АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-6212/2015 |
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Лисянского Д.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Северянка» (ОГРН 1138905001971ИНН 8905055480) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.11.2015 № 410/15,
установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Северянка» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «Северянка») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – административный орган, Департамент) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.11.2015 № 410/15.
Заявленное требование мотивировано тем, что на момент вынесения оспариваемого постановления нарушение было устранено.
Определением суда от 08.12.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.
От административного органа поступил отзыв на заявление, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.
Из материалов дела следует, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, отзыв, возражения на отзыв, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от 22.10.2015 № 1657-од в отношении ООО «Северянка» по месту фактического осуществления деятельности: г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д. 22, проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля по факту нарушения лицензиатом лицензионных требований. Поводом для проведения проверки послужила жалоба гражданина на нарушение лицензиатом обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что с 01.05.2015 управление многоквартирным домом № 22 по адресу: г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, осуществляет ООО «Северянка» на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений указанного многоквартирного дома. Деятельность по управлению многоквартирным домом ООО УК «Северянка» осуществляет на основании лицензии № 089-000049 от 29.04.2015, выданной Департаментом.
В обращении гражданки, послужившим основанием для проведения проверки, было указано на неудовлетворительную работу полотенцесушителя в ванной комнате.
В квартире № 16 установлен полотенцесушитель - отопительный прибор (трубчатый радиатор), предназначенный для обогрева помещений и присоединен к общей системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, по схеме, обеспечивающей постоянное обогревание их водой из системы горячего водоснабжения многоквартирного дома, в связи с этим на данное устройство распространяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и санитарные нормы российского законодательства (СанПин 2.1.4.2496-09): температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
По данному обращению ООО «Северянка» не предоставлены какие-либо температурные замеры параметров горячего водоснабжения, акты осмотра общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д. 22, либо акты об отказе в допуске в жилое помещение № 16 в целях проведения осмотров на предмет нарушения работы полотенцесушителя.
Заявителем к обращению приложено заявление № 700-П от 29.09.2015, в котором отражен факт нарушения работы полотенцесушителя, неравномерный прогрев.
При повторной заявке в аварийно-диспетчерскую службу от 28.10.2015 наряд задание № 7 от 28.10.2015 ООО «Северянка» выявлено, что нарушена циркуляция горячего водоснабжения в полотенцесушителе квартиры № 16 (забит). Информациия по восстановлению циркуляции горячего водоснабжения полотенцесушителя (прочистке) в квартире № 16 ООО «Северянка» не предоставлено.
На основании установленных обстоятельств Департамент пришел к выводу, что ООО «Северянка» не организовано надлежащее рассмотрение поступивших заявок о неисправности работы полотенцесушителя, а также проведение мероприятий по ее выполнению, не произведен осмотр общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
29.10.2015 инспектором Департамента произведены замеры температуры горячей воды в точке водоразбора в квартире заявителя, по результатам которых установлено следующее.
Результаты измерений
Наименование помещения, точка измерения | Измеряемый параметр, единица измерения | Нормативная величина измеряемого параметра | Фактическая величина |
Квартира № 16, смеситель в ванной | Температура горячей воды, ºС | Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Независимо от применяемой системы температура должна быть не ниже 60°С и невыше 75°С | 48,6 ºС |
09.11.2015 инспектором Департамента произведены замеры температуры горячей воды в точке водоразбора в квартире заявителя, по результатам которых установлено следующее.
Результаты измерений
Наименование помещения, точка измерения | Измеряемый параметр, единица измерения | Нормативная величина измеряемого параметра | Фактическая величина |
Квартира № 16, смеситель в ванной | Температура горячей воды, °С | Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Независимо от применяемой системы температура должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С | 51,9 °С |
Квартира № 16, полотенцесушитель в ванной | Температура, °С | Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Независимо от применяемой системы температура должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С | 38,3 °С |
Индивидуальный тепловой пункт, ввод горячего водоснабжения | Температура, °С | Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Независимо от применяемой системы температура должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С | 55,6 °С |
Таким образом, установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора в ванной комнате квартиры заявителя на дату проверки не соответствует нормативным требованиям. Заявлений о низкой температуре горячего водоснабжения в адрес ООО «Северянка» от заявителя не поступало.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 10.11.2015 № 1657.
Нарушение Обществом обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 22 по ул. Изыскателей г. Ноябрьска, а именно неорганизация надлежащего рассмотрения заявки о неисправности общего имущества (полотенцесушителя в квартире № 16), в том числе необеспечение равномерного прогрева полотенцесушителя в квартире № 16 с момента поступления заявления о неисправности с 29.09.2015, послужило основанием для возбуждения Департаментом 20.11.2015 в отношении ООО «Северянка» производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении № НО-140.
По факту нарушения Обществом требований пунктов 5.3.1, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункта 2.1.1 договора управления МКД от 01.05.2015 № б/н Департамент вынес в отношении Общества постановление по делу об административном правонарушении от 26.11.2015 № 410/15, в соответствии с которым ООО «Северянка» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).
В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.2 Правил № 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, предусмотрено, что к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится, в том числе восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 22 по ул. Изыскателей в г. Ноябрьске находится в управлении ООО «Северянка» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015, заключенного с собственниками помещений указанного многоквартирного дома.
Заключив договор управления многоквартирным домом, Общество в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами административного дела подтверждается факт нарушения Обществом требований Правил № 170 и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Как правомерно указано заинтересованным лицом, устранение Обществом нарушения на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
ООО «Северянка» 29.04.2015 года получило лицензию № № 089-000049 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.3 указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса РФ положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение № 1110).
Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
ООО «Северянка» как организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляет данную предпринимательскую деятельность на основании лицензии от 29.04.2015.
Согласно пункту 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения № 1110.
Поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункт 3 Положения № 1110), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
Квалификация Департаментом действий ООО «Северянка» по статье 7.22 КоАП РФ в рассматриваемом случае неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
При таких обстоятельствах принятое административным органом постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
постановление Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 26.11.2015 № 410/15 признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru.
Судья Д.П. Лисянский