ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-79/13 от 16.05.2013 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-79/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2013 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи                Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) к конкурсной комиссии по предоставлению грантов при администрации г. Лабытнанги о признании незаконным решения об отказе в предоставлении гранта на создание собственного дела от 11.12.2012, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился,

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 27.02.2013, ФИО3 по доверенности от 02.04.2013,

от третьего лица - ФИО4 по доверенности от 14.05.2013 № 27,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту –заявитель, предприниматель, ИП Решетило Р.М.) обратился в арбитражный суд с заявлением к конкурсной комиссии по предоставлению грантов при администрации г. Лабытнанги (далее – заинтересованное лицо, Конкурсная комиссия) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении гранта начинающим малым предприятиям на создание собственного дела от 11.12.2012 и обязании Конкурсной комиссии устранить допущенные нарушения путем возобновления процедуры проведения повторного конкурса по предоставлению грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела.

В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что отказ Конкурсной комиссии в предоставлении ему гранта является незаконным и необоснованным, поскольку заявителем соблюдены все условия конкурса, урегулированные Порядком предоставления грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, утв. постановлением администрации г. Лабытнанги от 31.10.2012 № 663.

От заинтересованного лица поступили отзыв и дополнения к отзыву, в соответствии с которыми просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку Конкурсная комиссия была правомочна в своем составе, порядок проведения конкурса соблюден в полном объеме, решение Конкурсной комиссии соответствует закону. Кроме того, в результате итогового голосования и принятого Комиссией решения, оформленного протоколом от 11.12.2012, предпринимателю не отказано в предоставлении гранта, а только лишь зафиксировано, что его бизнес-проект не признан Конкурсной комиссией экономически эффективным, вследствие чего у предпринимателя отсутствует право на получение гранта.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. 

Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Представитель третьего лица от изложения позиции по делу отказалась.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, отзывы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2008 № 128-ЗАО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе» в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории              Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Правительства                            Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2010 № 441-П утверждена окружная долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2013 годы», одним из мероприятий которой является предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела.

В целях реализации мероприятий вышеуказанной окружной программы Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 05.04.2011 № 191-П утвердило Порядок распределения и предоставления субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

По итогам конкурсного распределения межбюджетных субсидий между Департаментом экономики ЯНАО и администрацией г. Лабытнанги был заключен договор от 28.05.2012 № 42-ДЭ, в соответствии с которым бюджету муниципального образования г. Лабытнанги из окружного бюджета предоставлены субсидии на софинансирование мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Лабытнанги на 2012 – 2014 годы», утвержденной постановлением администрации г. Лабытнанги от 22.08.2011 № 511. Пунктом 2.2.4 договора закреплена обязанность администрации г. Лабытнанги осуществить распределение субсидии из местного и окружного бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение вышеуказанной обязанности администрация г. Лабытнанги в соответствии с постановлением от 31.10.2012 № 663 определила провести конкурс на предоставление грантов; утвердила информационное сообщение о проведении конкурса  и Основные требования к мероприятию на предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела (далее – Основные требования).

Отношения, связанные с участием субъектов малого предпринимательства в конкурсе на предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела и не урегулированные настоящими требованиями, регулируются Порядком предоставления грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного де­ла, утвержденным постановлением администрации г. Лабытнанги от 07.07.2009 № 624 (пункт 1.19 Основных требований).

Пунктом 1.7 Основных требований определены условия предоставления грантов:

предоставление  субъектами  малого  предпринимательства документов,  подтверждающих расходы на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта, в том числе подтверждающие расходы, указанные в п. 1.1 настоящих требований;

осуществление (или планирование осуществления) хозяйственной деятельности на территории муниципального образования г. Лабытнанги;

отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (для начинаю­щих предпринимателей, осуществляющих деятельность);

гранты предоставляются после прохождения претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (лями) юридического лица) краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (лями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки).

