ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-7002/2022 от 15.09.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-7002/2022

30 сентября 2022 года

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 15.09.2022.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Шурышкарский район управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании акта проверки от 12.11.2021 №59 и пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 11, 14, 15 предписания от 12.11.2022 №59/1/1, при участии в деле в качестве заинтересованного лица, Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 17.03.2022 №б/н; ФИО2 по доверенности от 30.12.2021 №32/2021;

от Отдела - представитель не явился;

от ГУ МЧС по ЯНАО - ФИО3 по доверенности от 18.01.2022 №11,

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании акта проверки от 12.11.2021 №59 и пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 11, 14, 15 предписания от 12.11.2022 №59/1/1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Шурышкарский район управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (с учетом уточнения заявленных требований от 02.09.2022).

В качестве обоснования Учреждение указало, что для исполнения пунктов 1,2,7,11,14,15 предписания, требуется проведение реконструкции здания пожарного депо, а также вмешательство в несущие конструкции пожарного депо.

Пункты 6, 8, 9 и 13 предписания незаконны так как, Учреждение, эксплуатирующее указанное здание, построенное и введенное в эксплуатацию до введения в действие CП 380.1325800.2018 и Правил противопожарного режима, не обязано в ходе текущей эксплуатации здания вплоть до проведения его реконструкции или капитального ремонта соблюдать требования CП 380.1325800.2018 и Правил противопожарного режима.

Определением от 23.05.2022 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ГУ МЧС России по ЯНАО.

20.06.2022 года от ГУ МЧС по ЯНАО в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором заинтересованное лицо настаивает на законности выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Заслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Из материалов дела следует, в период с 28.10.2021 по 11.11.2021 была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении эксплуатируемого «Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по Шурышкарскому району» - филиал государственного казенного учреждения «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа» здания ПЧ по охране с. Мужи.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.11.2021 № 59 и выдано предписание от 12.11.2021 № 59/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 11.11.2022 года.

Учреждение с нарушениями указанными в предписании не согласилось и обжаловало Предписание в Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Решением № ДОК-697 от 20.04.2022 ГУ МЧС по ЯНАО частично удовлетворило жалобу Учреждения, из предписания исключены пункты 3,4,9,10 и 16, в исключении остальных пунктов предписания отказано.

ГУ МЧС по ЯНАО свой отказ в исключении остальных пунктов мотивировало тем, что период постройки и введения в эксплуатацию здания, не освобождает Учреждение от соблюдения действующих (введенных после сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил.

Не согласившись с предписанием от 12.11.2022 № 59/1/1, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 11, 14, 15.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.

В силу статьи 1 Закона № 69-ФЗ мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Таким образом, из подпункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 123-ФЗ следует, что его положения обязательны, в том числе, при эксплуатации объектов защиты.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

При проведении проверки были установлены следующие нарушения.

Так в пункте 1 предписания Учреждению вменено нарушение п. 3 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденный приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03), п. 3.4. норм пожарной безопасности нормы проектирования объектов пожарной охраны введенный в действие Приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 № 36 (далее - НПБ 101-95), подпункт ”а" пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правил противопожарного режима), ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.17 CП 380.1325800.2018. Свод правил здания пожарных депо правила проектирования (далее - CП 380.1325800.2018). «Не демонтированы ступени с путей движения личного состава по тревоге (на путях эвакуации) по направлению движения в гараж с караульного помещения».

В пункте 2 предписания Учреждению вменено нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4 НПБ 101-95, ст. 4 Закона № 123 ФЗ, п. 6.19 CП 380.1325800.2018. «Не выполнена ширина коридора движения личного состава по тревоге шириной не менее 1.4 м (факт. 1,2 м), по направлению от помещения дежурного караула».

В пункте 6 предписания Учреждению вменено нарушение п. 2.15 НПБ 105-95, ч. 7 ст. 77 Закона № 123-ФЗ, п. 5.13 CП 380.1325800.2018. «Не оборудовано светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора осуществляется дистанционно из пункта связи части».

В пункте 7 предписания Учреждению вменено нарушение п. 3.4. НПБ 101—95, ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 6.17 CП 380.1325800.2018. «На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола фактически 2,1м по направлению от помещения дежурного караула».

В пункте 8 предписания Учреждению вменено нарушение п. 2.13. НПБ 101-95*, ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 5.12 CП 380.1325800.2018. «На территории пожарного депо отсутствует ограждение высотой не менее 1,5 м».

В пункте 9 предписания Учреждению вменено нарушение пп. 2. п 2 статьи Закона № 123-ФЗ. «На путях эвакуации установлены тепловые трубы с теплоносителем вода, расположенные рядом с помещением учебного класса».

В пункте 11 предписания Учреждению вменено нарушение п. 3.13. НПБ 101—95*, ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 8.15 CП 380.1325800.2018. «Не выполнено в помещении пожарной техники газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей».

В пункте 13 предписания Учреждению вменено нарушение пп. «з», п. 16 Правил противопожарного режима. «Электрическая проводка проложена по горючему основанию в помещении гаража».

В пункте 14 предписания Учреждению вменено нарушение п. 4.3. НПБ 101-95*, ст. 4 Закона № 123 - ФЗ, п. 8.15 CП 380.1325800.2018. «Не оборудованы ворота помещений пожарной техники воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском».

В пункте 15 Предписания Учреждению вменено нарушение п. 3.10. НПБ 101-95*, ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 6.25 CП 380.1325800.2018. «В верхней части ворот отсутствует остекление площадью не менее 30 % от всей площади ворот».

Эксплуатация здания с выявленными нарушениями заявителем не отрицается.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из материалов дела следует, что здание пожарной части, введено в эксплуатацию в 1996 году, согласно НПБ 101-95* «Нормы проектирования объектов пожарной охраны (действовал на момент ввода в эксплуатацию пожарной части), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (действовал на момент ввода в эксплуатацию пожарной части), а также Федерального закона № 123-ФЗ, данный объект относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.4 — здание пожарного депо.

Свод правил 380.1325800.2018 «Здания пожарных депо. Правила проектирования» (далее - СП 380.1325800.2018) разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и является нормативным документом в области стандартизации добровольного применения.

Согласно пункту 6.19 СП 380.1325800.2018 Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания, открывание всех дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарно-спасательной техники.

Аналогичное требование содержится в пункте 3.5 НПБ 101-95*.

Согласно пункту 5.13 СП 380.1325800.2018 участки магистральных улиц, дорог, включая тротуары, для обеспечения беспрепятственного выезда (въезда) транспортных средств из пожарного депо должны быть регулируемыми с установкой светофоров для остановки движения транспорта и пешеходов, а также необходимо предусматривать треугольники видимости с размерами сторон для условий "транспорт-транспорт" согласно СП 42.13330. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи пожарного депо.

Аналогичное требование содержится в пункте 2.15 НПБ 101-95*.

Согласно пункту 5.12 СП 380.1325800.2018 земельный участок для размещения пожарного депо должен иметь ограждение высотой не менее 1.5 м. и иметь, как правило, два въезда (выезда).

В пункте 2.13 НПБ 101-95* содержалось более строгое требование - территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2.0 м.

Согласно пункту 8.15 СП 380.1325800.2018 в гараже-стоянке следует предусматривать газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарно-спасательной техники. При этом следует обеспечивать постоянное подключение системы газоотвода к выхлопной системе технических средств и саморазмыкание в начале их движения.

Аналогичное требование содержится в пункте 3.13 НПБ 101-95*.

Согласно пункту 8.14 СП 380.1325800.2018 въездные и выездные наружные ворота должны оборудоваться воздушно-тепловыми завесами.

Аналогичное требование содержится в пункте 4.3 НПБ 101-95*.

Согласно пункту 6.25 СП 380.1325800.2018 верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30% всей площади ворот.

Аналогичное требование содержится в пункте 3.10 НПБ 101-95*.

В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила противопожарного режима в РФ), руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

Материалами проверки установлено, что на входной двери поста технического обслуживания отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и (или) пожарной опасности и класса зоны.

В соответствии с подпунктом «3», пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ, запрещается прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку.

Материалами проверки установлено, что электрическая проводка проложена открытым способом по гипсокартонным листам.

Согласно пункту 5.1. ГОСТ 30244-94 «Материалы строительные. Методы испытания на горючесть» строительные материалы в зависимости от значений параметров горючести, определяемых по методу I, подразделяют на негорючие (НГ) и горючие (Г).

Согласно ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» гипсокартонные листы относятся к группе горючести П.

Из содержания положений статьи 4 Закона № 123-ФЗ следует, что указанный закон не применяется, если данным законом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу.

Вместе с тем, положения части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ не освобождают Учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при эксплуатации здания и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.

Нормативные требования, нарушение которых вменено в вину заявителю, непосредственно касаются обеспечения жизни и безопасности людей, и эксплуатация объекта с нарушением таких требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, законодатель предоставил право выбора обеспечения пожарной безопасности лицу-правообладателю объекта защиты, который самостоятельно и добровольно принимает (выбирает) для себя одно из двух условий, указанных в части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ.

Расчёт пожарного риска заявителем на момент проведения выездной проверки и составления акта проверки не представлен, из чего следует, что он (отказываясь от выполнения первого условия) добровольно принял (выбрал) на себя обязанность по выполнению второго условия - выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, учреждение обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Своды правил.

В части оспаривания акта проверки.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом следует понимать форму юридически властного волеизъявления полномочного субъекта государственной власти, адресованного определенному лицу и направленного на возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.

Доказательства, свидетельствующие о том, что акт проверки повлиял на экономические права заявителя либо незаконно возложило какие-либо обязанности, создали иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах дела отсутствуют.

В названном акте отражены лишь результаты проведенной проверки, зафиксированы факты, обстоятельства, которые сами по себе не влекут наступление правовых последствий, обязательных для исполнения

Таким образом, акт проверки от 12.11.2021 №59 не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в части оспаривания акта проверки от 12.11.2021 №59 производство по делу прекратить.

В удовлетворении остальной части заявления государственного казенного учреждения «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Копию решения направить в вышестоящий надзорный орган - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для сведения.

Судья

А.В. Кустов