ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-5095/10 от 13.12.2010 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-5095/2010

20 декабря 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола помощником судьи Гурской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» к Отделу государственного пожарного надзора по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 207 от 22.09.2010,

при участии в судебном заседании:
 от заявителя - Котряхова О.В. по доверенности от 08.12.2010 № 32,
 от административного органа - не явились,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее по тексту – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 207 от 22.09.2010.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя приводит доводы, согласно которым в силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) Учреждение является невиновным в совершении административного правонарушения, поскольку им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм КоАП РФ.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 05 минут 09 декабря 2010 года до 14 часов 30 минут 13 декабря 2010 года.

После перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе участников процесса.

Отзыва на заявленные требования от административного органа в суд не поступило.

Административный орган, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. На основании части 2 статьи 210 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя административного органа.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, дополнениях к заявлению, Арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в период с 10.09.2010 года по 20.09.2010 года на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 13.09.2010 г. № 123, административным органом проведена проверка в целях контроля выполнения заявителем исполнения предписания №123/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в отношении объекта: Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор №1 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу» (629400, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Северная, д. 33) с участием исполняющего обязанности начальника ФБУ ИЗ-89/1 УФСИН России по ЯНАО Патаповым И.В.

В ходе данной проверки административного здания (штаб) и здания режимного корпуса следственного изолятора выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

Административное здание (штаб):

- п. 14, табл. 1, поз.9 НПБ 110-03 не оборудовано административное здание автоматической пожарной сигнализацией;

- п. 5.1, табл. 2, поз. 15 НПБ 104-03 не оборудовано административное здание системой оповещения людей о пожаре 2-го типа;

- п. 8.4* СНиП 21-01-97* в чердаке здания отсутствует выход на кровлю по стационарной лестнице, через люки, двери или окна размерами 0,6 х 0,8 метра. Отсутствует устройство выхода на чердак по закрепленной стальной стремянке через пожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 метра;

- п. 6.17 СНиП 21-01-97* в здании двери запасного эвакуационного выхода (у кабинета начальника ) не открываются по направлению выхода здания;

- п. 16 ППБ 01-03; п.п. 1, 6,7 ГОСТ 12.2.143-2002 не разработан и не вывешен на видном месте план эвакуации людей в случае возникновения пожара в соответствии с требованиями п. 6.7. ГОСТА Р 12.2.143-2002.

Здания режимного корпуса:

- п.п. 8.3*, 8.4* СНиП 21-01-97* в здании отсутствуют выход на кровлю из лестничных клеток непосредственно или через чердак, либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам;

- п.6.25* СНиП 21-01-97* в здании на путях эвакуации применяются материалы с пожарной опасностью выше, чем Г2,В2,Д3,Т3 или Г2,В3,Д2,Т2- для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах.

- п. 6.18* СНиП 21-01-97* в здании лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров перегородками с дверями, оборудованными приспособлениями для самозакрывания и уплотненными в притворах;

- п. 6.16.СНиП 21-01-97* высота дверного проема эвакуационного выхода на 1-ом этаже, ведущего из коридора в лестничную клетку и далее на прогулочный дворик менее 1,9 метра в свету (фактически высота составляет 1,8 м. в свету).

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки, органом пожарного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя от 20.09.2010 г. № 123.

Усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор ОГПН по МО г. Лабытнанги составил протокол № 207 от 20.09.2010 года и выдал предписание № 123/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор г. Лабытнанги по пожарному надзору вынес постановление от 22.09.2010 года № 207 о назначении Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» административного наказания в виде штрафа в размере 12 500 рублей.

Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в Арбитражный суд ЯНАО.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению и пересмотру дел об административных правонарушениях регламентирован КоАП РФ.

В силу пункта 1.1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, если при проведении обследований подконтрольных объектов надзора в соответствии с установленными задачами и функциями инспекторы противопожарной службы (ОГПН) выявят нарушения требований пожарной безопасности, они вправе привлечь виновных лиц к административной ответственности и выдать им обязательные для исполнения предписания.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Нарушение требований пожарной безопасности (без дополнительных квалифицирующих признаков) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ).

Материалы дела свидетельствуют о том, что Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» нарушены вышеуказанные требования пожарной безопасности, установленные Правилами и нормами пожарной безопасности.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Представитель заявителя в судебное заседание представил доказательства невозможности соблюдения заявителем требований ППБ 01-03 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Так, финансирование Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» осуществляется из федерального бюджета, в связи с чем, начальником Управления были направлены в адрес УФСИН России по ЯНАО письма о выделении денежных средств от 28.12.2009 № 81/1-8045; от 06.05.2010 № 81-4/3-1698; от 09.06.2010 № 81-4/2/1-2123; от 03.08.2010 № 81-4/2/1-3396; от 03.08.2010 № 81-4/2/1-3397. При получении денежных средств Учреждением во исполнения предписания № 123/1/1 были заключены договоры поставки товаров и пожарно-технического оборудования № 13 от 22.03.2010, № 34 от 10.06.2010, № 36 от 06.07.2010, № 42 от 13.09.2010, № 45 от 01.10.2010, № 47 от 01.10.2010, № 48 от 06.10.2010, договоры выполнения работ по комплексным электрическим измерениям и испытаниям электрооборудования и осветительной проводки № И032/44 от 15.09.2010 и № И037/51 от 20.10.2010; договоры на монтаж автоматической пожарной сигнализации № 14от 22.03.2010, № 41 от 13.09.2010, № 46 от 01.10.2010.

На основании изложенного, суд делает вывод о том, что Учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа,

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора г. Лабытнанги по пожарному надзору - начальника ОГПН по МО г. Лабытнанги ГПН ГУ МЧС России по ЯНАО от 22.09.2010 № 207 о привлечении Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» к административной ответственности - признать незаконным и отменить полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.


Судья Э.М. Сеитов