Пунктом 1.11 Основных требований предусмотрено, что при определении очередности предоставления грантов начинающим малым предприятиям - победителям конкурсного отбора, конкурсная комиссия руководствуется следующими критериями:

в первоочередном порядке гранты предоставляются лицам, принявшим решение о начале предпринимательской деятельности и заключившим договор о содействии организации предпринимательской деятельности с центром занятости населения в рамках реализации мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан по программам дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда автономного округа и прошедшим краткосрочное обучение по основам веде­ния предпринимательской деятельности;

во вторую очередь гранты предоставляются индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, которые относятся к приоритетной целевой группе, указанной в п. 1.11 настоящих требований;

в третью очередь гранты предоставляются остальным лицам, принявшим решение о начале предпринимательской деятельности или осуществляющим деятельность.

Согласно пункту 1.17 Основных требований победителями конкурсного отбора признаются бизнес-проекты, допущенные к конкурсному отбору и признанные конкурсной комиссией экономически эффективными. Критериями экономической эффективности бизнес-проекта является количество созданных и/или сохраненных рабочих мест, рентабельность его реализации при уровне заработной платы работников, участвующих в реализации проекта, превышающей минимальную заработную плату в автономном округе, установленную соглашением между исполнительными органами государственной власти автономного округа,                       Ямало-Ненецким территориальным объединением организация профсоюзов и объединением работодателей автономного округа.

В соответствии с пунктами 2.7.2, 2.7.3 Порядка предоставления грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела (приложение к постановлению администрации г. Лабытнанги от 28.09.2009 № 960) бизнес-проекты лиц, принявших решение о начале предпринимательской деятельности, ранжируются в зависимости от:

соответствия установленным приоритетам развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования;

сроков начала предпринимательской деятельности (предпочтение отдается лицам, готовым приступить к предпринимательской деятельности в наиболее короткие сроки);

количества создаваемых рабочих мест в результате реализации проекта;

объемов налоговых поступлений от реализации бизнес-проекта (при одинаковых показателях сроков начала предпринимательской деятельности и количества создаваемых рабочих мест).

В случае если два и более бизнес-проекта имеют одинаковые показатели очередность предоставления грантов устанавливается в зависимости от даты и времени по­ступления бизнес-проекта на конкурсный отбор.

Бизнес-проекты лиц, осуществляющих деятельность, ранжируются в зависимости от:

соответствия установленным приоритетам развития малого и среднего предпринимательства па территории муниципального образования;

количества создаваемых рабочих мест в результате реализации проекта;

объемов налоговых поступлений от реализации бизнес-проекта (при одинаковых показателях количества создаваемых рабочих мест).

В случае если два и более бизнес-проекта имеют одинаковые показатели очередность предоставления грантов устанавливается в зависимости от даты и времени поступления бизнес-проекта на конкурсный отбор.

Конкурсный отбор бизнес-проектов осуществляет комиссия, созданная постановлением администрации г. Лабытнанги от 21.08.2012 № 521 «Об утверждении состава конкурсной комиссии но конкурсному отбору бизнес-проектов для предоставления поддержки начинающим малым предприятиям» (пункт 1.16 Основных требований).

В соответствии с указанным постановлением в состав конкурсной комиссии по конкурсному отбору бизнес-проектов для предоставления поддержки начинающим малым предприятиям вошли пять представителей малого предпринимательства (по согласованию) и один заведующий сектором развития предпринимательской и инновационной деятельности управления экономики администрации города, секретарь комиссии (без права голоса).

Пунктом 2.8 Порядка № 960 предусмотрено, что решение о предоставлении грантов принимается большинством голосов членов конкурсной комиссии и оформляется протоколом.

Из материалов дела следует, что 05.11.2012 администрация г. Лабытнанги на основании постановления от 31.10.2012 № 663 объявила конкурс на предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела. Заявки установленного образца принимались в период с 05.11.2012 по 06.12.2012.

Конкурсный отбор бизнес-проектов осуществляла комиссия, утвержденная постановлением от 21.08.2012 № 521, в состав которой вошли четыре представителя малого и среднего предпринимательства, а также начальник управления экономики  администрация г. Лабытнанги, секретарь комиссии.

Решение конкурсной комиссии было оформлено протоколом от 11.12.2012.

Из указанного протокола следует, что к участию в конкурсе по предоставлению грантов были допущены заявки индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО6, Решетило Р.М., ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ООО ЧОП «Витязь». Победителями конкурса были признаны следующие конкурсанты: ИП ФИО9, ИП ФИО8, ООО ЧОП «Витязь».

Из отзыва заинтересованного лица следует, что специалистами управления экономики администрации г. Лабытнанги было подготовлено заключение по бизнес-проекту заявителя, содержащее сведения о соответствии (несоответствии) заявителя статусу начинающего малого предприятия, полном (неполном) комплекте представленной документации, степени социальной и экономической эффективности реализации представленного бизнес-проекта. В связи с тем, что формула расчета социально-экономической эффективности реализации бизнес-проекта не позволяет всесторонне и объективно оценить бизнес-проект, то данные сведения носят лишь обобщенный, информационно-рекомендательный характер для членов Комиссии и не содержат императивной нормы. В комиссию с правом голоса привлечены только представители субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, пользуюсь своим опытом и знаниями в области предпринимательства, могут на начальной стадии бизнес-проекта оценивать его возможность (потенциал), его жизнеспособность. С этой точки зрения, каждый член комиссии обладает правом субъективного мнения, и оценивает проект аналитическим, то есть экспертным методом. В результате итогового голосования и принятого решения комиссии, оформленного протоколом от 11.12.2012, ИП ФИО1 не отказано в предоставлении гранта, а только лишь зафиксировано, что его бизнес-проект не признан конкурсной комиссией экономически эффективным, вследствие чего у заявителя отсутствует право на получение гранта.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - несоответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.

Для определения круга прав, порождаемых участием заявителей в конкурсе на получение гранта, необходимо исходить из целей и задач, а также из конечного результата, который получает участник данного конкурса.

Так, в соответствии с окружной долгосрочной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2013 годы» постановлением администрации г. Лабытнанги от 07.07.2009 № 624 утвержден Порядок предоставления грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела.

Данным Порядком определены цели, условия предоставления за счет средств местного бюджета, а также средств, поступивших в местный бюджет из окружного и федерального бюджетов, грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, критерии отбора получателей гранта и порядок проведения конкурсного отбора бизнес-проектов.

Постановлением администрации г. Лабытнанги от 31.10.2012 № 663 установлены Основные требования к мероприятию на предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела.

Основанием для предоставления гранта является решение конкурсной комиссии о предоставлении гранта субъектам предпринимательства в установленном порядке и  очередности.

Иные интересы, кроме реализации права на получение гранта, при участии в конкурсе в соответствии с утвержденным Порядком отсутствуют.

По смыслу статей 1, 11, 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4 и 198 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что конкурс на предоставление грантов проведен администрацией г. Лабытнанги в соответствии с утвержденными порядком и условиями.

Следовательно, нарушение со стороны заинтересованного лица порядка распределения субсидии из местного и окружного бюджетов субъектам предпринимательства отсутствует.

Учитывая, что администрация г. Лабытнанги действовала в соответствии с законом и в пределах предоставленных ей полномочий, у суда отсутствуют правовые основания для признания решения об отказе в предоставлении гранта на создание собственного дела от 11.12.2012 незаконным, поскольку оно соответствует установленным нормативным положениям и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Обстоятельства невручения заявителю протокола и решения комиссии об отказе в получении гранта также не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя, поскольку в соответствии с пунктом 2.4 Порядка № 960 муниципальный заказчик (в нашем случае - администрация г. Лабытнанги) публикует информацию о победителях конкурсного отбора и очередности предоставления грантов в средствах массовой информации. При этом Порядком не предусмотрено опубликование протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантов.

В письме  администрации г. Лабытнанги от 06.11.2012 исх. № 7531-ВБ предпринимателю было разъяснено, что в соответствии с постановлением от 07.07.2009 № 624 «О реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании г. Лабытнанги» муниципальный заказчик размещает в сети Интернет информацию о бизнес-проектах, допущенных к конкурсному отбору и перечень бизнес-проектов, не допу­щенных к конкурсному отбору, а также публикует информацию о победителях по результатам конкурсного отбора и очередности предоставления грантов в средствах массовой информации.

На основании вышеизложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 104, 110, 167, 168, 169, 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) требований - отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 800,00 рублей, уплаченную по платёжному поручению от 10.01.2013 № 6383014. Возврат государственной пошлины произвести Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия (изготовления в полном объёме) арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                                                                                    Э.М. Сеитов