

При этом, на момент декларирования воздушного судна в распоряжении АО «АТК «Ямал» имелись документы, содержащие непротиворечивую и согласующуюся с Приложением 14 к договору информацию в части стоимости работ. В свою очередь, положенная в основу оспариваемого постановления фактическая стоимость операций по переработке воздушного судна основана исключительно на инвойсе №14-2020 от 22.01.2020 и кредитовом авизо №18-2020 от 31.01.2020, выставленных компанией SolinairD.0.0. уже после декларирования воздушного судна.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, считается оконченным с момента регистрации таможенной декларации (пункт 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 №79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства").

Суд считает, что в случаях, когда на момент регистрации таможенным органом декларации на товары у декларанта отсутствует информация об изменении контрагентом сведений о товаре (в том числе информация об увеличении контрагентом расходов на ремонт товара, образующих стоимость операций по переработке), привлечение декларанта к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ является  неправомерным, так как на момент регистрации таможенной декларации декларант не располагает информацией об изменении сведений о товаре (в том числе сведений о размере расходов на ремонт товара, образующих стоимость операций по переработке).

Такие обстоятельства указывают на отсутствие у декларанта реальной возможности для предотвращения административного правонарушения, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о невиновности последнего в нарушении норм таможенного законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 9 и подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары и подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных в декларации на товары.

В декларации на товары подлежат указанию сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, к которым в том числе относятся документы, подтверждающие совершение сделки с товарами и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта, а также документы, подтверждающие заявленную стоимость операций по переработке товаров при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (подпункт 9 пункта 1 статьи 106, подпункты 1,13 пункта 1 статьи 108 ТК ЕЭС).

Указанные документы в силу требований пункта 3 статьи 108 ТК ЕЭС должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда эти документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации исходя из установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕЭС или определенных статьями 114-117 ТК ЕЭС особенностей таможенного декларирования товаров.

В силу пункта 8 статьи 104 ТК ЕЭС законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных ТК ЕЭС, в том числе если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, однако Федеральным законом от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» особенности таможенного декларирования при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на случай если декларант не располагает точными сведениями о стоимости операций по переработке не установлены.

Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров (пункт 16 статьи 38 ТК ЕЭС, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 №103) не применим к определению стоимости операций по переработке товаров вне таможенной территории. Установленные статьями 114-116 ТК ЕЭС процедуры предварительного, неполного, периодического таможенного декларирования в данном случае также не применимы.

При таком нормативном регулировании при помещении воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB по декларации на товары №10503020/120120/0000004 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории АО «АТК «Ямал» в соответствии с требованиями статей 108, 109, 136, 186 ТК Е!3>С и статей 146, 151, 160, 164, 174 Налогового кодекса РФ было обязано ук1азать в декларации на товары стоимость операций по переработке, исчислить ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость исходя из фактически понесенных расходов на техническое обслуживание воздушного судна на основании имеющихся в АО «АТК «Ямал» на момент подачи таможенной декларации документов, подтверждающих такие фактически понесенные расходы (стоимость операций по переработке товаров), указать сведения о таких подтверждающих документах в декларации на товары и уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги до выпуска товара в размере сумм, исчисленных в декларации на товары.

Указанные обязательства выполнены АО «АТК «Ямал» в полном объеме - Стоимость операций по переработке определена и заявлена в декларации на товары, а ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость исчислены и уплачены до выпуска товара (выпущен 12.01.2020) исходя из фактически понесенных расходов на ремонт воздушного судна на основании имеющихся на момент подачи декларации на товары коммерческих и иных документов, относящихся к сделке с товаром (Приложение 14 от 16.12.2019 к договору №2016-01 с компанией SolinairD.O.O., инвойсы компании SolinairD.O.O. №00172 от 16.12.2019 и №00003 от 09.01.2020).

При помещении указанного воздушного судна под процедуру выпуска для внутреннего потребления АО «АТК «Ямал», по объективным причинам не располагая на момент подачи декларации на товары документами и сведениями о точной стоимости технического обслуживания воздушного судна (с учетом дополнительных инвойса №14-2020 от 22.01.2020 и кредитового авизо №18-2020 от 31.01.2020, выставленных компанией SolinairD.O.O. уже после декларирования 12.01.2020 воздушного судна), что отражено в акте проверки от 18.02.2021 Уральского таможенного управления, не имело ни объективной возможности ни законного права учесть в стоимости операций по переработке товapa и отразить в декларации на товары стоимость дополнительных работ и материалов, отраженную в инвойсе №14-2020 от 22.01.2020 и кредитовом авизо №18-2020 от 31.01.2020, поскольку это противоречит статьям 106, 108, 186 ТК ЕЭС и иным перечисленными выше нормам, в силу которых все сведения, заявленные в декларации на товары, включая сведения о стоимости операций пр переработке товаров, должны подтверждаться документами, имеющимися в распоряжении декларанта на момент подачи декларации на товары.

Какие-либо иные нормы, определяющие порядок действий, права и обязанности декларанта в случае, если при помещении продуктов переработки п(^д процедуру выпуска для внутреннего потребления фактически понесенные расходы на операции по переработке, определенные на основании документов, имеющихся в распоряжении декларанта на момент подачи декларации на товары, не включают будущие расходы декларанта на отдельные операции по переработке, обязательства по оплате которых возникнут и стоимость которых будет известна только после выпуска товаров (в том числе при увеличении контрагентом уже после выпуска товаров расходов на их ремонт путем выставления дополнительных счетов), в связи чем декларант не располагает точными сведениями о стоимости операций по переработке на момент декларирования товаров, ТК ЕЭС не содержит.

При таком нормативном регулировании единственным законным способом исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов со стоимости тех операций по переработке вне таможенной территории, обязательства по оплате которых возникнут и стоимость которых станет известна только после выпуска товаров, является изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа, а сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.

В соответствии с Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 (далее -Порядок), внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара производится по инициативе декларанта или таможенного органа, для внесения таких изменений (дополнений) по инициативе декларанта представляются обращение и надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в декларации на товары, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - декларация таможенной стоимости, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей -также документы или сведения, подтверждающие их уплату (пункты 11.1, 12 Порядка).

Ни ТК ЕЭС, ни Порядок, ни Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ни иные нормативные правовые акты не определяют конкретный срок, в течение которого декларант обязан подать в таможенный орган после выпуска товаров обращение и документы для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в том числе в случае если после выпуска товаров возникла обязанность исчислить и уплатить дополнительные таможенные пошлины и налоги, а из буквального толкования пункта 7 статьи 310 ТК ЕЭС и подпункта «а» пункта 18 Порядка следует, что такие обращение и документы декларант вправе подать в таможенный орган в течение трех лет после выпуска товаров.

Корректировка таможенной стоимости произведена Обществом в марте 2021 года, также предприятие произвело уплату недостающей суммы таможенных платежей.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «АТК «Ямал» предприняло все необходимые меры для указания достоверной стоимости товара. АО «АТК «Ямал» при заявлении по ДТ сведений о стоимости операций по переработке вне таможенной территории в отношении воздушного судна руководствовалось документами, полученными от иностранного контрагента, определяющими стоимость работ.

При декларировании воздушного судна общество предоставило полную и достоверную информацию о стоимости операций по переработке в прямом соответствии с имеющимися документами, которые были предоставлены АО «АТК «Ямал» как декларанту непосредственным исполнителем работ. Иными сведениями относительно стоимости операций по переработке АО «АТК «Ямал» не располагало, равно как и не имело реальной возможности определить иную стоимость работ, нежели указанную в полученных инвойсах компании Solinair D.O.O. Обратное не доказано.

Приведенные в отзыве доводы Тюменской таможни о том, что заявитель с 31.01.2020 знал о необходимости до включения в таможенную стоимость товара по ДТ №10503020/120120/0000004 суммы в размере 24 862,57 евро не имеют правового значения для настоящего дела, т.к. не свидетельствуют о наличии в действиях АО «АТК «Ямал» состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося, по мнению таможни, в заявлении при таможенном декларировании товара (воздушного судна CRJ200 VQ-BSB) недостоверных сведений о его таможенной стоимости.

Как установлено материалами дела на дату подачи таможенной декларации заявитель включил в стоимость товаров не только фиксированную стоимость работ по замене карбонового уплотнителя, но и стоимость дополнительных материалов и работ, не входящих в фиксированную стоимость. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что на момент декларирования воздушного судна заявитель не знал и не мог знать о существовании дополнительных расходов (переговоры по данному вопросу не проводились), стоимость дополнительных работ в размере 26 074,88 евро объективно не могла быть включена в стоимость товаров при таможенном декларировании.

Осуществляя взаимодействие с компанией Solinair D.O.O. по договору о техническом обслуживании, АО «АТК «Ямал» проявило необходимую осмотрительность, и на момент декларирования воздушного судна включило в стоимость декларируемого товара все расходы, о которых ему было известно.

Таможенный орган же при принятии решения о виновности АО «АТК «Ямал» в совершении административного правонарушения исходил из предположений о возможной известности заявителю о наличии дополнительно выполненных работ по договору о техническом обслуживании воздушного судна, не подкрепляя данные предположения доказательствами.

Довод Тюменской таможни о том, что заявителем не предоставлены дополнительные сведения о стоимости товаров в срок для завершения действий таможенной процедуры переработки вне таможенной территории также не может являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, так как не образует состав административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой закона.

Ссылка таможни на статью 84 ТК ЕЭС применительно к обстоятельствам настоящего дела является необоснованной, поскольку при фактическом отсутствии на момент подачи 12.01.2020 декларации на товары №10503020/120120/0000004, выставленного кампанией Solinair D.O.O. и увеличившего стоимость работ по замене карбонового уплотнителя за счет дополнительных работ и материалов, не учтенных в ранее выставленных инвойсах, реализация каких-либо прав, предоставленных декларанту пунктом 1 статьи 84 ТК ЕЭС, включая право привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемом товаре, не могла обеспечить включение в стоимость операций по переработке товара стоимости дополнительных работ и материалов, указанной в инвойсе.

Оснований для обращения за профессиональной помощью таможенного представителя у АО «АТК «Ямал» также не имелось, поскольку, как указывает заявитель, в АО «АТК «Ямал» имеются собственные специалисты по таможенному оформлению с соответствующим высшим профессиональным образованием и опытом работы. Иного таможенным органом не доказано.

Суд еще раз отмечает, что при декларировании воздушного судна общество предоставило полную и достоверную информацию о стоимости операций по переработке в прямом соответствии с имеющимися документами, которые были предоставлены АО «АТК «Ямал» как декларанту непосредственным исполнителем работ. Иными сведениями относительно стоимости операций по переработке (стоимости работ по замене карбонового уплотнителя) АО «АТК «Ямал» не располагало, равно как и не имело реальной возможности определить иную стоимость работ, нежели указанную в полученных инвойсах компании Solinair D.O.O.

Согласно ч. 3 ст. 108 ТК ЕЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации. Предоставляя 12.01.2020 ДТ 10503020/120120/0000004, заявитель, руководствуясь ст. 108 ТК ЕЭС, указал сведения на основании имеющихся по состоянию на указанную дату документов и предоставил такие документы в подтверждение указанных в декларации сведений.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что административный орган в нарушение требований административного законодательства и положений статьи 210 АПК РФ не доказал наличие в действиях заявителя вины в совершении правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения, предполагающего виновность лица в правонарушении, является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В силу чего, суд удовлетворяет заявленное требование, признает оспариваемое постановление незаконным и отменяет его в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление Тюменской таможни от 29.04.2021 №10503000-318/2021 по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.    

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

А.В. Кустов