ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-9780/2022 от 27.10.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-9780/2022

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлениюАкционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) об оспаривании постановления Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2022 № 187/22 по делу об административном правонарушении,

без вызова сторон,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153)  обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2022 № 187/22 по делу об административном правонарушении.

28.09.2022 года отзыв на заявленные требования поступил в суд со стороны административного органа.

Определением суда от 13 сентября 2022 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее,  АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

Из материалов дела следует, что стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству.

Кроме того, исковое заявление и приложенные к нему документы были опубликованы в сети интернет на сайте: http://kad.arbitr.ru для ознакомления сторонами с материалами дела.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Из материалов дела усматривается следующее.04 июля 2022 года в 16 часов 15 минут при проведении внеплановой документарной проверки в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в соответствии с решением департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2022 года №456-ОД, на основании обращений граждан (№89/01-09/1395Э от 06.06.2022, 89-35-01-09/899Э от 14.06.2022), проживающих в многоквартирном доме по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, мкр. 3, д. 33, выявлено нарушение частей 9, 10, 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 59 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»; Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - исполнителем коммунальных услуг, филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло», а именно: не обеспечена готовность общедомового прибора учета тепловой энергии к осуществлению поставки коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, с 16.12.2021 года не ведется учет потребляемых коммунальных ресурсов, общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с нарушением действующего законодательства.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 456 от 04.07.2022.

Усмотрев в действиях акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 ст. 9.16 КоАП РФ, 19.07.2022 года в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» составлен административный протокол №ТС-99  по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

25.07.2022 годаДепартаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено постановление №187/22, которым АО «Ямалкоммунэнеро» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФи ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, АО «Ямалкоммунэнеро» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления  административного органа незаконным.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлено, что необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также отказе от заключения или исполнения соответствующего договора.

Субъектом административного правонарушения являются организации, обязанные осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Статьей 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из этого Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с частью 9 статьи 13 названного Закона с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, в случае если собственники помещений в многоквартирных домах не исполнили в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения.

Указанные в части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого не выполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Часть 6 названной статьи устанавливает, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета (пункт 1); эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 2).

Согласно пункту 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Положения части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации прибора учета используемых энергетических ресурсов, возложена на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе: "горячее водоснабжение" и "отопление".

Исполнителем,   предоставляющим   потребителям,   проживающим   по   адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, мкр. 3, д. 33, коммунальную услугу по отоплению является АО «Ямалкоммунэнерго».

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в настоящее время регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

Указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению потребителям в многоквартирном доме предоставляются АО «Ямалкоммунэнерго» на основании договоров, заключенных путем совершения потребителями конклюдентных действий, в письменной форме договоров на поставку ресурсов между потребителями в многоквартирном доме и указанной организацией не заключалось.

В соответствии с п. 56 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила № 1034), при вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:

а)соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б)соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в)качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г)наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

Пунктом  57  Правил  №   1034 установлено,  что  при  вводе в  эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

Согласно пункту 58 Правил № 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

 В соответствии с пунктом 59 Правил № 1034, в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.

Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что подтверждается Актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 16.12.2021.

Однако, в нарушение пункта 59, при наличии выявленных недостатков (термопреобразователи на подающем и обратном трубопроводах установлены не по инструкции по монтажу и не соответствуют проектной документации) узел учета ОДПУ введен в эксплуатацию до конца отопительного периода 2022 года.

«13» апреля 2022 года в ходе проведения периодической проверки коммерческого узла учета тепловой энергии установлено, что термопреобразователи на подающие и обратные трубопроводы установлены не по инструкции по монтажу и не соответствуют проектной документации, приборы учета выведены по заявлению управляющей компании для проведения внеочередной поверки. Указанные обстоятельства подтверждаются Актом периодической проверки узла учета тепловой энергии от 13.04.2022.

Таким образом, в нарушение п. 59 Правил № 1034, при выявленных несоответствиях узла учета положениям настоящих Правил, узел учета 16.12.2021 введен в эксплуатацию. Соответственно, узел учета, введенный в эксплуатацию 16.12.2021 в многоквартирном доме с нарушением действующего законодательства, не достоверно отображал сведения о фактическом потреблении тепловой энергии, а потому не мог применяться в качестве расчетного. В связи с этим, расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению производился с применением расчетных способов.

Как указано судом выше, положения части 9 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, возложена на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», эксплуатация приборов учета - это снятие показаний счетчиков и передача их заказчикам данной услуги, поверка, ремонт и замена приборов учета (п.2 ч. 6 ст.19).

АО «Ямалкоммунэнерго», являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу положений частей 9, 10 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ несет обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» не обеспечена готовность общедомового прибора учета тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, мкр. 3, д. 33, необходимого для предоставления коммунальной услуги. Так, узел учета, введенный в эксплуатацию 16.12.2021 в многоквартирном доме с нарушением действующего законодательства, не достоверно отображал сведения о фактическом потреблении тепловой энергии,что не опровергнуто заявителем, а потому не мог применяться в качестве расчетного. В связи с этим, расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению производился с применением расчетных способов.

В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения заявителем указанной обязанности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от общества причинам, в материалы дела в нарушение положений 65 АПК РФ отсутствуют.

Поскольку в деле не имеется доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, постольку суд, учитывая характер совершенного правонарушения, значимость установления требований к энергосбережению, то, что правонарушитель не признал своей вины в совершенном правонарушении, а также то, что поводом для проведения проверки послужила жалоба потребителя, считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении общества не имеется.

Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также оснований для освобождения заявителя от административной ответственности судом не установлено. Административное наказание установлено обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.

Предусмотренные ст. 211 АПК РФ основания для удовлетворения требований АО судом не установлены.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                               РЕШИЛ:

В удовлетворении предъявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова