ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-6856/2023 от 08.08.2023 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-6856/2023

09 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 августа 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 09 августа 2023 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ругиной В.В., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества «Тепло-энергетик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предписания от 26.05.2023 №1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" – Подсадная О.Н. по доверенности от 09.12.2022 года (выдана сроком до 31.12.2023 года, диплом ВСВ 1045713 от 19.06.2005 года),

от заинтересованного лица - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО1 по доверенности №29 от 27.07.2023 года,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тепло-энергетик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предписания от 26.05.2023 №1.

03.08.2023 года от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в суд поступил отзыв на заявление, в котором Департамент с доводами заявления не согласен, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

На 08 августа 2023 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 08 августа 2023 года на 10 часов 10 минут).

В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.

В предварительное судебное заседание явились стороны.

Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы отзыва на заявленные требования, представил суду копии актов сверок и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основании решения № 26-пр от 24.04.2023 в период с 15.05.2023 по 26.05.2023 Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении Открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в ЕРКНМ: 89231108900003598421).

В ходе проверки Департаментом выявлено нарушение ст.ст. 2, 13 Закона о теплоснабжении, приказа Департамента от 13.12.2021 № 379-т «О внесении изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т» при расчетах с потребителем - Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» по договору теплоснабжения № ЛБ00ТВ0000000763 от 21.03.2022, а именно применялся тариф, не соответствующий тарифу, установленному Департаментом (занижение тарифа).

Департаментом установлено нарушение ст.ст. 2, 13 Закона о теплоснабжении, приказа Департамента от 13.12.2021 № 379-т «О внесении изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т» при расчетах с потребителем - Индивидуальным предпринимателем ФИО2 по договору теплоснабжения № ЛБ00ТВ0000000759 от 04.03.2022, а именно применялся тариф, не соответствующий тарифу, установленному Департаментом (занижение тарифа).

Департаментом установлено нарушение ст.ст. 2, 13 Закона о теплоснабжении, приказа Департамента от 13.12.2021 № 379-т «О внесении изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т» при расчетах с потребителем - Государственным учреждением «ПТО управления делами правительства ЯНАО» по государственному контракту теплоснабжения № ЛБ00ТВ0000000804 от 02.08.2022, а именно применялся тариф, не соответствующий тарифу, установленному Департаментом (занижение тарифа).

Департаментом установлено нарушение ст.ст. 2, 13 Закона о теплоснабжении, приказа Департамента от 25.12.2022 № 575-т «О внесении изменений в приложения №№1, 2 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т» при расчетах с потребителем - Обществом с ограниченной ответственности «Фармация» по договору теплоснабжения № ЛБ00ТВ0000000968 от 01.01.2023, а именно применялся тариф, не соответствующий тарифу, установленному Департаментом (занижение тарифа).

По результатам документарной проверки Департаментом составлен акт документарной проверки в отношении открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» № 3 от 26.05.2023 и выдано предписание № 1 от 26.05.2023 об устранении выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), согласно которому предписано в срок до 13.07.2023:

-прекратить нарушать требования Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» о применении государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий;

-устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), выявленные в результате проверки соблюдения обязательных требований и указанные в акте проверки от 26.05.20023 № 3:

- оформить корректировочные (исправленные) счета-фактуры, отраженные в акте проверки;

- направить корректировочные (исправленные) счета-фактуры потребителям сопроводительными письмами;

- получить подтверждение от покупателей тепловой энергии о получении счетов-фактур;

- внести корректировку по счетам бухгалтерского учета.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора заявитель в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» направил в Департамент жалобу на акт документарной проверки в отношении открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» № 3 от 26.05.2023.

