АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г. Салехард | Дело № А81-6799/2022 |
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., рассмотрев ходатайство Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу о составлении мотивированного решения по настоящему делу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.
От арбитражного управляющего поступил отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявления Управления Росреестра отказать по изложенным в отзыве доводам.
По результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения по настоящему делу вынесена судом 04.07.2022.
Управление Росреестра обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
В связи с чем, суд составил настоящее мотивированное решение.
Как следует из материалов дела, Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 12/89-22, возбужденного определением от 23.03.2022 по жалобе ФИО2 на действия (бездействие) финансового управляющего ФИО3 (далее - Должник) ФИО1, установлено следующее.
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» в лице Новоуренгойского отделения № 8369 ПАО Сбербанк обратилось 22.11.2019 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ФИО3 (дело № А81-10645/2019).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2019 заявление ПАО «Сбербанк России» принято к производству.
Определением суда от 13.02.2020 заявление ПАО «Сбербанк России» признано обоснованным, в отношении ФИО3 введена процедура реструктуризации его долгов.
Финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО1 ((ИНН <***>), член Ассоциации арбитражных управляющих «Синергия». Сведения о введении процедуры реструктуризации долгов должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» 22.02.2020.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.06.2020 ФИО3 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.
Финансовым управляющим утверждена ФИО1 ((ИНН <***>, номер в государственном реестре арбитражных управляющих № 18929, адрес для корреспонденции: 625005, <...>), член Ассоциации арбитражных управляющих «Синергия» (350063, <...>).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.10.2021 процедура реализации имущества в отношении ФИО3 завершена, Должник освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
В ходе административного расследования у арбитражного управляющего ФИО1 истребованы письменные пояснения по фактам указанных нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), с приложением необходимых документов, подтверждающих изложенные доводы.
В Управление 23.03.2022 от арбитражного управляющего ФИО1 поступили возражения на жалобу ФИО2 и документы
Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 12/89-22, возбужденного определением от 23.03.2022 по жалобе ФИО2 на действия (бездействие) финансового управляющего ФИО3 (далее - Должник) ФИО1, установлено следующее.
Должностное лицо Управления Росреестра, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного 23.03.2022 на основании жалобы ФИО2, и обнаружив достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения в отношении конкурсного управляющего ФИО1, установило факт нарушения в действиях арбитражного управляющего ФИО3 ФИО1 п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в части опубликования сведений о поступлении требований кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также п. 3 и п. 4 ст. 20.3, п. 5 ст. 213.7 Закона о банкротстве в части опубликования персональных данных гражданина (должника) и представителя кредитора, а именно паспортных данных.
Неисполнение обязанностей свидетельствует о недобросовестном отношении ФИО1 к исполнению своих обязанностей, возложенных Законом о банкротстве на конкурсного управляющего при проведении процедуры конкурсного производства, нарушает права кредиторов.
Следовательно, арбитражный управляющий ФИО1 при исполнении обязанностей конкурсного управляющего Общества нарушил требования пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве в части неисполнения обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно, в интересах должника, кредиторов и общества.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение любых норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является, в том числе, арбитражный управляющий.
Норма части 3 статьи 14.13 КоАП РФ носит отсылочный (или бланкетный) характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
При этом состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть наступление каких-либо общественно опасных последствий, в том числе нарушение прав кредиторов и причинение им ущерба, для привлечения к административной ответственности не требуется.
Закон №127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона №27-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в отсутствии умысла причинить вред кредиторам, должнику и обществу.
Неисполнение предусмотренных Законом №127-ФЗ обязанностей и полномочий порождает событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, арбитражному управляющему вменяется в вину нарушение п. 2 и п. 5 ст. 213.7, п. 3 и п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I-VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с главой X Закона о банкротстве, опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В статье 213.8 Закона о банкротстве указано, что требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве. Следовательно, отсутствует обязанность по опубликованию уведомления о получении требования кредитора.
В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина; о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства; о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина и об основании для прекращения такого производства; об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего; об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым -седьмым пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; о проведении собрания кредиторов; о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов; о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств; о завершении реструктуризации долгов гражданина; о завершении реализации имущества гражданина; о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии); иные предусмотренные параграфом 1.1 главы X Закона о банкротстве сведения.
Нормы параграфа 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» главы X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве прямо не устанавливают обязанности финансового управляющего по опубликованию в ЕФРСБ сообщений о получении требований кредитора должника.
Между тем, согласно п. 5 определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого округа от 18.03.2020 по делу о банкротстве ФИО3 №А81-10645/2019, суд определил «Финансовому управляющему представить отзыв и доказательства публикации сведений о поступившем требовании в ЕФРСБ».
Таким образом, опубликование в ЕФРСБ сообщений о получении требований кредитора должника финансовым управляющим ФИО3 — ФИО1 осуществлено во исполнение определения суда в рамках дела о банкротстве, и не может свидетельствовать о нарушении п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве.
Довод административного органа о том, что в результате незаконных действий финансового управляющего конкурсная масса необоснованно уменьшилась на сумму стоимости публикации сообщения в ЕФРСБ, что нарушило права и законные интересы должника и кредиторов, поскольку эти денежные средства могли и должны были пойти на погашение задолженности перед кредиторами (в том числе и по текущим платежам), судом также отклоняется, как необоснованный и не подтвержденный документально.
Более того, текущие требования в процедуре банкротства ФИО3 были погашены. Конкурсные кредиторы в рамках дела о банкротстве ФИО3 не обращались с требованиями о признании действий финансового управляющего незаконными, не взыскивали с финансового управляющего убытки в размере стоимости указанной публикации сообщения на ЕФРСБ, процедура банкротства завершена
В связи с чем, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом нарушения ФИО1 п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в части опубликования сведений о поступлении требований кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
В части нарушения п. 3 ст. 20.4, п. 5 ст. 213.7 Закона о банкротстве суд установил следующее.
В сообщении ЕФРСБ № 5436338 от 05.09.2020г. размещен Протокол результатов собрания кредиторов должника. В указанном протоколе содержатся паспортные данные ФИО3 с указанием серии, номера и органа, выдавшего паспорт.
В пункте 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве указано, что идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).
Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Обработка персональных данных, содержащихся в идентифицирующих сведениях, осуществляется в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.
Идентифицирующие сведения подлежат указанию гражданином, финансовым управляющим и арбитражным судом во всех документах и судебных актах, связанных с банкротством гражданина, в том числе при размещении текстов судебных актов в сети «Интернет».
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 (ред. от 28.07.2004) «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» также установлено, что арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица.
Пунктом 13. ст. 213.8 Закона о банкротстве РФ установлено: «При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов».
Таким образом, законом установлена прямая обязанность указывать в протоколе паспортные данные гражданина, не исключая гражданина-участника собрания кредиторов, а также разместить такой протокол в ЕФРСБ.
В отношении довода о публикации в Протоколах результатов собрания кредиторов должника паспортных данных представителя кредитора ПАО «Сбербанк России» суд установил следующее.
Пунктом 3 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 152 персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых е использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая распространение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152 обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным законом. Обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 152 согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (ч. 3 ст. 9 Закона № 152).
Пунктом 7 части 4 данной статьи установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, возможность/невозможность размещения таких данных является согласие субъекта персональных данных.
Из материалов дела следует, что представители, принимавшие участие в собрании кредиторов, были ознакомлены и оставили подпись в журнале регистрации участников собрания кредиторов, в котором отражены их данные, и который направляется в материалы банкротного дела, доступные для всех участников дела о банкротстве, а также ознакомлены с самим протоколом собрания кредиторов, что подтверждает их согласие на раскрытие персональных данных третьим лицам – согласие ФИО3 от 01.04.2020, согласие ФИО4 от 10.04.2022.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание наличие согласия ФИО3 и ФИО4 от 01.04.2020 на обработку персональных данных, в том числе паспортных данных, с разрешением на размещение сведений в ЕФРСБ, суд не усматривает нарушения арбитражным управляющим п. 3 ст. 20.4, п. 5 ст. 213.7 Закона о банкротстве.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях арбитражного управляющего ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Отсутствие (недоказанность) события вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает привлечение к административной ответственности и влечет отказ в удовлетворении требования Управления Росреестра.
Исходя из изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 168-171, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.
Судья | А.В. Кустов |