ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-5556/20 от 07.08.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-5556/2020

10 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 августа 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2020 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от 17.06.2020 №140/Н отдела Ноябрьского лесничества Управления лесных отношений,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» - ФИО1 по доверенности от 06.12.2019 года, ФИО2 по доверенности от 06.12.2019 года, ФИО3 по доверенности от 07.12.19,

от административного органа - Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО4 от 08.10.2019 года №305, ФИО5 по доверенности №8 14.01.2020 №8,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Транснефть-Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от 17.06.2020 №140/Н отдела Ноябрьского лесничества Управления лесных отношений.

Определением суда от 07.07.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

04.08.2020 года от административного органа в суд поступил отзыв на заявленные требования, а также копии административного материала.

На 05 августа 2020 года на 10 часов 30 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 05 августа 2020 года на 10 часов 40 минут).

В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.

В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.

Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители административного органа в судебном заседании поддержали доводы ранее представленного в суд отзыва на заявленные требования.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.08.2020 года до 10 часов 00 минут. Судебное заседание по делу продолжено 07.08.2020 года в 10 часов 00 минут.

После перерыва от заявителя в суд поступили дополнительные документы, доказательства, которые приобщены судом к материалам дела.

В судебном заседании по делу, состоявшемся 07.08.2020 года в 10 часов 00 минут, также объявлялся перерыв до 07.08.2020 года до 14 часов 00 минут. Судебное заседание по делу продолжено 07.08.2020 года в 14 часов 00 минут.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Из материалов дела следует, 29 мая 2020 года в ходе патрулирования лесов по маршруту № 2, утвержденному приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2019 № 5221, специалистом 1 категории отдела Ноябрьское лесничество, государственным лесным инспектором автономного округа - государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО6 в квартале № 1900 в выделе № 108 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, выявлен факт нарушения лесного законодательства.

Двигаясь по автомобильной дороге «Сургут - Салехард» от Карамовского поста в направлении границы с ХМАО, с левой стороны от дороги на лесном участке в границах квартала № 1900 в выделе № 108 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества (координатная точка привязки WGS84: 63°08'51,2" с.ш. 74°35'12.1" в.д.) обнаружены две единицы работающей техники: экскаватор HITACHI гос. номер <***> и самосвал MAN гос.номер <***> с опознавательной надписью: «ТРАНСНЕФТЬ».

С помощью указанной техники сотрудниками АО «Транснефть-Сибирь» на лесном участке в квартале № 1900 в выделе № 108 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества (категория лесов: защитные полосы лесов, расположенные вдоль ж/д и а/д; административный район: Пуровский район) проводились работы по перемещению грунта. В результате проводимых работ поврежден верхний почвенный покров на площади 0,0403 га.

Данные обстоятельства были зафиксированы в Акте осмотра лесного участка от 29.05.2020 с приложением фототаблицы, схемы расположения самовольно используемого лесного участка на карте лесонасаждений Ноябрьского лесничества в масштабе 1:500 и каталога координат поворотных точек съемки границ участка, полученных с GPS-навигатора GARMIN 64st.

При камеральной обработке установлено, что указанный лесной участок в пользование никому не предоставлен. Участок граничит с землями, исключенными из состава земель лесного фонда. В непосредственной близости с участком, на котором проводились работы вышеуказанной техникой, находится лесной участок, предоставленный АО «Транснефть-Сибирь» по договору аренды от 17.11.2011 № 261/Л-Н под строительство и эксплуатацию линейных объектов: «Нефтепровод Холмогоры - Клин».

Тем самым, по мнению административного органа, АО «Транснефть-Сибирь» допущен факт самовольного использования лесного участка в квартале № 1900 в выделе №108 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

Усмотрев в действиях АО «Транснефть-Сибирь» признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении Общества составлен административный протокол от 10.06.2020 № 40/Н.

О дате, времени месте составления административного протокола законный представитель Общества был извещен надлежащим образом. Так, 04.06.2020 департаментом в адрес АО «Транснефть-Сибирь» посредством электронной почты направлено уведомление от 03.06.2020 исх. № 272 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ. Уведомление получено обществом 04.06.2020 вх. № 38712.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 10.06.2020 рассмотрение административного дела назначено на 17.06.2020 в 15 ч. 00 мин. О времени месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо было извещено также надлежащим образом. Протокол №40/Н и определение от 10.06.2020 вручены представителю предприятия 10.06.2020, о чем свидетельствуют отметки на последних страницах данных документов.

17.06.2020 года уполномоченным должностным лицомДепартамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено постановление, которым АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 201000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, АО «Транснефть-Сибирь» обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются лесные участки, права пользования ими.

Объективной стороной правонарушения является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Под самовольным занятием лесного участка понимается пользование чужим лесным участком при отсутствии воли собственника этого участка или иного управомоченного на это лица, выраженной в установленном порядке.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 названной нормы строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно пункту 3 Правил использования лесов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила), лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством

Статьей 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления - в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды - в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования - в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (часть 1).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2).

Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, а именно: самовольное занятие лесного участка, расположенного в выделе № 108 в квартале №1900 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества (координатная точка привязки WGS84: 63°08'51,2" с.ш. 74°35'12.1" в.д.). На обследованном лесном участке обнаружены две единицы работающей техники: экскаватор HITACHI государственный регистрационный номер <***> и самосвал MAN государственный регистрационный номер <***> с опознавательной надписью: «ТРАНСНЕФТЬ».

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли, в соответствии с их целевым назначением, подразделяются в том числе, и на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В силу п. 1 ст. 90 ЗК РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В п. 8 ст. 90 ЗК указано, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном названным кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав, в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных санитарно-защитных зонах.

Также, правоотношения в охранных зонах регулируются главой XIX Земельного кодекса РФ. В п.п.2 п.1 ст. 104 Земельного кодекса РФ, в числе целей установления зоны с особыми условиями использования территорий указана безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики. П. 2 данной статьи устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель.

Из приведенных норм можно сделать вывод о том, что охранная зона наделена особым статусом, она не является, в отличии от земельного участка, объектом права, вещью; охранная зона и земельный (лесной) участок - понятия не идентичные; факт нахождения на земельном участке линейного объекта, пролегающего под землей, налагает на данный земельный участок определенный режим его использования.

Кроме того, правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 166-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту "в" Приложения N 1 к вышеуказанному закону, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Трубопроводы, в том числе транспортирующие нефть и нефтепродукты, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.

С целью обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, введены Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. № 9. Данными правилами установлены особые требования как для самих предприятий трубопроводного транспорта, так и для любых организаций и граждан, производящих какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов в связи с наличием у трубопровода статуса объекта повышенной опасности (п.2).

В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 10 августа 2012 года исх. N 11-23/12463 "Об охранных зонах магистральных трубопроводов") "Правила охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9, постановлением Госгортехнадзора России от 23 ноября 1994 года N 61 с учетом дополнений (далее - Правила) применяются для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, бензин и конденсат.

В силу пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов охранные зоны устанавливаются:

- вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.

- вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

В силу пункта 4.5. Правил предприятиям трубопроводного транспорта разрешается, в том числе: подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ. В аварийных ситуациях разрешается подъезд к трубопроводу и сооружениям на нем по маршруту, обеспечивающему доставку техники и материалов для устранения аварий с последующим оформлением и оплатой нанесенных убытков землевладельцам. Если трубопроводы проходят по территории запретных зон и специальных объектов, то соответствующие организации должны выдавать работникам, обслуживающим эти трубопроводы, пропуска для проведения осмотров и ремонтных работ в любое время суток.

Таким образом, предприятиям трубопроводного транспорта разрешается проведение земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов.

Из перечисленных выше положений Правил охраны магистральных трубопроводов следует, что приоритетное значение в пределах охранной зоны магистральных нефтепроводов имеет их использование для целей обеспечения нормальной работы нефтепровода и его охраны.

Пунктами 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.14 "Правил охраны магистральных трубопроводов" по сути установлен публичный сервитут использования земельного участка, на площади которого проходит магистральный нефтепровод, в том числе и в целях его ремонта.

В соответствии с п. 15 Правил при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается:

-повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны;

-захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;

-загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

-проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.

Таким образом, исходя из смысла пункта 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов допускается повреждение растительного покрова и почв в пределах предоставленного участка и соответствующей охранной зоны.

Из приведенных норм следует, что для владельцев, включая собственников земельных участков, входящих в охранные зоны газоснабжения, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации, установлены определенные ограничения, что обязывает таких владельцев соблюдать требования правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. № 9., а также правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878.

Суд отмечает, что нормами Лесного кодекса не предусмотрена выдача специальных разрешений на земельные участки в охранных зонах в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со схемой границ земельных (лесных) участков в районе лесного участка квартала № 1900, выдела № 108 с целью эксплуатации линейных объектов Акционерным обществом «Транснефть - Сибирь» на праве аренды используются следующие земельные и лесные участки:

- земельный участок (земли промышленности и иного специального назначения), общей площадью 3,2298 га под объекты магистрального нефтепровода «Холмогоры- Клин» (основная нитка МН «Холмогоры- Клин», вдольтрассовая ВЛ, ЭХЗ, межпромысловая подъездная дорога, кабель по эстакаде, мачта телемеханизации, КППОУ (камера приёма пуска очистного устройства) МН «Холмогоры- Клин (0-28 км) в соответствии с договором аренды земельного участка от 27 января 2009г. № 6-09 со сроком аренды с 03.12.2008г - по 02.12.2033г.)

- лесной участок в составе земель лесного фонда, общей площадью 87,31 га, предоставленный в аренду под объект «Нефтепровод «Холмогоры- Клин» (0-28,5 км) договором аренды лесного участка, в составе земель лесного в соответствии с договором аренды лесного участка № 261/Л -11 от 17 ноября 2011г.- на срок до 2036 года.

В материалы дела заявителем представлена схема границ земельных (лесных) участков и охранных зон объектов АО «Транснефть-Сибирь», согласно которой зеленым цветом определена граница охранной зоны МП «ФИО7» (25 метров от оси трубопровода с каждой стороны), красным цветом выделена граница охранной зоны узла задвижек МП «ФИО7» МП «Уренгой-Холмогоры» (100 метров вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту).

Из указанной схемы четко видно, что спорый участок земли, в отношении которого административный орган пришел к выводу о самовольном захвате, находится в охранной зоне узла задвижек МП «ФИО7» МП «Уренгой-Холмогоры» (100 метров вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту).

При этом, административный орган не опроверг надлежащими доказательствами факт нахождения спорного участка в охранной (защитной) зоне узла задвижек МП «ФИО7» МП «Уренгой-Холмогоры» (100 метров вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту), более того, представители Департамента в судебном заседании, состоявшемся 07.08.2020 года, пояснили, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть данное обстоятельство, поскольку, в том числе не владеют информацией о конкретных объектах, принадлежащих заявителю и расположенных вблизи спорного участка.

Между тем, как утверждает заявитель и обратное не доказано административным органом, в результате воздействия паводка и обильных осадков существовала угроза обрушения кабельной эстакады и повреждения силового кабеля, обеспечивающего бесперебойное питание Магистрального нефтепровода «Холмогоры - Клин», в связи с чем возникла необходимость в проведении земляных работ по укреплению кабельной эстакады и восстановлению размытых участков подъездной дороги на 0 км. МП «ФИО7».

На проведение земляных работ по укреплению кабельной эстакады и восстановления размытых участков подъездной дороги на 0 км. «ФИО7» в период 29.05.2020-30.05.2020 года начальнику ЛАЭС ФИО8 Ноябрьского УМН НПС «Холмогоры» выдан наряд-допуск №442 от 29.05.2020 года.

Кроме того, заявителем в материалы дела представлены докладная записка начальника НПС «Холмогоры» от 25.05.2020 года, адресованная начальнику филиала «Ноябрьское УМН» АО «Транснефть-Сибирь», в которой сообщалось о том, что в связи с неблагоприятными погодными условиями, в результате воздействия паводка и обильных осадков, возникла угроза обрушения кабельной эстакады на 0 км. магистрального нефтепровода «ФИО7»; с целью исключения аварийных и внештатных ситуаций необходимы выделение автотранспорта для доставки песка с ЛПДС «Пур-Пе» и экскаватора для выполнения работ по восстановлению участков подъездной дороги к камере пуска СОД и укрепления стоек кабельной эстакады.

Также представлены обзорные схемы объекта производства работ, договор поставки, в соответствии с которым производилась поставка ООО «Северэнерго» в адрес заявителя песка, путевые листы на работу транспорта на спорном объекте, товарно-транспортные накладные, товарная накладная, подтверждающие доставку песка на спорный объект работ, журнал регистрации нарядов-допусков на проведение огневых, газоопасных, ремонтных работ и работ повышенной опасности НПС «Холмогоры».

Совокупность указанных доказательств подтверждает факт проведения АО «Транснефть-Сибирь» земляных работ по укреплению кабельной эстакады и восстановления размытых участков подъездной дороги на 0 км. «ФИО7» в период с 29.05.2020 года по 30.05.2020 года.

Фактически в виду наличия угрозы обрушения кабельной эстакады и повреждения силового кабеля, обеспечивающего бесперебойное питание Магистрального нефтепровода «Холмогоры - Клин», обществом в охранной зоне трубопровода проводились срочные земляные работы по укреплению кабельной эстакады и восстановлению размытых участков подъездной дороги на 0 км. МП «ФИО7».

Между тем в нарушение положений ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом данные обстоятельства надлежащим образом не исследованы и документально не опровергнуты; в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности соответствующие выводы не отражены.

Административным органом не приведено аргументированных доводов со ссылкой на нормы действующего законодательства, когда и в каком порядке при установленных фактических обстоятельствах лицо, привлекаемое к ответственности, должно было получить разрешение на использование земельного участка лесного фонда, находящегося в пределах охранной (защитной) зоны опасного промышленного объекта.

Доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения административным органом не представлены. Обстоятельства проведения обществом работ на участках лесного фонда в полном объеме не исследованы, не дана оценка тому факту, что работы проводились именно в охранной зоне.

