ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-8112/19 от 10.10.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-8112/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании октября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу  о привлечении  общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН: 8901015575, ОГРН: 1048900003151) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу -представитель не явился;

от заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" - Абрамова Т.Г. по доверенности от 22.02.2019 года;

                                                             УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением  о привлечении  общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии"(ИНН: 8901015575, ОГРН: 1048900003151) к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

17.09.2019 года заинтересованным лицом представлен суду отзыв на заявленные требования.

18.09.2019 года на отзыв заинтересованного лица от заявителя в суд поступили возражения.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечил. В силу статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росприроднадзора.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ООО «Инновационные технологии» имеет лицензию № (89) – 3831 СТОР/П от 28.12.2018 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов IV класса опасности. То есть ООО «Инновационные технологии» в составе лицензируемого вида деятельности (в отношении видов деятельности, указанных в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») вправе осуществлять виды работ (услуг) по: сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, размещение отходов IV  класса опасности в отношении конкретных отходов видов отхода и с конкретным адресом места осуществления работ, согласно приложению к лицензии № (89) – 3831 СТОР/П от 28.12.2018.

Кроме того, судом установлено, что у ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»  во владении и пользовании на основании договора аренды находится полигон утилизации твердых бытовых отходов, площадью застройки 30000 м2, инвентарный №00000430, лит. Г., адрес местонахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение.

В рамках административного расследования по делу № 146/2019, 04.06.2019 был произведен выезд на территорию «полигона твердых бытовых отходов», расположенного по адресу: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й километр автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, где проведен осмотр территории с отбором проб отходов для определения класса опасности, токсичности и вида отходов согласно Федеральному квалификационному каталогу отходов (далее - ФККО).

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов от 04.06.2019 на территории полигона утилизации твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й километр автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, установлено, что территория полигона разделена на место для осуществления размещения твердых бытовых отходов и место для размещения крупно-габаритных отходов. На территории указанного полигона было установлено наличие различных отходов, в том числе отходов предположительно не относящиеся к IV-V классу опасности, а именно: химические источники тока, картриджи печатающих устройств, предположительно отходы фильтрующих элементов дизельных двигателей, обтирочные материалы, полимерные тары и др. Указанные отходы были отобраны специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО для определения токсичности и класса опасности отходов.

Согласно письму филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО № ИС-327/19 от 24.06.2019 (вх. Управления №7920 от 24.06.2019), в ходе выезда на объект размещения отходов – полигон твердых бытовых отходов, площадью застройки 30000 м2, расположенный по адресу: ЯНАО, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, специалистом филиала были отобраны отходы. В соответствии с ФККО, указанные отходы были определены и имеют следующий класс опасности: платы электронные компьютерные, утратившие потребительский свойства - 4 класс опасности (4 81 121 11 52 4 по ФККО); фильтры очистки топлива автотранспортных средств, отработанные - 3 класс опасности (9 21 302 01 52 3 по ФККО); фильтра очистки масла дизельных двигателей отработанные – 3 класса опасности (9 18 905 21 52 3 по ФККО); отходы литий-ионных аккумуляторов неповрежденные – 2 класса опасности (4 82 201 31 53 2 по ФККО); химические источники тока марганцево-цинковые щелочные неповрежденные отработанные - 2 класс опасности (4 82 201 11 53 2 по ФККО); тара полиэтиленовая, загрязненная нефтью или нефтепродуктами (содержание менее 15%) – 4 класса опасности (4 38 113 01 51 4 по ФККО); смесь масел минеральных отработанных, не содержащих галогены, пригодная для утилизации – 3 класса опасности (4 38 113 11 51 3);  картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%, отработанные – 4 класса опасности (4 81 203 02 52 4 по ФККО) обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) – 4 класса опасности (9 19 204 02 60 4 по ФККО).

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в отсутствие соответствующей лицензии «на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности», когда ее наличие является обязательной, осуществляет предпринимательскую деятельность на сооружении - «полигон утилизации твердых бытовых отходов», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, в виде выполнения работ: по размещению отходов II класса опасности, а именно отходов: химические источники тока марганцево-цинковые щелочные неповрежденные отработанные (4 82 201 11 53 2 по ФККО), отходы литий-ионных аккумуляторов неповрежденные (4 82 201 31 53 2 по ФККО), размещение отходов III класса опасности, а именно отходов: фильтры очистки топлива автотранспортных средств, отработанные (9 21 302 01 52 3 по ФККО), фильтра очистки масла дизельных двигателей отработанные (9 18 905 21 52 3 по ФККО), смесь масел минеральных отработанных, не содержащих галогены, пригодная для утилизации (4 38 113 11 51 3), размещение отходов IV класса опасности, а именно отходов: платы электронные компьютерные, утратившие потребительский свойства (4 81 121 11 52 4 по ФККО), тара полиэтиленовая, загрязненная нефтью или нефтепродуктами (содержание менее 15%) (4 38 113 01 51 4 по ФККО), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%, отработанные ( 4 81 203 02 52 4 по ФККО), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (9 19 204 02 60 4 по ФККО), в составе лицензируемого вида деятельности, в нарушение, требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Усмотрев в действиях заинтересованного лица признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, 23.08.2019 года уполномоченным должностным лицом Росприроднадзора был составлен в отношении ООО «Инновационные технологии» административный протокол №273/2019.

На основании части 3 статьи  23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Инновационные технологии» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственно-сти арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 7-ФЗ отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ к деятельности, на которые требуются лицензии, в том числе относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В целях данного Закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 № 416-П ООО «Инновационные технологии» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01.01.2019 года сроком на 6 лет. Во исполнение данного нормативно-правового акта между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Инновационные технологии» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 № 4001-19/111.

ООО «Инновационные технологии» имеет лицензию № (89) – 3831 СТОР/П от 28.12.2018 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов IV класса опасности.

В ходе проведенной проверки административным органом было установлено, что ООО «Инновационные технологии» в отсутствие соответствующей лицензии «на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности», когда ее наличие является обязательной, осуществляет предпринимательскую деятельность на сооружении - «полигон утилизации твердых бытовых отходов», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, в виде выполнения работ: по размещению отходов II класса опасности, а именно  отходов: химические источники тока марганцево-цинковые щелочные неповрежденные отработанные (4 82 201 11 53 2 по ФККО), отходы литий-ионных аккумуляторов неповрежденные (4 82 201 31 53 2 по ФККО), размещение отходов III класса опасности, а именно отходов: фильтры очистки топлива автотранспортных средств, отработанные (9 21 302 01 52 3 по ФККО), фильтра очистки масла дизельных двигателей отработанные (9 18 905 21 52 3 по ФККО), смесь масел минеральных отработанных, не содержащих галогены, пригодная для утилизации (4 38 113 11 51 3), размещение отходов IV класса опасности, а именно отходов: платы электронные компьютерные, утратившие потребительский свойства (4 81 121 11 52 4 по ФККО), тара полиэтиленовая, загрязненная нефтью или нефтепродуктами (содержание менее 15%) (4 38 113 01 51 4 по ФККО), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%, отработанные (4 81 203 02 52 4 по ФККО), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (9 19 204 02 60 4 по ФККО), в составе лицензируемого вида деятельности, в нарушение, требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». (далее – Закон № 99-ФЗ).

Факт осуществления предпринимательской деятельности, в отсутствии лицензии, когда она является обязательной, подтверждается: заключенными договорами на оказание услуг по обращению с отходами: с ООО «ЛИДЕР» от 30.03.2018, с ООО «Северград» от 29.03.2018, с ООО «СтройИнновация» от 29.03.2018, с ТСЖ «Содружесво» от 29.03.2018, с ТСЖ «Дружной» от 29.03.2019, с ТСЖ «Победы 33» от 29.03.2018, с ТСЖ «СЕВЕРНОЕ» от 29.03.2018, с ТСЖ «НАШ ДОМ» от 29.03.2018, с ООО «Недвижимость Тарко-Сале» от 29.03.2018, с ООО «Северная компания комфорт плюс» от 29.03.2019, с ООО «ЖилКомфорт» от 29.03.2019, с ТСЖ «КОМФОРТ» от 02.04.2018, с ТСЖ «Колесниковой, 8» от 02.04.2018, с ТСЖ «Колесниковой 4» от 23.03.2018, с ТСЖ «Победы 4а» от 02.04.2018, с ТСЖ «Брандмейстер» от 02.04.2018 от 02.04.2018 и другими договорами. 

Размещение отходов, в отсутствие соответствующей лицензии, подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.06.2019 с приложением, протоколом взятия проб и образцов от 04.06.2019.

В силу установленных обстоятельств, подтвержденных документально, общество в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляло деятельность по размещение отходов без лицензии, что образует объективную сторону вменяемого правонарушения.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде истек срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Так, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В части 2 указано, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, нарушение выявлено административным органом 24.06.2019 года.

Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности с момента его совершения истек 24.09.2019.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, поэтому суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

                                                        Р Е Ш И Л:

В удовлетворении предъявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова