АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-5294/2018
07 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 июля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным бездействий, выразившихся в оставлении без рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство объекта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 08.10.2017 ,
от Департамента - ФИО2 по доверенности от 06.10.2017 №6,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект» (далее – заявитель, ООО «Строймонтажпроект») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (далее – Департамент) о признании незаконным бездействий, выразившихся в оставлении без рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство объекта.
В обоснование своего требования заявитель указывает, что Административный регламент мо г. Салехард по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство» (утв. постановлением Администрации г. Салехарда от 30.09.2016 № 449) не содержит оснований для оставления заявления без рассмотрения.
Департамент неправомерно дал оценку подлинности подписи директора Общества в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство, указав, что она не идентична подписи в приказе «О продлении полномочий директора» от 23.10.2017, представленному в его адрес ранее.
Департамент с заявленными требованиями не согласен по тем основаниям, что в направленном уведомлении подпись директора ООО «Строймонтажпроект» ФИО3 разнится с подписью ФИО3 в приказе от 23.10.2007 «О продлении полномочий директора», направленное ранее Обществом.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, возражениях на заявление и отзыве на возражения, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 31.05.2018 ООО «Строймонтажпроект» обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Салехард, мк-рн. Теремки, на земельном участке с кадастровым номером 89: 08:01005:114» № 38-03 от 15.10.2003.
Письмом Департамента от 13.06.2018 исх. № 1201-13/594 заявление ООО «Строймонтажпроект» оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что в представленных ООО «Строймонтажпроект» документах подпись директора Общества не идентична подписи в приказе «О продлении полномочий директора» от 23.10.2017, а также в связи с тем, что отсутствовала доверенность, подтверждающая полномочия представителя.
ООО «Строймонтажпроект» посчитав, что Департамент незаконно не рассмотрел заявление о внесении изменений в разрешение на строительство, обратился с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
В силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
Положениями части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
Частью 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, указанные в частях 21.5 - 21.7, 21.9 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" с указанием реквизитов:
1) правоустанавливающих документов на такие земельные участки в случае, указанном в части 21.5 настоящей статьи;
2) решения об образовании земельных участков в случаях, предусмотренных частями 21.6 и 21.7 настоящей статьи, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
3) градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи;
4) решения о предоставлении права пользования недрами и решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами в случае, предусмотренном частью 21.9 настоящей статьи.
Согласно пункту 21.14 статьи 51 ГрК РФ в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и т.д. принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство.
Пунктом 21.15. статьи 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство:
1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи;
2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.
Таким образом, градостроительным законодательством в отношении разрешения на строительство предусмотрены следующие процессуальные действия: выдача разрешения на строительство, отказ в выдаче разрешения на строительство, прекращение действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, отказ во внесении изменений в разрешение на строительство.
Постановлением Администрации г. Салехарда от 30.09.2016 № 449 утвержден Административный регламент муниципального образования г. Салехард по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство» (далее – Регламент), согласно которому, муниципальная услуга предоставляется департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард.
В соответствии с п. 3.3.2 Регламента при получении комплекта документов, специалист, ответственный за рассмотрение обращения заявителя:
1) устанавливает предмет обращения заявителя;
2) устанавливает наличие полномочий Уполномоченного органа по рассмотрению обращения заявителя;
3) проверяет наличие приложенных к заявлению необходимых документов;
4) проверяет наличие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных в подразделе 2.7.5 настоящего регламента.
В соответствии с п. 2.7.5 Регламента основаниями для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
а) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных подпунктами "а - в" пункта 2.6.6 настоящего Административного регламента, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в пункте 2.6.9 настоящего Административного регламента;
б) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, об образовании земельного участка;
в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 ГрК РФ.
Регламент не содержит оснований для оставления заявления без рассмотрения.
Таким образом, Департамент обязан был рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение о внесении изменений в разрешение на строительство или отказе во внесении указанных изменений.
Основание для оставления без рассмотрения уведомления, в связи с тем, что в представленных ООО «Строймонтажпроект» документах подпись директора Общества не идентична подписи в приказе «О продлении полномочий директора» от 23.10.2017 также, по мнению суда, не является обоснованной.
В направленном заявлении стояла подпись и печать директора Общества, заявление содержало все реквизиты официального документа. Сравнение подписи на подлинность не входит в полномочия специалиста департамента, ответственного за прием и проверку поступивших документов.
Кроме того, Департамент, в случае сомнения в подлинности подписи, не лишен возможности, обратится к заявителю с целью подтверждения факта подписания спорного документа указанным в нем лицом.
На основании изложенного, бездействие Департамента, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО «Строймонтажпроект» о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ЯНАО, город Салехард, мкр. Теремки, на земельном участке с кадастровым номером 89:08:01005:114» подлежит признанию незаконным.
Судом установлено, что при изготовлении резолютивной части решения была допущена опечатка, выразившаяся в отсутствии указания на возврат ООО «Строймонтажпроект» из федерального бюджета излишне уплаченной по платежному поручению от 28.06.2018 № 180 государственной пошлины в размере 3000 рублей.
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Поскольку допущенная ошибка не влечет изменения содержания настоящего решения, суд считает необходимым ее исправить в порядке статьи 179 АПК РФ и излагает резолютивную часть решения с учетом такого исправления.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа,
РЕШИЛ:
бездействие Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, выразившиеся в оставлении без рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ЯНАО, город Салехард, мкр. Теремки, на земельном участке с кадастровым номером 89:08:01005:114» признать незаконным.
Обязать Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 22.12.2008, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, каб. 307) устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.07.2012, адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>).
Взыскать с Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 22.12.2008, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, каб. 307) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.07.2012, адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья
А.В. Кустов