ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-8713/2021 от 22.11.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-8713/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН: 6671294624, ОГРН: 1096671010864) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СХД-Феникс" (ИНН: 8901030904, ОГРН: 1158901001478) к административной ответственности по  части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу – Мироненкова Е.Ю. по доверенности от 19.03.2021 года №5-22;

от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "СХД-Феникс" - Трач С.И., по доверенности от 16.08.2021 № 11 (диплом ВСВ 113913);

                                                         УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН: 6671294624, ОГРН: 1096671010864)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СХД-Феникс" (ИНН: 8901030904, ОГРН: 1158901001478) к административной ответственности по  части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

21.10.2021 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Общества.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения предъявленного требования.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «СХД-Феникс» в период с 12.05.2021 по 21.05.2021 по адресу обособленного подразделения: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Маяковского, д. 21 (КПП 890145001), совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении поставки алкогольной продукции (пива, пивных напитков) с истекшими сроками годности, установленными производителем, в общем объеме32,0 дал по 4 товарно-транспортным накладным (далее - ТТН) в адрес получателей ИП Ларионова Юрия Владимировича (ИНН 120304739744), ИП Мамеева Александра Витальевича (ИНН 890100412110), ООО «Лидер» (ИНН 8902012104), ООО «Бургер Лофт» (ИНН 8901035557).

Данные обстоятельства подтверждаются данными «Отчёта о поставке немаркированной алкогольной продукции с истекшим сроком годности» за период с 01.05.2021 по 31.05.2021, данными «Отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 12.05.2021 по 21.05.2021 (по дате накладной)» ООО «СХД Феникс» по КПП 890145001, а также данными Отчетов об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции контрагентов-получателей ИП Ларионова Юрия Владимировича (ИНН 120304739744), ИП Мамеева Александра Витальевича (ИНН 890100412110), ООО «Лидер» (ИНН 8902012104) и ООО «Бургер Лофт» (ИНН 8901035557).

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, Управлением 13.08.2021в отношении заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении №АП04-2021/285-ЮЛ.

Материалы проверки направлены административным органом в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ эти же действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Субъектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности (пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В силу части 1 статьи 4 Закона N 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона 171-ФЗ установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны соблюдать требования, установленные Законом N 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0.5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 29-ФЗ сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.

Юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (статья 22 Закона N 29-ФЗ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), которым установлены объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.

В соответствии со статьей 2 ТР ТС 021/2011 целями принятия настоящего технического регламента являются, в том числе защита жизни и (или) здоровья человека. Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии Техническому регламенту.

По положениям статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

В силу части 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к настоящему техническому регламенту (часть 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011).

Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (статья 10 ТР ТС 021 /2011).

Согласно пункту 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

На основании статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В соответствии частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ ответственность за нарушение требований технических регламентов несет и изготовитель и продавец.

В подтверждение доводов о реализации (поставке) обществом алкогольной продукции (пива) с истекшим сроком годности в различные организации, осуществляющие розничную торговлю данной продукцией, административный орган ссылается на отчетные данные, сформированные автоматизированной системой.

В опровержение заявленных требований ООО «СХД-Феникс» в материалы дела представило первичную документацию, свидетельствующую о поставке покупателям продукции в период срока годности.

Так, в материалы дела Обществом представлен счет-фактура (универсальный передаточный акт) №00212 от 12 мая 2021 года, в соответствии с которой ООО «СХД-Феникс» поставило в адрес ИП Ларионов Ю.В. пиво светлое "Майкопское ПРЕМИУМ", емк. 0,5 л., производитель ООО «МПК» Пивзавод Майкопский, код АП: 0000000000026893009, пиво светлое "Майкопское Жигули", емк. 0,5 л., производитель ООО «МПК» Пивзавод Майкопский, код АП: 0003016000001393317. Согласно данному документу дата розлива пива 13 и 14 апреля 2021 года, что следует из раздела документа (наименование товара).

В материалы дела Обществом представлен счет-фактура (универсальный передаточный акт) №00227 от 21 мая 2021 года, в соответствии с которой ООО «СХД-Феникс» поставило в адрес ООО «Лидер» пиво светлое "Майкопское Жигули", емк. 0,5 л., производитель ООО «МПК» Пивзавод Майкопский, код АП: 0003016000001393317. Согласно данному документу дата розлива пива 14 апреля 2021 года, что следует из раздела документа (наименование товара).

В материалы дела Обществом представлен счет-фактура (универсальный передаточный акт) №00219 от 13 мая 2021 года, в соответствии с которой ООО «СХД-Феникс» поставило в адрес ИП Мамеев А.В. пиво светлое "Майкопское ПРЕМИУМ", емк. 0,5 л., производитель ООО «МПК» Пивзавод Майкопский, код АП: 0000000000026893009, а также пиво светлое "Майкопское Жигули", емк. 0,5 л., производитель ООО «МПК» Пивзавод Майкопский, код АП: 0003016000001393317. Согласно данному документу дата розлива пива 13, 14 апреля 2021 года, что следует из раздела документа (наименование товара).

Кроме того, в материалы дела заинтересованным лицом представлены первичные документы, подтверждающие поставку вышеуказанной алкогольной продукции от завода изготовителя - ООО «МПК» Пивзавод Майкопский в адрес ООО «СХД –Феникс», а именно товарная накладная от 19.04.2021 года.

В материалы дела Обществом представлен счет-фактура (универсальный передаточный акт) №00228 от 21 мая 2021 года, в соответствии с которой ООО «СХД-Феникс» поставило в адрес ООО «Бургер Лофт» пиво светлое пастеризованное "Пенная прохлада", производитель ОАО «БУКЕТ ЧУВАШИИ», код АП: 0000000000029974909. Согласно данному документу дата розлива пива 26 апреля 2021 года, что следует из раздела документа (наименование товара).

Кроме того, в материалы дела заинтересованным лицом представлены первичные документы, подтверждающие поставку алкогольной продукции от завода изготовителя ОАО «БУКЕТ ЧУВАШИИ» в адрес ООО «СХД «Феникс»: счет-фактура от 29.04.2021 года, товарная накладная от 29.04.2021 года, товарно-транспортная накладная от 29.04.2021 года, согласно которым дата розлива указанного пива 26.04.2021 года. Более того, в отношении данного алкогольного напитка Обществом представлено качественное удостоверение, согласно которому пиво светлое пастеризованное "Пенная прохлада", производитель ОАО «БУКЕТ ЧУВАШИИ»: дата розлива 26.04.2021 года –конечный срок реализации 21.11.2021 года.

ООО «СХД-Феникс» в материалы дела представлены  письма ИП Ларионова Ю.В. от 19.10.2021 года, согласно которому алкогольная продукция по вышеуказанным накладным поступила с действующими сроками годности, также предприниматель указал на то, что остаточный срок  действия должен быть не менее 1/3 срока годности товара;  ООО «Лидер»  от 27.09.2021 года, согласно которому Общество сообщило о поступлении продукции по  указанным накладным с надлежащими сроками, при осуществлении отгрузок поставщиками, все товары проверяются, и в случае выявления продукции с истекшими сроками, возвращаются обратно; ООО «Бургер Лофт», согласно которому Общество подтвердило факт поставки ООО «СХД-Феникс» в его адрес товара с надлежащими сроками по товарно-транспортным накладным, указанным в запросе.  Суд отмечает, что согласно направленным в адрес данных покупателей товара запросам, ООО «СХД-Феникс» были указаны именно спорные  счета-фактуры (универсальные передаточные акты).

Представленные обществом доказательства и приведенные доводы административным органом не оспорены и не опровергнуты, о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлено (статьи 9, 65 АПК РФ).

Административный орган в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил относимые и достаточные доказательства совершения обществом вменяемого ему правонарушения, ограничившись представлением отчетной информации без истребования пояснений от общества, его контрагентов по обнаруженным сведениям.

Кроме того, суд обращает внимание на вменение обществу нетипичного поведения поставщика, который, по мнению административного органа, поставил товар с заведомо истекшим сроком годности (истек более двух лет назад) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, при этом всеми покупателями поставленная продукция была принята на реализацию.

Доказательства, свидетельствующие об отказе контрагентов от договоров поставки или направления в адрес общества замечаний относительно срока годности поставленной продукции, Управлением в материалы дела не представлены.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, спорная отчетность в случае предоставления первичной документации с иными данными, чем в отчетности указаны, не подтверждает факт правонарушения.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

                                                         РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова