АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-7336/2021 |
14 февраля 2022 года |
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Максимовой О.В. , при ведении протокола судебного заседания Секретарем СЗ Севли И. А. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017237, ОГРН 1058900022059) к обществу с ограниченной ответственностью «Сельское оленеводческое хозяйство «Байдарата» (ИНН 8902013820, ОГРН 1108901001076) о взыскании 479 700 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца ФИО1 по доверенности №7 от 08.10.2021,
от ответчика представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с иском к ООО «Сельское оленеводческое хозяйство «Байдарата» о взыскании части неиспользованной субсидии за не достижение планируемых значений показателей результативности по соглашению № 14-4-10/С от 06.02.2018 в размере 479 700 рублей, а также неустойки в размере 1/300 от суммы долга, рассчитанной на дату рассмотрения дела.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Судебное заседание проведено при участии представителя истца, без участия представителя ответчика.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», 1 декабря 2017 года, комиссия по отбору субъектов государственной поддержки на включение в перечень получателей государственной поддержки в 2018 году, приняла решение о включении общества с ограниченной ответственностью «Сельское оленеводческое хозяйство «Байдарата» (ответчик) в перечень получателей государственной поддержки, имеющих право на получение субсидии в 2018 году (протокол от 1 декабря 2017 года № 6).
В соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки агропромышленному комплексу автономного округа, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 31 марта 2017 года № 263-П, между департаментом агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (с 14.01.2019 года -департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (истец, департамент) и Ответчиком было заключено Соглашение № 14-4-1 О/С от 6 февраля 2018 года по предоставлению из окружного бюджета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателем, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Размер субсидии по направлению «на содержание северных оленей», согласно соглашения, составлял 4 797 000 (четыре миллиона семьсот девяносто семь тысяч) рублей.
Показатели результативности предоставления субсидии установлены и закреплены протоколом по итогам заседания комиссии по отбору субъектов государственной поддержки на установление целевых индикаторов от 26 января 2018 года.
Так же показатели результативности закреплены в приложении № 1 к Соглашению.
По итогам 2018 года Истцом была перечислена субсидия ответчику на общую сумму 4 797 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 348 14 марта 2018 года.
По условиям пунктов 5.3.2, 5.3.3 Соглашения, Ответчик обязан:
1. Обеспечивать исполнение требований главного распорядителя средств окружного бюджета (ПБС) по возврату средств в окружной бюджет в случае:
- установления фактов нарушения условий предоставления субсидии;
- не достижения установленных значений показателей результативности.
2. Обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в приложении № 1 к Соглашению.
Истцом была произведена оценка эффективности использования субсидии на основании отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидий, путем сравнения фактически достигнутых показателей и их плановых значений, данный факт был закреплен в протоколе заседании комиссии по отбору субъектов государственной поддержки № 2 от 26 апреля 2019 года.
Ответчиком не были достигнуты показатели результативности по целевому индикатору: доля идентифицированных оленей в общем количестве %.
На основании пункта 7.1.5 Соглашения и пункта 5.5 Порядка, в случае если допущены нарушения условий предоставления субсидии, не достигнуты установленные значения показателей результативности, департамент направляет получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в окружной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.
Истец в адрес ответчика направлял письма с требованием возвратить остатки субсидии.
30 декабря 2019 года в адрес Истца от Ответчика поступило письмо с просьбой отсрочить оплату задолженности по возврату субсидии до конца 2020 года. Письмо получило положительный отклик.
Между тем, ответчик в предложенные сроки, а также на конец полугодия 2021 года, задолженность не оплатил.
В связи с просрочкой возврата суммы субсидии, истцом начислены пени на сумму 81 069 рублей 33 копеек по состоянию на 07.10.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для взыскания задолженности с ответчика в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает следующее.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Между истцом и ответчиком было заключено Соглашение по предоставлению субсидии№ 14-4-1 О/С от 6 февраля 2018 года.
Согласно пункту 1.1 Предметом настоящего соглашения является представление Получателю субсидии из окружного бюджета в 2018 году в целях возмещения фактически понесенных затрат с 1 января 2018 года в связи с: содержанием северных оленей; племенным животноводством; производством мяса оленей; заготовкой мяса оленей; производством продукции животноводства; звероводством; производством молока; добычей шкурок промысловой пушнины; заготовкой дикоросов и (или) закупом дикоросов (ягод); закупом картофеля; производством картофеля и овощей; добычей (выловом) водных биологических ресурсов (рыбы); переработкой рыбной продукции; приобретением рыбопосадочного материала; приобретением кормов по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств окружного бюджета (ГРБС) 882, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 18.1.01.R5430; 18.1.01.63040; 18.1.01.63050; 18.2.01.63020; 18.2.01.63030; 18.2.01.63070; 18.2.01.63090; 18.3.01.63060; 18.3.01.63100; 18.3.01.63110; 18.4.01.63410, вид расходов 811 в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2013 № 964-П.
