ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-6195/13 от 18.06.2014 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-6195/2013

18 июня 2014 года

Резолютивная часть решения изготовлена (объявлена в судебном заседании).

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2014 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Е.В. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Чернуха, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоремонт» (ИНН 8903003575, ОГРН 1028900580730) к государственному казённому учреждению «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901017526, ОГРН 1068901000926), государственному казенному учреждению Тюменской области «Управление капитального строительства» (ИНН 7202180535, ОГРН 1087232002252) о взыскании 2 091 455 рублей 60 копеек, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Тюменской области в лице Правительства Тюменской области (ИНН 7202136720, ОГРН 1057200699423),

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель не явился;

от ответчиков – представитель не явился;

от третьего лица – представитель не явился;

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергоремонт» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному казённому учреждению «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа», государственному казенному учреждению Тюменской области «Управление капитального строительства» о взыскании задолженности за фактическое потребление тепловой энергии в период ноябрь-декабрь 2012 года в сумме 2 091 455 руб. 60 коп.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Государственное казенное учреждение Тюменской области «Управление капитального строительства» (далее - ГКУ ТО «УКС») просило провести судебное заседание без участия его представителя.

Руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает дело по существу в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Государственное казённое учреждение «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - ГКУ «ДКСиИ ЯНАО») представило отзыв на исковое заявление № 637-ДБ от 18.02.2014, в котором требования истца не признало, просит в удовлетворении иска в части предъявленных к нему требований отказать. Считает, что в спорный период расходы по содержанию законченных строительством объектов должно было нести ГКУ ТО «УКС».

От ГКУ ТО «УКС» поступил отзыв № 1358/14 от 07.03.2014, согласно которому оно просит в удовлетворении исковых требований отказать, так как истцом не представлены документы, подтверждающие факт потребления тепла в предъявленном к оплате объёме. ГКУ ТО «УКС» сообщило, что направленные истцом контракты на оказание услуг по теплоснабжению не были им подписаны по причине их подписания неуполномоченным лицом ГКУ «ДКСиИ ЯНАО», а также отсутствия акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и энергоустановок.

Истец представил возражение на отзыв ГКУ ТО «УКС» от 16.04.2014, в котором с его доводами не согласился, на удовлетворении исковых требований настаивает. Сообщил, что объёмы переданной на объекты тепловой энергии были определены им расчётным методом, так как показания приборов учёта в спорный период ответчиками не представлялись. Кроме того, сообщил, что стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифов, установленных приказом Службы по тарифам ЯНАО от 27.12.2011 № 332-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую МУП «Теплоэнергоремонт» и отпускаемую потребителям муниципального образования г. Надым».

Третье лицо свои доводы по исковому заявлению не представило, возражений против удовлетворения требований истца не заявило.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в 2010-2012 г.г. в рамках исполнения мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150 «Сотрудничество», утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 25.10.2004 № 136-пк, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за счёт средств бюджета Тюменской области осуществлялось строительство объектов: «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД», «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД».

В целях организации строительства указанных объектов между ответчиками был заключен государственный контракт № 521/11пр от 16.12.2011 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика, предметом которого является выполнение ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» функций заказчика по выполнению мероприятий, предусмотренных Перечнем объектов, строительство и реконструкция которых проводится за счёт средств областного бюджета на территории Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению № 1 к контракту.

При реализации предмета указанного контракта ГКУ ТО «УКС» является получателем средств областного (федерального) бюджета (пункт 2.1 контракта № 521/11пр от 16.12.2011).

Пунктом 3.1.6 контракта № 521/11пр от 16.12.2011 предусмотрена обязанность ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» заключать трехсторонние государственные контракты (договоры) между ГКУ ТО «УКС», ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и подрядными организациями (поставщиками, исполнителями), определяемыми по результатам размещения заказа в порядке конкурса либо котировки цен на выполнение работ (услуг), для исполнения данного контракта, и дополнительные соглашения к ним, с обязательным указанием, что финансирование работ производится за счёт областного бюджета.

Так, фактически строительство объектов осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «СМУ «Тюменьоблстрой» на основании заключенных с ответчиками государственных контрактов на выполнение подрядных работ по строительству объекта для государственных нужд № 70-П/10 от 14.10.2010, № 0167200003412002475-12-П/12 от 12.07.2012, № 60-П/10 от 20.09.2010, № 0167200003412002473-10-П/12 от 12.07.2012.

Строительные работы были завершены в августе 2012 года, объекты введены в эксплуатацию в октябре 2012 года, что подтверждается подписанными ответчиками и ООО «СМУ Тюменьоблстрой» актами приёмки законченного строительством объекта от 27.08.2012 и от 31.08.2012, разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию №№ RU895002104-39/2012, RU895002104-40/2012 от 26.10.2012.

