ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-7558/09 от 05.03.2010 АС Ямало-Ненецкого АО

А81-7558/2009

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард Дело №А81-7558/2009

05 марта 2010 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: судьи Каримова Ф.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Каримовым Ф.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к Муниципальному предприятию «Салехарэнерго» муниципального образования город Салехард и отделу внутренних дел по городу Салехард о признании недействительными пунктов 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. муниципального контракта № 59-В на водоснабжение с бюджетными организациями, заключенного 12.03.2009 муниципальным предприятием «Салехадэнерго» муниципального образования город Салехард и отделом внутренних дел по городу Салехард,

при участии:

от прокурора - Кузнецова Е.А. уд. ТО № 094470,

от МП «Салехардэнерго» - представитель не явился,

от ОВД г. Салехарда - Буянова Н.В. по доверенности от 12.01.2010 № 82/12,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратился в Арбитражный суд ЯНАО с иском к Муниципальному предприятию «Салехарэнерго» муниципального образования город Салехард (далее - МП «Салехардэнерго») и отделу внутренних дел по городу Салехард (далее – ОВД по г. Салехард) о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. муниципального контракта № 59-В на водоснабжение с бюджетными организациями, заключенного между ответчиками.

В обоснование своих требований прокурор указывает, что при заключении договора энергоснабжения ответчиками были нарушены статьи 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Указ Президента РФ от 23.11.1995г. № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», что в соответствии со ст. 168 ГК РФ влечет недействительность сделки в оспариваемой части в силу ее ничтожности.

МП «Салехардэнерго» с предъявленным иском не согласилось, в удовлетворении исковых требований просит отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

ОВД по г. Салехард отзыв на иск не представил, исковые требования не оспорил.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивает.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, между МП «Салехардэнерго» (исполнитель) и ОВД г. Салехард (муниципальный заказчик) был заключен муниципальный контракт водоснабжения № 59-В от 12.01.2009 (далее – контракт) на срок с 01.01.2009г. до 31.12.2009г., с возможностью ежегодного продления.

В соответствии с контрактом исполнитель обязался предоставлять услуги по водоснабжению через присоединенную сеть, а муниципальный заказчик оплачивать их.

Как указывается в исковом заявлении, пунктами 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. контракта предусматривается возможность прекращения или ограничения услуги водоснабжения муниципальному заказчику в случае: самовольного пользования системами коммунального водоснабжения; проведения работ по присоединению новых муниципальных заказчиков в сроки, согласованные с указанными органами; проведения планово-предупредительного ремонта, неуплата полученных услуг.

Полагая, что условия пунктов 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. контракта, противоречат ст. 426 ГК РФ, Указу Президента РФ от 23.11.1995г. № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

МП «Салехардэнерго» полагает, что ссылка на Указ № 1173 не обоснована, так как не содержит запрета на прекращение (ограничения) водоснабжения.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходит из следующего.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

К отношениям по снабжению водой через присоединенную сеть согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.426 ГК РФ договор об оказании услуг электроснабжения является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Статьей 12 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 предусмотрено, что силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Из положений ст.1 Закона РФ «О милиции» следует, что милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно ст.2 вышеуказанного закона задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в п.2 Постановления от 26.12.2002 № 17-П по смыслу ст.37 (ч.1), 59 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.32 (ч.1), 71 (п.«м»), 72 (п.«б» ч.1) и 114 (п.п.«д», «е») определил службу в органах внутренних дел Российской Федерации как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, осуществляемой в публичных интересах, т.е. как службу, аналогичную военной службе.

Анализ приведенных норм действующего федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы внутренних дел – это федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.

В соответствии со ст.426 ГК РФ для организаций и учреждений, в которых предусмотрена военная служба, действующим законодательством установлены преимущества.

Согласно ст.ст.1, 4 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» безопасность - это состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

В соответствии со ст. 12 названного закона средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 2 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства; Правительству РФ указано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения топливно-энергетических ресурсов воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Пункты 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. муниципального контракта № 59-В на водоснабжение, предусматривающие возможность прекращения или ограничения режима потребления воды ОВД по г.Салехард, не соответствуют ст.426 ГК РФ, Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства».

Оспариваемые положения контракта нарушают интересы ОВД по г. Салехард, и интересы государства, поскольку не исключают возможности ограничения и прекращения оказания услуг по водоснабжению по основаниям и в порядке, не предусмотренным законом, и могут повлечь невозможность выполнения данным органом внутренних дел возложенных на него задач в сфере безопасности личности, общества и государства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 168-175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. Исковое заявление первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

2. Признать недействительным пункты 6.2.3., 6.2.6., 6.2.7., 6.3., 6.4., 6.6. муниципального контракта № 59-В на водоснабжение с бюджетными организациями, заключенного 12.03.2009 муниципальным предприятием «Салехадэнерго» муниципального образования город Салехард и отделом внутренних дел по городу Салехард.

3. Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Омске, по ул. 10 лет Октября, дом 42.

Судья арбитражного суда ЯНАО Каримов Ф.С.