ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-6265/09 от 19.02.2010 АС Ямало-Ненецкого АО



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард Дело № А81-6265 /2009

19 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Каримова Ф.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Каримовым Ф.С., рассмотрев в судебном заседании дело заявлению закрытого акционерного общества «Роспан Интернешнл» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решение налогового органа от 05.10.2009 № 2.3-15/ 20051 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы регулярных платежей и обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченных ЗАО «Роспан Интернешнл» регулярных платежей за пользование недрами в размере 3 883 022 рубля 50 копеек,

при участии

от заявителя: представитель Амади Р.А. по доверенности от 15.12.2009 г. № 164

от ответчика: представители Вязович В.О. по доверенности от 09.02.2010 № 2.2.-11/02097; Медведев М.В. по доверенности от 21.12.2009 г. № 2.2-11/25415

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Роспан Интернешнл» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) от 05..10.2009 № 2.3-15/20051 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы регулярных платежей и обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченных платежей за пользование недрами в размере 3 883 022 рубля 50 копеек.

Заявитель, оспаривая указанный ненормативный правовой акт, указывает, что он не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах.

Ответчик требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление ЗАО «Роспан Интершешнл» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 23.07.2009 Общество направило в адрес Инспекции уточненные расчеты регулярных платежей за пользование недрами за 1-4 кварталы 2006 г., в которых заявлены к уменьшению ранее начисленные суммы платежей

В связи с указанным уменьшением у Общества образовалась переплата по регулярным платежам за пользование недрами в размере 3 883 022 рубля.

Переплата в размере 3 260 510 рублей налоговым органом не оспаривается, что подтверждается результатами проведенной совестной между налогоплательщиком и Инспекцией сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам согласно акту № 3278 от 20.08.2009 г.

Расхождения переплаты в размере 622 512 рублей за 1 квартал 2006 г. заявитель объясняет тем, что у Общества отсутствовала недоимка по платежам за пользование недрами согласно акту сверки по состоянию на 01 января 2009 года

Согласно методическим указаниям по заполнению акта сверки расчетов налогоплательщика, плательщика сборов, взносов, налогового агента по форме № 23 (полная), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138 @, выявленные расхождения анализируются и по строке «В результате проведенной сверки расчетов выявлены следующие расхождения» указывается, по каким показателям выявлены расхождения.

По строке «Объяснение причин расхождений» указываются причины расхождений данных налогоплательщика и налогового органа, по строке «Предложения налогового органа» - предложения по устранению расхождений.

В судебном заседании представитель налогового органа пояснить причину расхождений не смог.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для приятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на этот орган.

Общество, приведя свои расчеты по уплате регулярных платежей за пользование недрами, привел расчеты, из которых следует, что переплата составляет 3 883 022 рубля.

В подтверждение вышеуказанной суммы заявителем представлены платежные поручения № 4183 на сумму 1 319 841, 55 рублей, № 4184 на сумму 1 609 614, 06 рублей, № 4193 на сумму 1 148 786 рублей.

Суд считает, у Общества имелась переплата суммы регулярных платежей за пользование недрами в размере 3 883 022 рубля, что подтверждается представленным заявителем расчетом регулярных платежей за 2006 год, платежными поручениями на их уплату, отсутствием у Общества недоимки по платежам за пользование недрами согласно акту сверки по состоянию на 01 января 2009 и другими материалами дела.

28.11.2009 г. в налоговый орган поступило заявление ЗАО «Роспан Интернешнл» о признании незаконным решения № 2.3-15/20051 от 05.10.2009 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы регулярных платежей в размере 3 883 022 рубля

Решением №2.3-15/20051 от 05.10.2009 года налоговый орган отказал Обществу в осуществлении возврата указанной суммы, поскольку положения статей 78,79 Налогового кодекса РФ к регулярным платежам за пользование недрами не применимы.

Инспекция в обоснование своего отказа в возврате Обществу 3 883 022 рубля, ссылаясь на положения Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», указывает на невозможность применения статей 78, 79 Налогового Кодекса РФ к регулярным платежам за пользование недрами. При этом Инспекция ссылается на положения Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и считает, что регулярные платежи за пользование недрами относятся к неналоговым доходам.

Кроме того, налоговый орган указывает, регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», который не является актом о налогах и сборах и налоговые органы при приятии решения о зачете или возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора, пени или штрафа по письменному заявлению налогоплательщика руководствуются Налоговым кодексом РФ.

Общество в подтверждение своих требований, ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", письмо ФНС России от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2, п. 2 ст. 160.1 Бюджетного Кодекса РФ, указывает, что администратором регулярных платежей за пользование недрами является Федеральная налоговая служба.

Доводы Общества подтверждается нормами Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующие возврат излишне уплаченных платежей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов. Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени установлен в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137 ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В данном случае, суммы регулярных платежей за пользование недрами были уплачены Обществом в бюджет в октябре 2006 года, соответственно данные суммы возвращаются Обществу в порядке, действовавшем до внесения указанных изменений в статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части 1 Налогового кодекса РФ» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Перечень налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, установлен статьями 19 -21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». В частности, платежи за добычу полезных ископаемых предусмотрены в составе платежей за пользование природными ресурсами, указанными в подпункте «и» пункта 1 статьи 19 данного Закона, и относятся к федеральным налогам и сборам. В соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации «О недрах», действовавшего в спорный период, при пользовании недрами производятся платежи за пользование недрами и другие платежи и налоги, предусмотренные законодательством. Платежи за пользование недрами установлены и введены статьями 39, 41 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992, то есть до 1 января 1999 года и введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, платежи за пользование недрами относятся к налогам в силу указанных выше действующих норм, в силу чего нормы статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к данным платежам подлежит применению.

Таким образом, налоговый орган неправомерно отказал в возврате ЗАО «Роспан Интернешнл» излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в размере 3 833 022 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление закрытого акционерного общества «Роспан Интернешнл» удовлетворить.

Признать недействительным решение № 2.3-15/20051 от 05.10.2009 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в возврате закрытому акционерному обществу «Роспан Интернешнл» излишне уплаченной суммы регулярных платежей в сумме 3 883 022 рубля.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу возвратить закрытому акционерному обществу «Роспан Интернешнл» излишне уплаченные регулярные платежи за пользование недрами в размере 3 883 022 рубля.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу закрытого акционерного общества «Роспан Интернешнл» государственную пошлину в размере 32 915 рублей 11 копеек, уплаченные по платежным поручениям № 9368 от 23.10.2009 и № 198 от 20.11.2009.

На заявление может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Арбитражного суда ЯНАО: Ф. С. Каримов