АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-6009/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен марта 2014 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Пожарная безопасность» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Губкинский УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30.09.2013 № 109/4/1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 03.02.2014 № ПБ-17/14, ФИО2 по доверенности от 30.12.2013 № ПБ-327/2013,
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 31.01.2014 № 6.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Пожарная безопасность» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «РН-Пожарная безопасность») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу(далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление, ГУ МЧС России по ЯНАО),о признании недействительным предписания от 30.09.2013 № 109/4/1 выданного ОНД по муниципальному образованию г. Губкинский УНД ГУ МЧС России по ЯНАО.
В обоснование заявленного требования Общество приводит доводы о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность по аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров как ООО «РН-Пожарная безопасность» так и личного состава Управления ПБ и АСР филиала «Сибирь» ООО «РН-Пожарная безопасность».
От заинтересованного лица поступил отзыв (т.1 л.д. 111-113), в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя по тем основаниям, что Общество, согласно заключенному с ООО «РН-Пурнефтегаз» (Заказчик) договору выполняет работы в области пожарной безопасности, а именно – мероприятия по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; осуществляет оперативное реагирование на возникающие пожары (загорания), проводит их тушение и связанные с ними первоочередные аварийно-спасательные работы на объектах Заказчика. Таким образом, по мнению Управления, Общество осуществляет деятельность по проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, при этом ООО «РН-Пожарная безопасность» не аттестовано на право их проведения. Обязанность на проведение аттестации следует из норм Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее по тексту – Закон № 151-ФЗ) и Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту – Закон о пожарной безопасности, Закон № 69-ФЗ), поскольку в соответствии со ст.1 Закона о пожарной безопасности Организация тушения пожаров представляет собой совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а в соответствии со ст. 5 Закона № 151-ФЗ к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются (ч. 2 названной статьи).
От ООО «РН-Пурнефтегаз», привлечённого к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поступили письменные пояснения. Из представленных пояснений следует, что ООО «РН-Пурнефтегаз» имеет договорные отношения со сторонними организациями, в рамках которых обществу оказываются следующие услуги: обслуживание опасных производственных объектов, осуществляющих транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов; поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные разливами нефти и нефтепродуктов на объектах общества; локализация чрезвычайных ситуаций на объектах общества, входящих в зону плана розливов нефти; выполняются работы по ликвидации газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов на объектах общества; участие в разработке и согласований планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Управления с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей заявителя и Управления, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.09.2013 № 109-ЧС, в отношении ООО «РН-Пожарная безопасность» проведена плановая выездная проверка с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности требований в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, в ходе которой установлено нарушение.
По итогам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.09.2013 № 109/4/1.
Предписанием Обществу установлено в срок до 01.02.2014 аттестоваться на право проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. Также в указанный срок необходимо аттестоваться в качестве спасателей личному составу Управления ПБ и АСР филиала «Сибирь» ООО «РН-пожарная безопасность».
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно статье 125 АПК РФ заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно содержать требования заявителя к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также обстоятельства, на которых основаны требования заявителя, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходит из следующего.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации определяет Закон № 151-ФЗ
На основании ст. 5 Закона N 151-ФЗ к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Организация тушения пожаров представляет собой согласно ст. 1 Закона о пожарной безопасности, совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (ч. 2 ст. 1 Закона № 151-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе, на внештатной основе и на общественных началах.
Частью 2 статьи 7 Закона N 151-ФЗ предусмотрено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в том числе в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 151-ФЗ нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из перечисленных выше норм Закона № 151-ФЗ следует, что они не устанавливает безусловную обязанность Общества по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования, при условии того, что ООО «РН-Пожарная безопасность» не занимается видом деятельности, при осуществлении которого такая обязанность возникает.
Управлением, доказательств осуществления со стороны ООО «РН-Пожарная безопасность» видов деятельности при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований не представлено.
Из материалов дела следует, что Общество является держателем лицензии от 25.12.2012 № 3-А/00026 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, тушению лесных пожаров, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (т. 1 л.д. 64-65). Видом работ в рамках указанной лицензии является – тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 69 установлены лицензионные требования при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата): юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность", либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля; индивидуального предпринимателя - высшего или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо иного высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо профессиональной подготовки в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля; г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки); д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта; е) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет; ж) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности; з) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Таким образом, Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 69 также не указывает в качестве лицензионного, требование о наличии в штате лицензиата работников имеющих статус спасателя.
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое предписание возлагает на Общество обязанности не предусмотренные действующим законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными предписание от 30.09.2013 № 109/4/1 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вынесенное Отделом надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Губкинский Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 629008, ЯНАО <...>) в пользу ООО «РН-Пожарная безопасность» (ОГРН <***> ИНН <***>) 2 000,00 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия (изготовления решения в полном объёме) арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru.
Судья Э.М. Сеитов