АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-6321/2010
19 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Д.П. Лисянского, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Г. Осиповой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования Приуральский район к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании пунктов 1,3, 4, 5 предписания от 08.12.2010 №3 незаконными,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 11.01.2010 №4, ФИО2 по доверенности от 25.02.2011 №20;
от ответчика - ФИО3 по доверенности от 01.02.2011 №109,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Приуральский район обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания от 08.12.2010 №3.
В обоснование заявленных требований заявитель приводит доводы о том, что ГУ МЧС России по ЯНАО было отказано Администрации муниципального образования Приуральский район в согласовании плана гражданской обороны ввиду отсутствия в нем предусмотренного методическими рекомендациями раздела Организация защиты персонала и членов их семей, однако, указанный раздел плана гражданской обороны не разрабатывается в соответствии с отсутствием потребности в защитных сооружениях, в средствах индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей. Указывает, что территория муниципального образования Приуральский район относится к безопасным территориям и проведение эвакуации населения и материально-технических и культурных ценностей за пределы района не планируется, в соответствии с уровнем угроз планы эвакуации и эвакуационные комиссии разрабатываются и создаются в органах местного самоуправления поселений. Считает, что в перечень объектов разрабатывающих планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и перечни потенциально опасных объектов ЯНАО, неправомерно включены объекты жизнеобеспечения.
До рассмотрения дела по существу от заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит дополнить заявленные требования, просит признать пункт 3 предписания №3 от 08.12.2010 незаконным, основывая требование тем, что в реестре муниципальной собственности Приуральский район объекты защитных сооружений не значатся и муниципальной собственностью не являются, считает, что работа по повышению готовности защитных сооружений не может финансироваться из дотационного бюджета.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает уточнение заявленных требований.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по пожарному надзору от 08.11.2010 года №5 Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО в период с 22.11.2010 по 17.12.2010 была проведена внеплановая проверка в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС органами местного самоуправления МО Приуральский район, на предмет выполнения пунктов предписания №2 от 21.04.2010.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
1. План гражданской обороны муниципального образования Приуральский район не соответствует предъявляемым требованиям, так как в плане не учтены и не оформлены рекомендованные приложения. План ГО не согласован и не утвержден в установленном порядке. Графические документы Плана ГО требуют переработки. Планирование первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или в следствии этих действий водой, тепло- и электроэнергией не осуществляется.
2. Не разработан план совершенствования учебно-материальной базы муниципального образования. Учебно-консультативный пункт функционирует нерегулярно. Организационные и планирующие документы разработаны не в полном объеме. Контроль за обучением со стороны органов местного самоуправления не производится.
3.Работа по повышению готовности защитных сооружений в муниципальном образовании не организована. Вопросы предоставления установленным группам населения защитных сооружений в плане гражданской обороны и приложения к плану не спланированы. Контроль за поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в установленные сроки в имеющихся защитных сооружениях не организован.
4.Постановление о создании эвакуационной комиссии Приуральского района, определяющего ее состав. Группы управления, утверждающее положение об эвакуационной комиссии отсутствует. Функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии не разработаны и не утверждены.
5. Не разработан и не согласован план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования Приуральский район.
По итогам проверки составлен акт проверки и выдано предписание от 08.12.2010 №3 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Полагая, что пункты 1, 3, 4, 5 предписания не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, Администрация муниципального образования Приуральский район обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанных пунктов незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении дел о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий и подлежит проверке: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон №28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определено, что ведение гражданской обороны осуществляется в том числе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 5, 6 Приказа МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования Приуральский район был разработан «План гражданской обороны муниципального образования Приуральский район» представлен на согласование в ГУ МЧС России по ЯНАО, указанный план рассмотрен и направлен главе муниципального образования Приуральский район для дальнейшей доработки, так как по результатам рассмотрения были выявлены замечания, согласование которых не представлялось возможным.
Пунктом 1 предписания №3 от 08.12.2010 Администрации муниципального образования Приуральский район предписано переработать план гражданской обороны в соответствии с ранее доведенными требованиями руководящих документов. Однако в указанном пункте предписании №3 Главным правлением МЧС России по ЯНАО конкретно не указано, какие действия должен совершить заявитель в целях устранения нарушения. Суд считает недопустимым выявление смысла ненормативного акта путем сопоставления его текста с иными документами, в которых орган государственного контроля (надзора) выявил факт нарушения. Положения ненормативного акта не должны содержать формулировок, не позволяющих однозначно определить, какие именно действия необходимо совершить лицу в целях прекращения нарушения в области гражданской обороны, так как неисполнение нарушителем таких ненормативных актов ввиду их неясности приведет к применению в отношении последнего соответствующих санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный суд считает пункт 1 предписания от 08.12.2010 №3 незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны самостоятельно поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
При этом, согласно Порядку содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального района Приуральский район имеются объекты защитных сооружений, что подтверждается паспортами противорадиационного укрытия №прр/154-003-88, №прр/152-001-88, №прр/153-002-88, а также обязанность указанная в пункте 3 предписания №3 установлена законом.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что в реестре муниципальной собственности Приуральского района объекты защитных сооружений не значатся и муниципальной собственностью не являются, поскольку объекты защитных сооружений расположенных на территории муниципального образования Приуральский район, согласно представленным документам, являются неотъемлемыми частями объектов, которые находятся в собственности муниципального образования Приуральский район.
Кроме того, суд считает необоснованной ссылку заявителя на Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.2009 №1309, поскольку указанным постановлением утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктом 3 предписания ГУ МЧС России по ЯНАО не обязывает Администрацию муниципального образования создавать новые убежища или иные объекты гражданской обороны.
На основании изложенного, суд считает пункт 3 предписания №3 от 08.12.2010 законным и обоснованным.
Оспаривая пункт 4 предписания, в соответствии с которым на муниципальное образование Приуральский район возложена обязанность определить порядок создания эвакуационной комиссии Приуральского района, состав, группы управления, разработать и утвердить функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии, заявитель указывает, что в соответствии с уровнем угроз планы эвакуации и эвакуационные комиссии разрабатываются и создаются в органах местного самоуправления поселений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны самостоятельно проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
В соответствии с пунктом 15 Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: 15.3 По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: «создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава».
Постановлением Администрации ЯНАО от 31.07.2009 №425-А «Об организации и проведении эвакуационных мероприятий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе рекомендовано создать эвакуационные комиссии муниципальных образований.
Следовательно, на муниципальное образование Приуральский район правомерно возложена данная обязанность, пункт 4 предписания №3 от 08.12.2010 является законным и обоснованным.
В соответствии с Правилами организации Мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240, настоящие Правила, разработанные в соответствии с Нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов; в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 №621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» предусмотрено, что в территориальных подсистемах РСЧС, создаваемых в субъектах Российской Федерации, разрабатываются Планы КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Планы КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Пунктами 28, 29 указанных правил предусмотрено, что КЧС органов местного самоуправления разрабатывают Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС на основании Планов и Календарных планов организаций местного уровня по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России. План утверждается территориальным органом МЧС России по субъекту Российской федерации и КЧС органа местного самоуправления, КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают Планы территориальных подсистем РСЧС на основании Планов органов местного самоуправления, Планов и Календарных планов организаций территориального уровня, а также соответствующих Планов звеньев функциональных подсистем РСЧС. Планы территориальных подсистем РСЧС согласовываются с региональными центрами, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и МЧС России.
Действия этих правил распространяется на организации, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, основано на нормах вышеназванных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997№116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно представленной ГУ МЧС России по ЯНАО выписке из перечня организаций, имеющих опасные производственные объекты, разрабатывающих планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории Приуральского района существуют организации, разработавшие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления вменено утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
Кроме того, в полномочия органов местного самоуправления входит организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в том числе и связанных с разливом нефти и нефтепроцуктов.
Органам местного самоуправления необходимо вести учёт организаций (объектов), создающих реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, организовывать и проводить мероприятия по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и связанных с разливами нефти и нефтепродуктов.
На основании изложенного, суд считает пункт 5 предписания №3 от 08.12.2010 законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах требование заявителя подлежат частичном удовлетворению.
Судебные расходы по делу не распределяются, поскольку заявитель и ответчик в силу пп.1.1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование Администрации муниципального образования Приуральский район удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 1 предписания от 08.12.2010 №3, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу Администрации муниципального образования Приуральский район.
В удовлетворении остальной части требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.
Судья
Д.П. Лисянский