Кроме того, суд, руководствуясь положениями статьи 2.7 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что заявитель фактически действовал в состоянии крайней необходимости, с целью не допустить обрушения кабельной эстакады и повреждения силового кабеля, обеспечивающего бесперебойное питание Магистрального нефтепровода «Холмогоры - Клин».

В свою очередь, административным органом не исследовался вопрос о том, имелась ли у АО «Транснефть-Сибирь» возможность обращения в адрес уполномоченного органа с заявлением на получение соответствующего разрешения, более того, административный орган не привел норм, в соответствии с которыми установлен соответствующий порядок и сроки обращения в компетентные органы с заявлением на получение необходимого разрешения.

Суд отмечает, что, как правило, процедура получения разрешительных документов в уполномоченных органах носит длительный характер, также имеется вероятность получения отказа в выдаче разрешения, что будет являться препятствием для проведения соответствующих работ. Данные условия являются недопустимыми с позиции обеспечения безопасности, поскольку отсутствие своевременного устранения выявленных недостатков в работе, как трубопровода, так и объектов, обеспечивающих нормальную работу трубопровода, может привести к возникновению аварии и причинению крупного ущерба, в том числе окружающей среде.

Более того, в представленном акте осмотра лесного участка от 29.05.2020г., а также в схеме расположения обследуемого лесного участка на карте лесонасаждений (Приложение № 1 к акту) участок лесонарушения определён по одной координатной точке (WGS-84 63о08'51,7 с.ш. 74°35.12.1 в.д.), что соответственно не может являться подтверждением как указанной в акте площади, так и непосредственного его расположения вне зоны отведённого в аренду АО «Транснефть - Сибирь» земельного участка по договору аренды земельного участка № 6-09/09 от 27 января 2009 года.

Обход лесного участка специалистом Ноябрьского лесничества осуществлялся без представителей Общества, а также без иных свидетелей административного правонарушения, что подтверждается записью в протоколе по делу об административном правонарушении от 10.06.2020г. № 40/Н, в акте отсутствует информация о проведении и фиксировании иных координатных данных по периметру лесного участка, используемого, по мнению административного органа, без наличия правоустанавливающих документов.

В акте натурного обследования отсутствует информация по используемому для съёмки местности навигатору GARMIM «GPSmap 62s», а именно его регистрационный номер, паспорт либо инструкция по применению, подтверждающих дату выпуска данного прибора, внесение его в реестр средств измерений, информация о проведении поверки данного прибора, подтверждающей его исправность и возможность использования для проведения съёмки местности.

Как в протоколе, так и в акте осмотра лесного участка не указаны методы и средства, используемые административным органом при камеральной обработке результатов обследований, в результате которой была определена площадь и границы лесонарушения (повреждения верхнего почвенного покрова) на площади 0,0403 га.

В подтверждение вышеуказанных доводов, специалистами Ноябрьского УМН АО «Транснефть- Сибирь» с использованием программы Google - карты, (программа открытая для всех пользователей и находится в общем доступе, и обладает достаточно высокой степенью достоверности определения местонахождения объектов) была подготовлена схема с указанием места расположения точки привязки 2 (указана звёздочкой на схеме административного органа) WGS84 (63°08'51,2 с.ш. 74°35 12.1 в.д.)- в соответствии со схемой лесного участка приложенной к акту осмотра) и координат указанных в фототаблице (63°08'51,2 с.ш. 74°35 12.1 в.д.).

Указанные снимки в полной мере доказывают тот факт, что точка привязки №2, указанная административным органом на фото № 5 фототаблицы существенно отдалена от точки места расположения, указанной на спутниковой карте Google, в соответствии с которой визуально данная точка находится в границе земельного участка, предоставленного АО «Транснефть- Сибирь» Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района от 27 января 2009г. № 6/09.

Как указывалось выше, основанием для привлечения к административной ответственности за самовольное занятие лесных участков, является занятие лесных участков без законных на то оснований.

Между тем, вопреки доводам заинтересованного лица, по материалам административного дела достоверно установить факт самовольного занятия заявителем спорного лесного участка не представляется возможным.

Суд отмечает, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

Следовательно, применительно к рассматриваемому составу Департамент должен доказать факт самовольного занятия лесных участков или использование указанных участков для возведения построек (строительства), и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; тот факт, что указанное занятие осуществлено именно заявителем, а также наличие вины Общества в таком нарушении.

Проанализировав имеющиеся в деле документы, доказательства, суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления №140/Н от 17.06.2020 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, которым ООО «Транснефть-Сибирь» привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ.

Поэтому суд полагает необходимым отметить оспариваемое по настоящему делу постановление.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 17.06.2020 года №140/Н, принятое в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова