ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-8144/19 от 02.12.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-8144/2019

09 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 декабря 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенном в уведомлении от 11.07.2019 №КУВД-001/2019-1112847/7,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился;

от Управления Росреестра - ФИО1 по доверенности от 09.08.2019 №70,

УСТАНОВИЛ:

общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (далее - заявитель, ООО «Нефтегазмонтаж», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган):

- «признать незаконным решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» на объект недвижимого имуществ - сооружение с индивидуальным наименованием: «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ», расположенный по адресу: 629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11, изложенное в Уведомлении №КУВД-001/2019-1112847/7 от 11.07.2019, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» на объект недвижимого имуществ - сооружение с индивидуальным наименованием: «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ», расположенный по адресу: 629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11».

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что им в регистрирующий орган был предоставлен весь необходимый пакет документов, позволяющий осуществить государственную регистрацию объекта.

17.09.2019 года от Управления Росреестра в суд поступил отзыв на заявленные требования, согласно которому заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала доводы представленного в суд отзыва на заявленные требования.

Заслушав представителя Управления Росреестра, оценив, представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Нефтегазмонтаж» в июле-августе 2012 года за счет собственных средств, с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие допуски на выполнение отдельных видов работ, был возведен (построен) линейный объект - «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» низкого давления (менее 0,005 МПа) с максимальным рабочим давлением 0,002 МПа (0,02 кгс/см2) общей протяженностью 368 метров (далее по тексту – газопровод, сооружение, линейный объект или объект), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, промзона, панель 11.

01.02.2019 ООО «Нефтегазмонтаж» обратился в Ноябрьский отдел Управления Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество – на газопровод, которое было зарегистрировано в книге учета входящих документов №КУВД-001/2019 запись №1112847, о чём ему была выдана расписка.

Уведомлением (без даты его вынесения) Управление Росреестра, уведомил заявителя о приостановлении осуществления действий по заявлению начиная с 11.02.2019 на три месяца – до 11.05.2019.

В качестве оснований приостановления регистрационных действий в уведомлении было указано на то, что:

- земельные участки с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80, на которых расположен объект, не принадлежат на каком-либо из прав заявителю и последний не предоставил документов, подтверждающих правомерность занятия/использования газопроводом части чужих земельных участков.

- спорный линейный объект (сооружение): Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ, назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта адрес: Ямало-ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11 не подпадает под пункт 7 Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 №113-П, в котором в качестве одного из случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется, относятся случаи строительства и (или) реконструкции подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах, а также средств электрохимической защиты от коррозии таких газопроводов, выполняемые газораспределительными организациями, определенными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" и включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций, поскольку, как указывает государственный регистратор в уведомлении, ни ООО «Нефтегазмонтаж» (заказчик – строительства газопровода), ни ООО «Газтехносервис» (генподрядчик) в таком реестре субъектов естественных монополий не значатся.

21.03.2019 ООО «Нефтегазмонтаж» обратился с заявлением о приобщении документов, возобновлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав (о возобновлении регистрационных действий), при этом предоставил для регистрации правоустанавливающие документы в отношении земельных участков с КН 89:12:111111:56 и КН 89:12:111111:80 – заключенные 28.02.2019 ООО «Нефтегазмонтаж», соответственно, с ООО «СибЭнергоМонтаж» Договор №1/19 и с ООО «Профессионал-Плюс» Договор № 1/2019.

В отношении собственника земельного участка с КН 89:12:111111:23 - ООО «Ямалспецстройтранссервис», была представлена выписка из ЕГРЮЛ от 19.02.2019, согласно которой общество - ООО «Ямалспецстройтранссервис» (ИНН <***> ОГРН <***>) с 12.05.2016 прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда ЯНАО по делу А81-6295/2013 о завершении конкурсного производства.

Помимо того, в части подтверждения того, что строительство газопровода осуществлялось лицами, отвечавшими требованиям законодательства на регистрацию были представлены (дополнительно): договор подряда №44 от 27.07.2011, заключенный истцом с ООО «Интер Строй» (Подрядчик), а также Свидетельство №С-077-7722532078-25122009-090/3 от 24.06.2011, выданное Подрядчику (ООО «Интер Строй») о допуске последнего к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в качестве одного (одних) из которых пунктами 19 (19.1-19.10) Приложения к Свидетельству в качестве наименования работ указываются работы, связанные с устройством наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно (п. 19.1), от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно (п. 19.2), от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа) и до 1,6 МПА включительно (для сжиженного газа).

Указанное заявление от 21.03.2019 было зарегистрировано в книге учета входящих документов №КУВД-001/2019 за номером записи №3407469, о чём заявителю выдана расписка.

28.03.2019 Уведомлением №КУВД-001/2019-1112847/3 Управление Росреестра приостановил действия по регистрации начиная с 28.03.2019 и до 11.05.2019.

В качестве оснований приостановления регистрационных действий в уведомлении указано на то, что:

- заявителем не представлено документов, подтверждавших его право (как застройщика) на земельные участки с КН 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80 на момент строительства и его окончания;

- из Технического плана сооружения от 29.01.2019 следовало, что разрешения на строительство не требовалось в соответствии с п. 7 Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016, однако по Акту приемки законченного строительством объекта последний был принят (введен) в эксплуатацию приемочной комиссией 29.08.2012 – до принятия указанного постановления;

Заявителем 24.04.2019 при подаче очередного заявления о приобщении документов и о возобновлении регистрационных действий (регистрация в КУВД-001/2019 №5118032) в регистрирующий орган были предоставлены согласия каждого из собственников земельных участков (89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80) на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования от 01.07.2012 (даны да начала строительства газопровода).

26.04.2019 Управление Росреестра, уведомлением № КУВД-001/2019-1112847/4, приостановил регистрационные действия до 11.05.2019, указав (как и ранее – уведомление от 28.03.2019) на непредставление правоустанавливающих документов по земельному участку с КН 89:12:111111:56, подтверждающих какое-либо право за ООО «Нефтегазмонтаж», предусмотренных ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации).

30.04.2019 заявителем было повторно (ранее направлялись 24.04.2019) представлено согласие на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения (газопровода) на условиях безвозмездного пользования, выданное 01.07.2012 ФИО2, которая в период строительства газопровода являлась собственником земельного участка с КН 89:12:111111:56, в последующем права на который приобрело ООО «Профессионал плюс». В получении дополнительных документов и заявления о приобщении документов и возобновлении регистрационных действий была выдана расписка от 30.04.2019 (регистрация в КУВД-001/2019 №5372675).

Уведомлением от 30.04.2019 исх. №КУВД-001/2019-1112847/5 до Общества было доведено о приостановлении регистрационных действий на тот же период – то есть до 11.05.2019, с указанием на то, что возобновление государственной регистрации не возможно по следующим причинам:

- на момент создания (строительства) объекта должны применять действовавшие в тот период нормы права, то есть требовалось разрешение на строительство линейного объекта и на его ввод в эксплуатацию;

- наружный газопровод является вновь созданным объектом и относится к недвижимому имуществу, следовательно, должен быть построен и введен в эксплуатацию со всеми требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно его статей 51 и 55.

При этом Управлением Росреестра сделан вывод, что Обществом не была соблюдена административная процедура узаконения возведенного объекта недвижимости – то есть, что Общество не обращалось в органы местного самоуправления - в администрацию муниципального образования в порядке ст. 51 ГрК РФ с заявлением о получении разрешения на строительство и ст. 55 ГрК РФ – о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

08.05.2019 Общество обратилось с заявлением в регистрирующий орган о приостановлении регистрационных действий еще на 2 месяца, то есть до 11.07.2019 (регистрация в КУВД-001/2019 №5580269), на основании которого Уведомлением от 13.05.2019 исх. №КУВД-001/2019-1112847/6 совершение регистрации приостановлено до 11.07.2019.

24.05.2019 заявитель обратился в органы местного самоуправления – к Главе администрации г. Ноябрьска с заявлением о выдаче разрешений на строительство (ст. 51 ГрК РФ) и на ввод в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ), приложив к обращению полный пакет документов.

05.06.2019 Обществу за исх. №201/111-И был дан ответ на его обращение от 24.05.2019, из которого следует, что в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, выдача разрешения не требуется.

Помимо того, согласно указанному ответу в силу положений постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 №113-П, которым утвержден Перечень иных случаев, для которых не требуется разрешение на строительство, разрешение на строительство не требуется в случае строительства (или) реконструкции газораспределительными организациями, включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий на основании постановления Правительства РФ от 17.05.20002 №317, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций, подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 МПа включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах.

09.07.2019 Общество, с учетом полученного ответа (исх. №201/111-И от 05.06.2019) о том, что разрешение на строительство такого рода сооружений в настоящее время не требуется, а также после проведения технического освидетельствования линейного объекта (Акт от 31.05.2019), согласно которому рабочее давление объекта «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» составляет менее 0,005 МПа, объект относится к газопроводам низкого давления – рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см2), снова обратился с заявлением о приобщении документов и о возобновлении регистрационных действий (регистрация в КУВД-001/2019 №8330728), к которому в качестве дополнительных документов приобщил заявление Главе администрации города о выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию спорного объекта с ответом на него об отсутствии необходимости получения таковых, а также Акт технического освидетельствования объекта от 31.05.2019.

11.07.2019 регистрирующим органом отказано в постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта и государственной регистрации права собственности на него за ООО «Нефтегазмонтаж», о чем вынесено соответствующее уведомление №КУВД-001/2019-1112847/7, в котором в качестве обоснования принятого решения указано на то, что представленные документы, в том числе дополнительно представленные 09.07.2019, не устраняют препятствия для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав.

Как и ранее (при принятии решений о приостановлении регистрации) регистрирующий орган указал в качестве оснований отказа на отсутствие правоустанавливающих документов, предусмотренных ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации.

Полагая, что отказ Управления Росреестра государственного кадастрового учета (то есть в постановке объекта на государственный кадастровый учет) и в государственной регистрации права собственности ООО «Нефтегазмонтаж» на линейный объект (объект недвижимого имущества) – сооружение с индивидуальным наименованием: «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ», расположенный по адресу: 629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11, изложенным в Уведомлении от 11.07.2019 №КУВД-001/2019-1112847/7 вляется незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).

Согласно статье 125 АПК РФ заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно содержать требования заявителя к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также обстоятельства, на которых основаны требования заявителя, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.

На основании приведенных норм арбитражный суд рассматривает требование заявителя в пределах тех доводов и обстоятельств, которые отражены в заявлении. В связи с изложенным, требование заявителя рассматривается в пределах обоснованных доводов, отраженных в заявлении.

В силу части 4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

В соответствии с частью 2 статьи 7 данного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

В силу части 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).

Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

По правилам части 1 статьи 21 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 этого же Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 40 Закона № 218-ФЗ, в силу части 10 которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 1 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).

Из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Из совокупного анализа названных норм права следует, что под объектом вспомогательного использования следует понимать здания, сооружения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществления строительства объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).

Из оспариваемого уведомления невозможно однозначно установить основания отказа в регистрации.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого уведомления в совокупности с уведомлениями о приостановлении регистрации и пояснениями представителя Управления Росреестра, ООО «Нефтегазмонтаж» в орган государственной регистрации не были предоставлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых возведен объект недвижимости - «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» низкого давления (менее 0,005 МПа) - рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см кв.), протяженностью 368 м., (далее - газопровод, сооружение, линейный объект).

Также в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2016 № 113-П «Об утверждении перечня иных случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется» отсутствует необходимость в получении разрешения при строительстве и (или) реконструкции газораспределительными организациями, определенными в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» и включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах, а также средств электрохимической защиты от коррозии таких газопроводов.

Однако, ООО «Нефтегазмонтаж», а также генеральный подрядчик ООО «Газтехсервис» в реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе не значатся.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходит из следующего.

В июле-августе 2012 года за счет собственных средств, с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие допуски на выполнение отдельных видов работ, был возведен (построен) линейный объект - «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» низкого давления (менее 0,005 МПа) с максимальным рабочим давлением 0,002 МПа (0,02 кгс/см2) общей протяженностью 368 метров (далее по тексту – газопровод, сооружение, линейный объект или объект), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промзона, панель 11.

Газопровод построен генподрядчиком ООО «Газтехсервис» (Лицензия №ВП-57-001724 от 25.11.2011), с привлечением ООО «Интерстрой» (Свидетельство №С-077-7722532078-25122009-090/3 от 24.06.2011 о допуске к определенному виду или видам работ, Свидетельство об аттестации №47А590215 от 01.08.2011);

29.08.2012 объект системы газоснабжения «Наружный газопровод к котельной «Нефтегазмонтаж», шкафное ГРПШ» принят и введен в эксплуатацию, что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта от 29.08.2019.

В тот же день на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (приложение Б (обязательное) к СНиП 42-01-2002) от 29.08.2019 был принят объект: «Техническое перевооружение автономного теплоснабжения ООО «Нефтегазмонтаж».

Согласно Техническому плату сооружения от 29.01.2019 объект недвижимого имущества - газопровод расположен в пределах 3 (трех) смежных земельных участков с кадастровыми номерами (далее по тексту – ЗУ с КН) 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 на ЗУ с КН 89:12:111111:80, права собственности на которые, согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН), зарегистрированы, соответственно, за:

- ООО «Ямалспецстройтранссервис» на ЗУ с КН 89:12:111111:23 (государственная регистрация права №89-89-07/017/2011-337 от 22.08.2011, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 №КУВИ-001/2019-3711258);

- ООО «Профессионал-плюс» на ЗУ с КН 89:12:111111:56 (государственная регистрация права №89/007/2017-2 от 08.11.2017, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 №КУВИ-001/2019-3711878), который ранее, в том числе в период строительства газопровода, принадлежал физическому лицу ФИО2;

- ООО «СибЭнергоМонтаж» на ЗУ с КН 89:12:111111:80 (государственная регистрация права №89-89-07/013/2010-086 от 07.10.2010, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 №КУВИ-001/2019-3712378).

