АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-4809/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании октября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Илир» (ИНН 2463244329, ОГРН 1132468010751) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420) об оспаривании решения от 20.04.2018 №07-01/18.1(223)/28-2018, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Харп-Энерго-Газ»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился;
от антимонопольного органа - Атавов Н.С. по доверенности от 09.04.2018;
от третьего лица - Фомин Д.Ю. по доверенности от 01.01.2018 № 09-ХЭГ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Илир» (далее – ООО ЧОО «Илир») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Ямало-Ненецкое УФАС) об оспаривании решения от 20.04.2018 №07-01/18.1(223)/28-2018.
В обоснование требований заявитель указал, что Ямало-Ненецкое УФАС при рассмотрении жалобы участника размещения закупки – ООО ЧОО «Илир» необоснованно не приняты доводы относительно неправомерности проведения закрытого запроса предложений на оказание охранных услуг.
По мнению заявителя, проведение закупки закрытым способом ограничивает конкуренцию.
Ямало-Ненецкое УФАС с заявленными требованиями несогласно по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
ОАО «Харп-Энерго-Газ» также представил возражения относительно заявленных требований.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, заказчиком ОАО «Харп-Энерго-Газ» 10.04.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31806354378 о проведении закупки на право оказания услуг по охране Теплоэлектростанции ТЭС Харп-12, п. Харп, ЯНАО, относящийся к объектам топливно-энергетического комплекса РФ. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режима, охраны имущества Заказчика, обеспечение антитеррористической защищённости охраняемых объектов (ЗЗП № 1-2018).
Дата и время окончания подачи заявок – 18.04.2018 в 09:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок - 18.04.2018 в 11:00 (МСК+2).
Посчитав, что действия ОАО «Харп-Энерго-Газ» по установлению условия, что документация предоставляется исключительно лицам, приглашенным к участию в закупке, являются незаконными, ООО ЧОО «Илир» 12.04.2018 года в УФАС по ЯНАО была подана жалоба на документацию запроса предложений.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупки и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу, 20.04.2018 вынесла оспариваемое решение, которым жалоба ООО ЧОО «Илир» признана необоснованной.
При рассмотрении жалобы комиссия антимонопольного органа согласилась с позицией ОАО «Харп-Энерго-Газ», что охраняемый объект является объектом повышенной опасности, и размещение документации запроса предложений в открытом доступе может представляться собой угрозу безопасности охраняемого объекта.
Не согласившись с указанным решением ООО ЧОО «Илир» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения государственного органа незаконным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд проверяет оспариваемые действия (бездействия) на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае правоотношения сторон регулируется нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Решением совета директоров ОАО «Харп-Энерго-Газ» от 23 июня 2014 года утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО «Харп-Энерго-Газ».
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Заказчик разрабатывает Положение о закупке, которое является правовым актом, нормативно обеспечивающим собственную закупочную деятельность в соответствии с разноплановыми потребностями и экономическими интересами заказчика, должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (ст. 2 Закона о закупках).
В соответствии с Положением ОАО «Харп-Энерго-Газ», пунктом 8.3.4. предусмотрено применение закрытых процедур.
Любые закрытые процедуры могут осуществляться в связи с наличием хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- продукция в силу уровня сложности, специального характера, иных особенностей ее рынка может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков (число которых известно), при условии приглашения их всех к участию в закупке;
- прямое адресное привлечение участников является средством обеспечения конфиденциальности, необходимой в интересах Заказчика (закупочные процедуры связаны с получением услуг охраны, обеспечением режима секретности и безопасности Общества, другими услугами, разглашение информации о которых может привести к возникновению угрозы экономической безопасности Общества, разглашению его коммерческой тайны или ущемлению коммерческих интересов);
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Положением.
Таким образом, в положении о закупке предусмотрено вправо заказчика осуществлять закупку, связанную с получением услуг охраны закрытым способом.
В соответствии с п. 9.3.4. Положения при закрытом запросе предложений извещение и закупочная документация направляются всем участникам, приглашаемым к закупке. Число приглашаемых участников не может быть менее трех.
В рамках соблюдения п. 8.4.2., п. 9.3.4. Положения «О порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ОАО «Харп-Энерго-Газ» заказчик направил трем участникам закупки в письменной форме приглашения (извещение, закупочную документацию) принять участие в закрытой процедуре.
Таким образом, принимая решение и проводя закрытый запрос предложений № 1-2018 ОАО «Харп-Энерго-Газ» действовало в соответствии действующим законодательством РФ и утвержденным Положением.
Проверка Положения «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО «Харп-Энерго-Газ» на соответствие Федеральному закона № 223-ФЗ не входит в предмет обжалования в рамках данного дела.
Кроме того, суд также считает необходимым отметить следующее.
Положение статьи 3.5 Закона о закупках «Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом», введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу (часть 1 статьи 4 Закона № 505-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
На основании изложенного, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.
Руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Илир» отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Кустов