На построенные объекты было зарегистрировано право собственности Тюменской области: на «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» - 19.12.2012, на объект «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД» - 13.02.2013. Впоследствии, в августе и сентябре 2013 года право собственности на объекты было зарегистрировано за Ямало-Ненецким автономным округом. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права 89АА 140579 от 13.02.2013, 89АА 139561 от 19.12.2012, 89АА 251658 от 13.09.2013 и 89АА 163352 от 20.08.2013.

В августе 2012 года ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» обратилось к истцу с заявлением о заключении договора на поставку тепловой энергии на объекты «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД», «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» (письмо № 4441-АШ от 24.08.2012).

Истец подготовил и направил в адрес ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» проекты трёхсторонних государственных контрактов № 02-139/2012 и № 02-242/2012 сроком действия с 01.09.2012 по 31.12.2012. ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» возвратило истцу подписанные со своей стороны контракты с сопроводительным письмом № 6349-АШ от 26.11.2012, в котором просило также направить контракты для подписания в адрес ГКУ ТО «УКС». Между тем, последнее от заключения контрактов отказалось по причине их подписания неуполномоченным лицом ГКУ «ДКСиИ ЯНАО», а также отсутствия акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и энергоустановок (письмо истца № 4619 от 30.11.2012, письма ГКУ ТО «УКС» №№ 9718/12, 9742/12 от 12.12.2012).

Таким образом, в период с сентября по декабрь 2012 года истец подавал через присоединённую сеть на объекты ответчиков тепловую энергию в отсутствие заключенных сторонами контрактов на оказание услуг по теплоснабжению.

Количество переданной в указанный период тепловой энергии определено истцом расчётным методом. По расчётам последнего на нужды объекта «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД» он передал 889 Гкал. тепловой энергии, на нужды объекта «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» - 715 Гкал.

Стоимость переданных энергоресурсов определена истцом на основании тарифов, утверждённых приказом Службы по тарифам ЯНАО от 27.12.2011 № 332-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую МУП «Теплоэнергоремонт» и отпускаемую потребителям муниципального образования г. Надым».

Согласно расчёту исковых требований общая стоимость потреблённых энергоресурсов составила 2 091 455 руб. 60 коп., в том числе: на нужды детского сада - 1 159 167 руб. 10 коп., на нужды многоквартирного жилого дома – 932 288 руб. 50 коп.

В целях осуществления расчётов истец направлял ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» акты сдачи-приёмки оказанных услуг по теплоснабжению №№ 006940, 006941 от 30.11.2012, №№ 7822, 7823 от 31.12.2012 и счета-фактуры к ним, что подтверждается копиями писем № 4664 от 03.12.2012, № 172 от 16.01.2013, а также копиями уведомления о вручении почтового отправления № 62973657017007 и почтовой квитанции № 01139 от 21.01.2013.

Ответчики подписанные со своей стороны акты сдачи-приёмки оказанных услуг истцу не возвратили, оплату полученных энергоресурсов не произвели. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, регулируются Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Согласно ст. 4 указанного закона субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть, в том числе, государственные органы и органы местного самоуправления.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ установлено, что порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

Как следует из материалов дела, строительство объектов «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД», «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» осуществлялось в рамках реализации областной целевой программы «Сотрудничество».

Согласно пункту 9 раздела 12 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа при заключении Соглашений (Договоров) о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», утверждённого координаторами программы 01.02.2012 (далее – Порядок), затраты на временную эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов либо объектов, работы на которых приостановлены, относящихся к государственной собственности Тюменской области и подлежащих передаче в государственную собственность автономных округов, с момента возникновения затрат, подтверждённых документально, до момента регистрации права собственности Тюменской области возмещаются за счёт средств, предусмотренных в расходах программы «Сотрудничество» на реализацию мероприятий автономных округов.

В силу п. 10 раздела 12 Порядка ГКУ ТО «УКС» является заказчиком по реализации мероприятия «Затраты на временную эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов либо объектов, работы на которых приостановлены».

В соответствии с п. 11 раздела 12 Порядка оплата услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, техническому обслуживанию инженерных систем и охране законченных строительством (реконструкцией) объектов либо объектов, работы на которых приостановлены, производится на основании трёхсторонних государственных контрактов, заключаемых Заказчиками и Заказчиками-застройщиками с ресурсоснабжающей организацией. Порядок оплаты определяется условиями заключенного трёхстороннего государственного контракта.

Расходы на содержание объектов с момента регистрации права собственности Тюменской области до момента регистрации перехода прав собственности автономным округам возмещаются за счёт средств бюджета автономных округов на основании договора хранения, заключаемого между автономными округами в лице уполномоченного органа и Тюменской областью в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области (пункт 14 раздела 12 Порядка).

Принимая во внимание вышеизложенное, расходы по содержанию объектов «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД» и «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» до момента регистрации на них права собственности Тюменской области должно было нести ГКУ ТО «УКС», а после государственной регистрации права собственности Тюменской области - Ямало-Ненецкий автономный округ (при условии заключения договора хранения) либо Тюменская область (при отсутствии договора хранения в силу положений ст. 210 ГК РФ).

На основании ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие, что предложение истца о заключении государственных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению было принято ГКУ ТО «УКС».

Между тем, имеющимися документами подтверждается, что в период с сентября по декабрь 2012 года ГКУ ТО «УКС» пользовалось поставляемыми ему истцом энергоресурсами, но не оплачивало их.

В п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъяснено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, отношения сторон должны рассматриваться как договорные. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

При таких обстоятельствах суд считает, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые § 6 главы 30 ГК РФ об энергоснабжении.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Следовательно, в силу возникшего обязательства и положений закона ГКУ ТО «УКС» должно было оплатить принятую от истца тепловую энергию.

Доводы ГКУ ТО «УКС» о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие факт потребления тепла в предъявленном к оплате объёме, судом рассмотрены и отклонены.

Так, факт подключения объектов «Детский сад на 220 мест, г. Надым, в том числе ПД» и «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД» к тепловым сетям истца подтверждается представленным в материалы дела копиями письма общества с ограниченной ответственностью «СМУ «Тюменьоблстрой» исх. № 228 от 30.08.2012, договора № 02-519/2012 от 30.08.2012 на оказание услуг по теплоснабжению, разрешений на подачу теплоносителя в отопительном сезоне 2012-2013 г.г., актов № 229 от 03.09.2012 и 220 от 04.09.2012 обследования элеваторного узла и установки дросселирующей диафрагмы, актов №№ 297 и 301 о промывке тепловой сети, письма ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» № 6384-АШ от 27.11.2012.

В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В случае отсутствия в точках учёта приборов учёта, неисправности приборов учёта или нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учёта, являющихся собственностью потребителя, допускается осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём (пункт 3 указанной статьи).

Так как показания приборов учёта ответчиками не представлялись, объём переданной на объекты в спорный период тепловой энергии правомерно был определён истцом расчётным методом.

Расчёт истца, произведённый исходя из расчётных часовых тепловых нагрузок, ответчиками не оспорен, контррасчёт количества тепловой энергии, произведённый на основании фактических показаний приборов учёта, не представлен. При таких обстоятельствах доводы ГКУ ТО «УКС» о том, что расчёт истца является ненадлежащим доказательством, суд считает необоснованными и подлежащими отклонению.

В то же время, суд считает, что истцом неправомерно включен в расчёт объём тепловой энергии, переданный в период с 19.12.2012 по 31.12.2012 на нужды объекта «Многоквартирный жилой дом г. Надым, в том числе ПД».

Учитывая, что право собственности Тюменской области на данный объект было зарегистрировано 19.12.2012, начиная с этой даты обязанности ГКУ ТО «УКС» как заказчика по реализации мероприятия «Затраты на временную эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов либо объектов, работы на которых приостановлены» прекратились.

Согласно расчёту истца всего в декабре 2012 года на нужды многоквартирного жилого дома передана тепловая энергия на сумму 336 406 руб. 20 коп. Соответственно стоимость переданной в период с 01.12.2012 по 18.12.2012 тепловой энергии составляет 195 332 руб. 63 коп. (336 406 руб. 20 коп./31 день?18 дней), стоимость подлежащей оплате ГКУ ТО «УКС» тепловой энергии по данному объекту за период с 01.09.2012 по 18.12.2012 составляет 791 214 руб. 93 коп., стоимость подлежащей оплате ГКУ ТО «УКС» тепловой энергии по двум объектам составляет 1 950 382 руб. 03 коп. (791 214 руб. 93 коп. + 932 288 руб. 50 коп.).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд удовлетворяет требование истца о взыскании ГКУ ТО «УКС» задолженности в размере 1 950 382 руб. 03 коп.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска, в связи с чем с ГКУ ТО «УКС» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 31 200 руб. 51 коп., с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 256 руб. 77 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоремонт» (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 3, корп. 2, дата регистрации 12.04.2000, ОГРН 1028900580730, ИНН 8903003575) удовлетворить частично.

Взыскать с государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» (ИНН 7202180535, ОГРН 1087232002252) в пользу муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоремонт» (ИНН 8903003575, ОГРН 1028900580730) задолженность в размере 1 950 382 рублей 03 копеек.

В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоремонт» (ИНН 8903003575, ОГРН 1028900580730) к государственному казённому учреждению «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901017526, ОГРН 1068901000926) отказать.

2. Взыскать с государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» (625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Новгородская, д. 10, дата регистрации 25.01.2008, ИНН 7202180535, ОГРН 1087232002252) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 31 200 рублей 51 копейки.

3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоремонт» (ИНН 8903003575, ОГРН 1028900580730) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 256 рублей 77 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

Е.В. Антонова