В целях согласования размещения объекта на указанных земельных участках Обществом, до начала строительства, 01.07.2012 от собственников земельных участков ООО «Ямалспецстройтранссервис», ФИО2, а также ООО «СибЭнергоМонтаж» получены письменные разрешения на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования земельными участками (Согласия от 01.07.2012 приложены к иску).

В последующем в отношении земельных участков с КН 89:12:111111:56 и КН 89:12:111111:80 Обществом заключены договоры безвозмездного пользования от 28.02.2019 соответственно с ООО «СибЭнергоМонтаж» (Договор №1/19 от 28.02.2019) и ООО «Профессионал-Плюс» (Договор № 1/2019 от 28.02.2019).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 19.02.2019 ООО «Ямалспецстройтранссервис», являвшийся собственником земельного участка с КН 89:12:111111:23, с 12.05.2016 прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией. По указанной причине между Обществом и ООО «Ямалспецстройтранссервис» соответствующий договор на использование земельного участка не заключался.

Между тем, использование Обществом земельного участка с КН 89:12:111111:23 на период эксплуатации объекта было согласовано ООО «Ямалспецстройтранссервис» ранее, что подтверждается Согласием на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования земельным участком от 01.07.2012.

Отсутствие государственной регистрации договоров безвозмездного пользования земельными участками в данном случае не является основанием для вывода об отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки.

Согласно пункту 5.2 договоров, они заключены на неопределенный срок, а государственной регистрации подлежат договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на срок не менее года (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации). Заключенный на неопределенный срок договор аренды государственной регистрации не подлежит.

Не основаны на нормах закона и выводы ответчика о несоблюдение Обществом положений пункта 7 Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2016 N 113-П «Об утверждении перечня иных случаев для которых получение разрешения на строительство не требуется» (далее - постановление Администрации ЯНАО N 113-П), поскольку указанное Постановление принято 18.02.2016, в то время как строительство объекта проведено Обществом в 2012 году, когда действовало постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2006 N 570-А «Об утверждении перечня случаев строительства, реконструкции либо изменения объектов капитального строительства, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (далее - постановление Администрации ЯНАО N 570-А).

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В силу пункта 2, 2.5 - 2 Перечня случаев строительства, реконструкции либо изменения объектов капитального строительства, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО N 570-А, получение разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции либо изменении объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в случае строительства и (или) реконструкции объектов, указанных в подпунктах 2.4 - 2 - 2.4 - 6 настоящего пункта (подземные, наземные, надземные газопроводы с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, сооружения и газорегулирующее оборудование на указанных газопроводах, а также средства электрохимической защиты от коррозии таких газопроводов), не требуется в том случае если строительство осуществляется лицами, отвечающими требованиям законодательства Российской Федерации, на основании проектной документации, подготовленной в установленном порядке.

Согласно проектной и исполнительной документации, рабочее давление объекта «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» составляет менее 0,005 МПа, объект относится к газопроводам низкого давления – рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см2). Строительство указанного объекта осуществлялось специализированной организацией, имеющей необходимые допуска (свидетельства) к выполнению рассматриваемых видов работ.

Согласно акта технического освидетельствования линейного объекта от 31.05.2019 рабочее давление объекта «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» составляет менее 0,005 МПа, объект относится к газопроводам низкого давления – рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см2),

То обстоятельство, что редакция Постановления Администрации ЯНАО от 12.12.2006 № 570-А, предусматривающая строительство газопроводов без получения разрешения на строительство, была принята постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 04.06.2015 № 486-П, т.е. после строительства спорного объекта, не означает, что Общество лишено права провести в отношении него государственную регистрацию прав, поскольку действующим законодательством обязанность получения разрешения на строительство данного вида объекта не предусмотрена.

Как следует из п. 4.4. ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом 03.08.2018 № 330-ФЗ), не требуется разрешение на строительство, реконструкцию и, следовательно, последующее разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ) объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля (до 0,5 МПа) включительно.

В силу чего, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Росреестра об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенном в уведомлении от 11.07.2019 №КУВД-001/2019-1112847/7 не является мотивированным и обоснованным.

В силу изложенного выше требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении от 11.07.2019 №КУВД-001/2019-1112847/7, признать недействительным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.11.2002, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 10.09.2009, адрес: 629803, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>).

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.11.2002, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 10.09.2009, адрес: 629803, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 16.08.2019 №98 государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

А.В. Кустов