АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-6097/2013
07 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Управление энергоснабжения и инженерных сетей» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 02.12.2013 № 02-02/9.15/65-2013,
без участия представителей.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие «Управление энергоснабжения и инженерных сетей» (далее по тексту – заявитель, предприятие, МУП «УЭиИС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, антимонопольный орган, Управление ФАС по ЯНАО) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.12.2013 № 02-02/19.8/66-2013.
Заявленные требования мотивированы малозначительностью совершенного правонарушения.
От административного органа поступил отзыв, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Дело рассматривается без участия представителей лиц, участвующих в деле на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в соответствии с которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал его явку обязательной.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18 марта 2014 г. до 15 час. 20 мин. 25.03.2014 г.
Исследовав материалы дела, отзыв, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из реестра организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль Службой по тарифам (услуги по передаче, сбыту (продаже) электрической энергии (мощности)) МУП «УЭиИС» является гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией), производителем электрической энергии, следовательно, является субъектом рынка электрической энергии (гарантирующий поставщик, сбытовая организация, производитель электрической энергии).
Таким образом, предприятие является организацией, на которую распространяется обязанность опубликовывать и размещать информацию, обязанность раскрытия которой закреплена в постановлении Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее по тексту - Стандарты), на официальных сайтах и в официальном печатном издании.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (абзац 2 пункта 1 Стандартов).
Ввиду того обстоятельства, что в адрес Управления ФАС по ЯНАО сведения от МУП «УЭиИС» о месте опубликования информации, указанной в пунктах 9, 15, 20, 22 Стандартов, не поступали, антимонопольный орган уведомлением от 24.10.2013 № ОП/4307 обязал предприятие представить, помимо прочего документально подтвержденную информацию о соблюдении в 2013 году требований Стандартов в части раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (скриншоты с сайта, адреса страниц на сайте, копии периодических печатных изданий и т.п.), доказывающих своевременное и полное размещение всей необходимой информации в 2013 году; информацию и документы, обосновывающие причины непредставления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартом, в антимонопольный орган (л.д.86-89).
В ходе анализа представленного Обществом пакета документов и информации, содержащейся на официальном сайте МУП «УЭиИС» http://mupueis.ru/docum, антимонопольным органом было установлено следующее.
На основании пункта 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) (подпункт "а"); структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 9 (1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию, указанную в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Стандартов годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что вышеуказанная информация МУП «УЭиИС» в 2013 году не размещалась.
Также Управлением ФАС по ЯНАО установлено, что в 2013 году не размещалась следующая информация:
- предусмотренная подпунктом "в" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: о подконтрольных (операционных) и неподконтрольных расходах, включаемых в необходимую валовую выручку, норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактического уровня доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснования причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; об отчете о движении активов, включающем балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; об отчете о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;
- предусмотренная подпунктом "г" пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
- предусмотренная подпунктом "г" пункта 20 Стандартов, а именно энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения.
Согласно пункту 21 Стандартов информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в" (информация об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения), подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год. Информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 настоящего документа, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу. Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Из материалов дела следует, что вышеуказанная информация в 2013 году предприятием не размещалась.
Гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают следующую информацию: предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствующем расчетном периоде, дифференцированные по ценовым категориям, в том числе следующие составляющие расчета предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для первой ценовой категории, учтенные гарантирующим поставщиком при расчете указанного предельного уровня: средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории; средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке; средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке; коэффициент оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории; объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке; величина мощности, соответствующей покупке электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках; суммарная величина мощности, оплачиваемой потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям; объем потребления мощности населением и приравненными к нему категориями потребителей; фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке; объем покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках; суммарный объем потребления электрической энергии потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям, в том числе суммарный объем потребления электрической энергии в отношении потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток; объем потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей; величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), связанная с учетом данных, относящихся к предыдущим расчетным периодам (при наличии такого изменения) (подпункт «б» пункта 22 Стандартов).
Указанная в подпункте "б" пункта 22 настоящего документа информация подлежит опубликованию гарантирующими поставщиками в сроки, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, но не реже одного раза в месяц, по форме согласно приложению к Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Как следует из материалов проверки и официального сайта предприятия следует, что вышеуказанная информация в 2013 году не размещалась.
Согласно пункту 23 Стандартов раскрытия информации гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), раскрывают информацию:
а) об объемах покупки электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии с указанием:
поставщика электрической энергии (мощности);
объемов поставки электрической энергии (мощности) по договору;
цены на электрическую энергию (мощность);
б) о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению (информация подлежит опубликованию на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно).
Указанная информация предприятием в 2013 году также не размещалась.
Нарушение предприятием указанных требований Стандартов (подпункт «б» пункта 9, подпункты «б», «г», «д» пункта 15, подпункты «б»-«д» пункта 20, пункты 22 и 23), послужило основанием для составления административным органом в отношении МУП «УЭиИС» протокола об административном правонарушении от 20.11.2013 № 02-02/9.15/65-2013 и вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 02.12.2013 № 02-02/9.15/65-2013, в соответствии с которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону вмененного предприятию правонарушения образует нарушение субъектом установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21.01.2004, во исполнение Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003, утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Стандартами установлены требования к стандарту информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 3 Стандартов установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Таким образом, порядок и способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, являющихся субъектами естественных монополий, регулируется специальной нормой, в которой прямо указано на необходимость размещать подлежащую раскрытию информацию в печатных средствах массовой информации и на официальных сайтах в сети Интернет, а также по письменному запросу потребителей.
В пункте 9 Стандартов перечислена информация, подлежащая раскрытию субъектами рынков электрической энергии.
Материалами дела подтверждается, установлено судом и не опровергнуто заявителем, что МУП «УЭиИС» не выполнило в полном объеме требования подпункта «б» пункта 9, подпунктов «б», «г», «д» пункта 15, подпунктов «б»-«д» пункта 20, пункты 22 и 23 Стандартов раскрытия информации.
Таким образом, суд находит правильным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, является правильным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом указанной обязанности, не установлено.
Соответственно, событие, вина и, как следствие, состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.
Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Заявленные требования мотивированы малозначительностью совершенного правонарушения.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Отсутствие вредных последствий не является безусловным основанием для признания правонарушения малозначительным.
Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения не представлено, а также не следует из материалов дела.
Правонарушение допущено заявителем в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства.
Суд принимает во внимание социальную значимость охраняемых общественных отношений в данной сфере и считает, что основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Также необходимо указать, что характер и тяжесть совершенного заявителем административного правонарушения были оценены административным органом при рассмотрении дела, в результате чего предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
На основании изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины в рассматриваемом случае судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного муниципального унитарного предприятия «Управление энергоснабжения и инженерных сетей» (ОГРН <***> ИНН <***>) требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru.
Судья
Э.М. Сеитов