03 июля 2023 года Департаментом принято решение по итогам рассмотрения жалобы исх. № 202306090001719204001, согласно которому:

-предписание № 1 от 26.05.2023 об устранении выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) отменено в части неправильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в отношении потребителей: АО «Сбербанк России», ИП ФИО2, в остальной части оставлено без изменения;

-Обществу предписано прекратить нарушать требования Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» о применение государственных регулируемых цен (тарифов);

-Обществу также предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), выявленные в результате проверки соблюдения обязательных требований и указанные в акте проверки № 3 от 26.05.2023 в отношении потребителей: ГУ «ПТО управления делами Правительства ЯНАО», ООО «Фармация»:

- оформить корректировочные (исправленные) счета-фактуры, отраженные в акте проверки;

- направить корректировочные (исправленные) счета-фактуры потребителям сопроводительными письмами;

- получить подтверждение от покупателей тепловой энергии о получении счетов-фактур;

- внести корректировку по счетам бухгалтерского учета;

-предоставить в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в срок до 13.07.2023 документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений с приложением копий подтверждающих документов.

ОАО «Тепло-Энергетик», не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных Федеральным законом 190-ФЗ, в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона 190-ФЗ, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 Федерального закона 190-ФЗ.

В соответствии с положением о департаменте цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. № 1081-П осуществление названных функций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возложено на Департамент.

В результате плановой документарной проверки в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» было установлено нарушение порядка ценообразования в части занижения цен (тарифов) на тепловую энергию.

По факту нарушения Обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок).

Между тем, поддерживая доводы заявителя, признавая недействительным оспариваемое предписание, суд отмечает следующее.

Так, согласно материалам дела, заявка на заключение государственного контракта теплоснабжения на помещения, принадлежащие ГУ «ПТО управления делами правительства ЯНАО», была направлена 14.06.2022.

Контракт № ЛБ00ТВ0000000804 был согласован и подписан сторонами 02.08.2022.

В п. 7.1 Контракта № ЛБ00ТВ0000000804 указано, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 14.03.2022.

Согласно ч. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

При этом, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с абз. 2 п. 6 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 17 Правил №354.

По Контракту № ЛБ00ТВ0000000804 были выставлены следующие УПД и предъявлен тариф на тепловую энергию в размере 4 479 руб./Гкал., утвержденный приказом Департамента № 233-т от 17.12.2018, на период с 01.01.2022 по 30.06.2022: №22092400010/89/ЛБ13 от 24.09.2022; № 22092400011/89/ЛБ13 от 24.09.2022; №22092400012/89/ЛБ13 от 24.09.2022; № 22092400013/89/ЛБ13 от 24.09.2022.

В вышеперечисленных УПД указаны объемы тепловой энергии, потребленные в период с 14.03.2022 по 30.06.2022 (исходя из условий п. 7.1. Договора и приложения к нему).

Так, согласно приложению №1 к контракту:

- за март 2022 года объем тепловой энергии составил 0,538 Гкал, что соответствует объему, указанному в УПД №22092400010/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 2 891,64 руб. (в том числе НДС),

-за апрель 2022 года объем тепловой энергии составил 1,548 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400012/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 8320,19 руб. (с НДС);

-за май 2022 года объем тепловой энергии составил 2,702 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400013/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму14 522,71 (в том числе НДС),

-за июнь 2022 годаобъем тепловой энергии составил 2,79 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400011/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 14995 руб. 69 коп.

Департамент полагает, что объем тепловой энергии в размере 7,578 Гкал, потребленный в период с 14.03.2022 по 30.06.2022, должен был предъявлен абоненту по тарифу на тепловую энергию, действующему на 24.09.2022 (на дату выставления УПД) в размере 4 981 руб./Гкал.

Также, согласно материалам дела, заявка на заключение договора теплоснабжения с ООО «Фармация» в отношении помещения по адресу: <...>, была направлена 28.12.2022.

Договор № ЛБООТВ0000000968 был согласован и подписан сторонами 01.01.2023.

В п. 8.1 договора № ЛБ00ТВ0000000968 указано, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 27.11.2022.

По договору № ЛБ00ТВ0000000968 был выставлен следующий УПД и предъявлен тариф на тепловую энергию в размере 4981 руб./Гкал., утвержденный приказом Департаментам 233-т от 17.12.2018, на период с 01.07.2022 по 31.12.2022: №23012600002/89/ЛБ13 от 26.01.2023.

В данном УПД указан объем тепловой энергии, потребленный в период с 27.11.2022 по 30.11.2022 (исходя из условий п. 8.1. Договора и приложения к нему), а именно согласно приложению к договору объем Гкал за указанный период составил 0,16 Гкал, что соответствует объему, отраженному в УПД № 23012600002/89/ЛБ13 от 26.01.2023 на сумму 956,35 руб.

Департамент считает, что объем тепловой энергии в размере 0,16 Гкал, потребленный в период с 27.11.2022 по 30.11.2022, должен был предъявлен абоненту по тарифу на тепловую энергию, действующему на 26.01.2023 (на дату выставления УПД) в размере 5 422 руб./Гкал.

Между тем, заинтересованным лицом не учтено следующее.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца (п. 38 Правил).

Таким образом, при расчете стоимости оказанной услуги подлежит применению тариф, действующий в периоде оказания услуги.

Действительно в УПД, представленных заявителем при проверке в адрес Департамента, отсутствуют сведения о периоде оказания услуг.

Однако, в данном случае, неуказание в УПД периода поставки тепловой энергии не влечет за собой правовую неопределенность или какое-либо двусмысленное толкование периода оказания услуги, поскольку из совокупности представленных Обществом документов видно, что объемы потребленной тепловой энергии, отраженные в УПД, в полной мере совпадают с информацией, обозначенной в приложении к соответствующему договору теплоснабжения (помесячное указание количества тепловой энергии), в связи с чем, сопоставив указанные данные, можно с достоверностью установить и объем, и стоимость услуги за конкретный расчетный период.

Принимая во внимание, что при расчете стоимости оказанной услуги подлежит применению тариф, действующий в периоде оказания услуги, новый тариф может применяться только для расчетов за услуги по передаче тепловой энергии со дня введения в действие данного тарифа.

То есть, учитывая, что все договоры теплоснабжения, по которым контролирующий орган вменяет Обществу неверное применение тарифов, были заключены текущей датой, но с распространением срока их действия на прошлый период времени, расчет платы за теплоснабжение также производился АО «ЕРИЦ ЯНАО» исходя из тарифа, действующего на дату поставки тепловой энергии.

Применение к отношениям теплоснабжения, сложившимся в прошлом периоде времени, тарифов, действующих на сегодняшний день, будет противоречить принципам обоснованности, разумности и справедливости, нарушать баланс прав и законных интересов потребителя, поскольку фактически при такой ситуации контрагент будет вынужден производить ресурсоснабжающей организации экономически необоснованную оплату за теплоснабжение в большем размере исключительно по причине урегулирования договорных отношений по поставке тепловой энергии в текущем расчетном периоде.

В свою очередь, порядок заключения договора теплоснабжения регулируется Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, в которых прописаны все стадии взаимодействия сторон в части урегулирования разногласий по заключению договора на поставку тепловой энергии, обозначены документы, необходимые для его заключения, существенные условия такого договора и прочее.

Так, согласно пункту 46 Правил № 808 для заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя любая из сторон договора должна направить другой стороне предложение о заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, с приложением к нему необходимых сведений и документов.

То есть, в большинстве случаев инициатором заключения договора теплоснабжения в отношении объекта коммерческого назначения является потребитель-юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), который обращается в адрес Агента с соответствующим заявлением на его заключение.

Агент может инициировать заключение такого договора, однако, только в определенных случаях, например, при массовых проведениях проверок лицевых счетов, открытых в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах и принадлежащих юридическим лицам, либо при поступлении в адрес АО «ЕРИЦ ЯНАО» таких указаний от ОАО «Тепло-Энергетик».

Кроме того, информация о факте отпуска тепловой энергии может также стать известна АО «ЕРИЦ ЯНАО» после того как будет выявлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии (поступит акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии).

Однако, в рассматриваемых случаях факты незаконного потребления ресурса зафиксированы не были.

Таким образом, учитывая, что Государственное учреждение «ПТО управления делами правительства ЯНАО» и Общество с ограниченной ответственностью «Фармация» обратились за заключением договоров теплоснабжения в письменной форме значительно позднее реальной поставки тепловой энергии, АО «ЕРИЦ ЯНАО» по объективным обстоятельствам не имело возможности оформить и выставить УПД таким контрагентам в иных расчетных периодах, кроме как в текущем, поскольку до данного момента времени в полной мере не обладало информацией о таких потребителях и объектах недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Указанное положение в полной мере применимо и к заключению договоров теплоснабжения с потребителями-юридическими лицами.

Таким образом, после обращения потребителей с соответствующими заявками на заключение договоров на поставку тепловой энергии, АО «ЕРИЦ ЯНАО» были подготовлены проекты данных договоров, которые впоследствии были подписаны со стороны контрагентов, с распространением срока их действия на прошлый период времени.

После подписания данных договоров Агентом были оформлены все необходимые документы на оплату поставленного ресурса в текущем расчетном периоде.

С учетом вышеизложенного, рассматриваемые УПД оформлены в полном соответствии с нормами действующего законодательства, права потребителей в полной мере соблюдены, поскольку ретроспективное условие о распространении срока действия договора на прошлый период времени согласовано в рамках соответствующего договора, подписанного обеими сторонами, в связи с чем, какой-либо вред, причиненный интересам органов государственной власти в части нарушения норм бухгалтерского или налогового законодательства в данном случае отсутствует.

Таким образом, у Общества отсутствовали законные основания для предъявления Государственному учреждению «ПТО управления делами правительства ЯНАО» стоимости тепловой энергии, рассчитанной по тарифам, действующим на дату выставления УПД в размере 4 981 руб./Гкал. Возможности и оснований для отражения операций в бухгалтерском учете в более ранний период у ОАО «Тепло-Энергетик» не имелось.

А также, у Общества отсутствовали законные основания для предъявления Обществу с ограниченной ответственностью «Фармация» стоимости тепловой энергии, рассчитанной по тарифам, действующим на дату выставления УПД в размере 5422 руб./Гкал. Возможности и оснований для отражения операций в бухгалтерском учете в более ранний период у ОАО «Тепло-Энергетик» не имелось.

Из вышеизложенного следует, что при выставлении потребителям счетов-фактур (УПД) за тепловую энергию, в действиях ОАО «Тепло-Энергетик» отсутствуют нарушения требований Федерального закона от 27.07.2020 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказа Департамента от 13.12.2021 № 379-т «О внесении изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т» и приказа Департамента от 25.12.2022 № 575-т «О внесении изменений в приложения №№1, 2 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 233-т».

Как утверждает заинтересованное лицо, Обществом не представлены документы, подтверждающие, что отпуск тепловой энергии Государственному учреждению «ПТО управления делами правительства ЯНАО» был произведен в период с 14.03.2022 по 30.06.2022, невозможность составления первичного документа и отражения операций в бухгалтерском учете в указанный период, а не по прошествии 3 месяцев.

Также, заинтересованное лицо утверждает, что Обществом не представлены документы, подтверждающие, что отпуск тепловой энергии Обществу с ограниченной ответственности «Фармация» был произведен в период с 27.11.2022 по 30.11.2022: - невозможность составления первичного документа и отражения операций в бухгалтерском учете в указанный период, а не по прошествии 2 месяцев.

Между тем, какие конкретно первичные документы не были представлены заявителем в адрес Департамента, из материалов дела не усматривается.

При этом суд еще раз отмечает следующее.

По Контракту № ЛБ00ТВ0000000804 были выставлены следующие УПД и предъявлен тариф на тепловую энергию в размере 4 479 руб./Гкал., утвержденный приказом Департамента № 233-т от 17.12.2018, на период с 01.01.2022 по 30.06.2022: №22092400010/89/ЛБ13 от 24.09.2022; №22092400011/89/ЛБ13 от 24.09.2022; №22092400012/89/ЛБ13 от 24.09.2022; №22092400013/89/ЛБ13 от 24.09.2022.