По условиям пункта 1.3 соглашения, Субсидия предоставляется в целях реализации Получателем следующих проектов (мероприятий): на содержание северных оленей; на племенное животноводство; на производство мяса оленей; на заготовку мяса оленей; на производство продукции животноводства; на поддержку звероводства; на производство молока; на добычу шкурок промысловой пушнины; на заготовку дикоросов и (или) закуп дикоросов (ягод); на возмещение части затрат на закуп картофеля; на производство картофеля и овощей; на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыбы); на переработку рыбной продукции; на приобретение рыбопосадочного материала; на приобретение кормов.
В соответствии с пунктом 5.3 соглашения, получатель обязан:
5.3.1. Обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных настоящим Соглашением, в том числе:
5.3.1.1. не приобретать за счет субсидии иностранную валюту, за исключением операций осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидии;
5.3.2. Обеспечивать исполнение требований главного распорядителя средств окружного бюджета (ГРБС) по возврату средств в окружной бюджет в случае:
- установления фактов нарушения условий предоставления субсидии;
- не достигнуты установленные значения показателей результативности;
- иные случаи, предусмотренные нормативным правовым актом, согласно которому предоставляется субсидия.
5.3.3. Обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в приложении № 1 к настоящему Соглашению.
5.3.4. Вести обособленный учет операций со средствами субсидии.
Вместе с тем, ответчик обязан представлять отчёты о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Соглашению.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Постановлением Правительства автономного округа от 31 марта 2017 года № 263-П утвержден Порядок в котором определены цели, условия и порядок предоставления государственной поддержки.
Как указывает истец, показатели результативности использования субсидии, ответчиком не были достигнуты показатели результативности по целевому индикатору.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5.9 Порядка, в случае недостижения планируемых значений показателей результативности использования субсидии субсидия подлежит возврату в размере, рассчитанном по формуле:
V возврата = V субсидии х (1 - Ti / Si), где:
V возврата - сумма субсидии, подлежащая возврату;
V субсидии - размер субсидии, предоставленной получателю субсидии в отчетном финансовом году;
Ti - фактически достигнутое значение i-ro показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-ro показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением.
Из пояснения истца следует, что субсидия по соглашению был предоставлена ответчику на содержание оленей, в том числе, для чипирования стада оленей.
Между тем, согласно отчётам ответчика, последний не достиг показателей результативности использования субсидии, в том числе, по чипированию 100% стада оленей.
Указанные обстоятельства ответчиком документально не опровергнуты (9, 65, 68 АПК РФ).
По расчёту истца, произведённому в соответствии с Порядком предоставления Государственной поддержки Агропромышленному комплексу Ямало-Ненецкого автономного округа № 263-П, нереализованная часть субсидии составила 479 700 рублей.
Согласно ответу от 30.12.2019 ответчик, требования истца о возврате неосвоенной части субсидии в размере 479 900 рублей не оспорил, просил отсрочить их возврат в связи с финансовыми трудностями и, обязался погасить задолженность в течение 2020 года.
В соответствии с пунктом 7.1.5 Соглашения и пункта 5.5 Порядка, в случае если допущены нарушения условий предоставления субсидии, не достигнуты установленные значения показателей результативности, департамент направляет получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в окружной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.
5.8. За нарушение срока возврата субсидии (ее части) в окружной бюджет получатель субсидии уплачивает пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующий период пользования, от размера субсидии (ее части), подлежащей возврату, за каждый день просрочки.
Учитывая, что ответчик своевременно не возвратил часть субсидии, истец правомерно, в соответствии с Соглашением и Порядком № 263-П ответчику пени на сумму 81 069 рублей 33 копеек.
Расчёт истца судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.
О несоразмерности неустойки ответчиком не заявлено.
При таких обстоятельствах, требования истца являются обоснованными, подтверждены материалами дела, ответчиком не оспорены и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден (ст. 333.37 НК РФ), взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 15, 102, 110, 167-171,177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельское оленеводческое хозяйство «Байдарата» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) неиспользованную часть субсидии на 2018 год на производство продукции животноводства, на содержание северных олений и производства мяса оленей по соглашению № 14-4-10/С от 06.02.2018 в размере в размере 479 700 рублей, неустойку за нарушение сроков возврата субсидии за период просрочки с 29.04.2019 по 07.10 2021 в размере 81 069 рублей 33 копеек, всего взыскать 560 769 рублей 33 копейки.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельское оленеводческое хозяйство «Байдарата» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 215 рублей.
3. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия (изготовления) его в полном объеме.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Западно-Сибирского округа http://faszso.arbitr.ru
5. Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | О.В. Максимова |