В вышеперечисленных УПД указаны объемы тепловой энергии, потребленные в период с 14.03.2022 по 30.06.2022 (исходя из условий п. 7.1. Договора и приложения к нему).

Так, согласно приложению №1 к контракту:

- за март 2022 года объем тепловой энергии составил 0,538 Гкал, что соответствует объему, указанному в УПД №22092400010/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 2 891,64 руб. (в том числе НДС),

-за апрель 2022 года объем тепловой энергии составил 1,548 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400012/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 8320,19 руб. (с НДС);

-за май 2022 года объем тепловой энергии составил 2,702 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400013/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 14 522,71 (в том числе НДС),

-за июнь 2022 года объем тепловой энергии составил 2,79 Гкал, что соответствует выставленному УПД № 22092400011/89/ЛБ13 от 24.09.2022 на сумму 14995 руб. 69 коп.

По Договору № ЛБ00ТВ0000000968 был выставлен следующий УПД и предъявлен тариф на тепловую энергию в размере 4981 руб./Гкал., утвержденный приказом Департаментам 233-т от 17.12.2018, на период с 01.07.2022 по 31.12.2022:

- № 23012600002/89/ЛБ13 от 26.01.2023 - 4 981 руб./Гкал (без НДС).

В данном УПД указан объем тепловой энергии, потребленный в период с 27.11.2022 по 30.11.2022 (исходя из условий п. 8.1. Договора и приложения к нему), а именно согласно приложению к договору объем Гкал за указанный период составил 0,16 Гкал, что соответствует объему, отраженному в УПД № 23012600002/89/ЛБ13 от 26.01.2023 на сумму 956,35 руб.

Таким образом, сопоставление сведений, отраженных в приложениях к заключенным договорам с указанными потребителями, а именно по объемам Гкал, подлежащим потреблению в конкретном месяце, с объемами, отраженными в выставленных УПД, позволяет с достоверностью установить период, за который был предъявлен к уплате объем тепловой энергии.

Более того, в представленных заинтересованным лицом в материалы дела актах сверок взаимных расчетов, подписанных заявителем с ГУ «Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (№00001941395) и ООО «Фармация» (№00001941394), усматриваются расчетные периоды, за которые были предъявлены к оплате объемы поставленной тепловой энергии в соответствии с выставленными спорными УПД. Данные акта сверок подтверждают установленные судом выше обстоятельства обоснованного применения заявителем тарифов, действовавших в периоде оказания услуги.

Таким образом, анализ данных документов в их совокупности с достоверностью позволяет установить объемы оказанных услуг, цена (тариф) и их стоимость в конкретные отчетные периоды.

В чем заключается недостоверность учета реализации оказываемых коммунальных услуг, о чем заявляет Департамент, из материалов проверки установить не представляется возможным.

Действительно в счетах-фактурах (УПД), которые были представлены в адрес Департамента, и в адрес суда, отсутствуют сведения о периоде оказания услуг, однако, в данном документе Обществом отражены несколько строк с оказанными объемами и в сопоставлении с представленными договорами со всеми приложениями, в которых отражены, в том числе объемы услуг за конкретные периоды, можно с достоверностью установить и объем и стоимость услуги за конкретные отчетные периоды.

В любом случае, суд полагает необходимым отметить, если у проверяющего должностного лица Департамента в ходе проверки возникли какие-либо сомнения в правильности примененных тарифов, в том числе по причине невозможности определения конкретных объемов за конкретные периоды, данная информация могла быть уточнена в ходе проверки путем запроса дополнительных пояснений, документов.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного суд признает оспариваемое по настоящему делу предписание Департамента недействительным и удовлетворяет заявленные требования.

Расходы по уплате госпошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные Открытым акционерным обществом «Тепло-Энергетик» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) № 1 от 26.05.2023.

Взыскать с Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова